ФЕСТИВАЛЬ  Moscow Music Week: гид Звуков

Редакция Зуков выбирает самые интересные концерты Московской недели музыки: от джаза до индитроники

Программа Moscow Music Week, распределенного фестиваля, включающего почти три десятка клубных мероприятий, это всегда это всегда ребус. Площадок много, имена по большей части не самые известные (здесь всё заточено не под звезд, а под артистов молодых и перспективных), да и стилистический разброс – шире некуда, от препарированной народной музыки и неоклассики до фри-джаза и техно. Изучив лайнап, редакция "Звуков" публикует сводный гид, где каждый автор выбрал несколько самых интересных на свой вкус имен.

Выбор Ника Завриева

Vatannar (экспериментально-перформативный шоукейс, КЦ "Дом", 2 сентября, вечер)

Проект Vatannar возник как одна из культурных инициатив года Германии в России. С немецкой стороны участвует электронщик-экспериментатор Гвидо Мёбиус (Guidi Mobius), клиент лейблов Karaoke Kalk и Shitkatapult. С Российской – казанский электронный дуэт Djinn City, фольклорный ансамбль казанской консерватории, который исполняет песни народов Поволжья и Приуралья, а также тувинский мультинструменталист и певец Сугдэр Лудуп. Получается довольно яркий гибрид востока и запада, а также эксперимента и традиции. В качестве сравнения можно привести совместный проект Dead Can Dance с болгарским хором, с которым они несколько лет назад выступали на Primavera Sound с той разницей, что у Vatannar гораздо заметнее электронно-экспериментальная составляющая.

Gnoomes (шоукейс фестиваля AWAZ, Aglomerat, 3 сентября, вечер)

Пермская группа Gnoomes – одно из самых интересных явлений на нашей инди-сцене последних пяти лет. В их музыке примерно в равных долях смешаны краут-рок, шугейз и психоделия. Музыка у них с одной стороны мощная и драйвовая, с другой – достаточно сложная, они берут не мелодизмом, а скорее вводят слушателя в транс, гипнотизируя его монотонными секвенциями моторик-битом и переплетающимися гитарными петлями. В Москве группа играет нечасто, а издается уже много лет в Англии, на одном лейбле с Goat и Teeth of The Sea.

Убиваю Насекомых (Коррозия шоукейс, RNDM, 3 сентября, ночь)

Если Gnoomes – группа уже достаточно известная, а по меркам MMW – прямо ветеранистая, то московский дуэт Убиваю Насекомых – это та самая молодая шпана, которая завтра, возможно, будет править миром. В электронике в последнее время не так уж много новаторства, но звучание УН – это квинтэссенция всех трендов 2021-го. Это поколение выросло на музыке Sophie, Arca, Oneohtrix Point Never и Actress. Резкие цифровые тембры, рваный нервический бит, алогичное построение композиции, будто бы собранной из несочетающихся фрагментов, искаженные голосовые сэмплы – всё это звучит как обращенный в звук кошмарный сон, но вообще-то мир вокруг в последнее время выглядит примерно так же.

Parks, Squares And Alleys (шоукейс Tunecore, Powerhouse, 2 сентября, вечер)

Страничка проекта лаконично описывает Parks, Squares And Alleys как "домашний lo-fi проект музыканта из Хабаровска, Сергея Хавро". От такого ждешь скорее какой-то русской хтони, но в реальности PSAA – нечто диаметрально противоположное. Если точнее – несколько меланхоличный и очень комфортно звучащий инди-поп с хорошими мелодиями, да еще и по большей части англоязычный. Ассоциации по большей части скандинавские – то Mary Onettes на ум придут, то Radio Dept, но можно вспомнить и Washed Out. Короче говоря, поп-музыка здорового человека.

Александр Сереченко + Оксана Григорьева (шоукейс "Рихтерфест", WIP, 4 сентября, вечер)

Новый джаз и современная импровизационная музыка в последние годы развиваются в России как-то особенно бурно и активно, так что нечего удивляться тому, что этой теме на MMW целиком посвящено сразу два шоукейса, а еще на один наберется импров-групп, играющих на других мероприятиях. Так что выбор сложный, но пусть это будет дуэт Александра Сереченко aka Solo Operator (саксофон, электроника) и Оксаны Григорьевой (ударные). Фри-джазовый саксофон Сереченко может звучать разреженно, на грани эмбиента, а может – резко и напористо, что в сочетании с луп-станциями, которые Александр активно использует на концертах, порой создает прямо-таки стену звука.

Выбор Дмитрия Куркина

Gnoomes (шоукейс фестиваля AWAZ, Aglomerat, 3 сентября, вечер)

До того, как грохнул ковидный занавес, пермяки Gnoomes не особенно часто наезжали с концертами в столицу. Новое эпидемиологическое время изменило гастрольные маршруты, и этим, конечно, надо цинично пользоваться. Гитарную музыку, не слишком далекую от британской волны психодел-ревайвала, вообще лучше слушать живьем, и Gnoomes - прекрасное тому подтверждение.

Sasha Vinogradova & Alina Anufrienko (экспериментально-перформативный шоукейс, КЦ "Дом", 2 сентября, вечер)

Перформанс Саши Виноградовой и Алины Ануфриенко, которые вот-вот выпустят новый альбом "Oko", стоит увидеть, в общем-то, по тем же причинам. И потому, что как минимум половина дуэта вскоре покинет Россию. И потому, что это лучше видеть живьем - тонкая, вкрадчивая, глубоко интроспективная музыка требовательна к акустике пространства

ВЕЩЬ (шоукейс Incompetence, WIP, 3 сентября, вечер)

Не стоит пропускать и концерт дуэта ВЕЩЬ: "фри-джазовые галлюцинации и моно-спектакли" (тот случай, когда собственное описание не нуждается в уточнениях) с текстами, нарезанными из реальных новостей и заголовков, как минимум, нескучное приключение.

Выбор Ани Гавриловой

SUPRUGA (шоукейс фестиваля БОЛЬ, 4 сентября, Aglomerat)

Великолепная блэк-метал (или все-таки хардкор?) команда из Самары с женским вокалом. SUPRUGA подписаны на австрийском лейбле Napalm Records - а это уже говорит о многом. Один из их последних московских концертов прошел в компактном баре "Фракция", очень интересно сравнить, как команда будет выглядеть на большой сцене Агломерата.

Super Collection Orchestra (Art-Rock Showcase, Клуб - культурное пространство на Покровском бульваре 6/20, 2 сентября)

Питерцы называют себя "первым freepop-оркестром", но на самом деле играют бодрый жизнерадостный психоделический поп-рок. Из достижений - выпуск дебютника на лейбле Ивана Дорна "Masterskaya" и участие в саундтреке к фильма "Майор Гром". Между этими двумя событиями - выход нескольких релизов на "Союз Мьюзик", выступления на фестивалях Stereoleto, Zavtra, Mitas Mitas Mitas (FIN), Tallinn Music Week (EST), Faces&Laces, Боль и (внезапное!) появление в "Чартовой Дюжине" на Нашем Радио.

Шоукейс Ionoff Music (Клуб - культурное пространство на Покровском бульваре 6/20, 3 сентября)

Как обычно, мероприятие под кураторством Александра Ионова - это огромное количество малоизвестных артистов с совершенно дикими названиями вроде "Гараж говна", "Ультранасилие" и "Промышленный проезд". В общей сложности анонсировано 24 группы, старт мероприятия - в 17 часов. Попадется ли среди этих групп что-то действительно стоящее - предсказать сложно, но масса захватывающих впечатлений гарантирована. Если повезет - первыми услышите новую Гречку и будете рассказывать об этом внукам.

Выбор Сони Соколовой

Baritone Domination (Dark Jazz Showcase, 2 сентября, WIP)

Джаз, каким его играет трио Александра Сереченко, Сергея Храмцевича и Петра Отоцкого, - невероятно редкое явление не только для российской, но и для мировой сцены: он действительно free, он абсолютно чужд циркачеству и не пытается быть trendy. Эта музыка на стыке нойза и фри-джаза - просто невероятно точная, чистая и добротная, в ней все гармонично и все на своих местах: два баритон-сакса ведут свои партии, словно разыгрывают гамбит, ударные творят бурю из ничего, а дополняется все это бэк-сэмплами и эффектами, при помощи которых создаются новые прикольные слои и пространства. Ближе всего то, что делают Baritone Dominatior, к экспрессивному хаосу Матса Густафссона или NRG Ensemble, только здесь нойз более "управляемый". Их концертный альбом "Live at Sidur Museum" доказывает, что и живьем группа звучит не менее круто и мощно.

Mordái (Открытие, 1 сентября, Aglomerat, вечер)

В доковидном мире группе Mordái был бы уготован слот на главной сцене фестиваля Sziget, однако вместо главного европейского open air эти прекрасные бешеные венгры проведут вечер с нами. Mordái - адепты дарк-фолк-рока, взявшие в качестве подспорья традиции прога и психоделики (саспенс и катарсис обязательны). Звучание команды - плывущий саксофон, мрачный альт, электроника и стадионные "ребра жесткости" - довольно традиционно для Венгрии (послушайте тех же Masfel или Anima Sound System). Лидер-вокалист Шома Нове (Soma Nove) успешно воспроизводит его в другом своем проекте - англоязычном Middlemist Red. Собственно, и сам взлет Mordai выглядит как почти случайный успех сольного мини-альбома Нове “Népdalok” (2018), который в итоге разросся до группы. Послушать Mordái стоит уже ради того, чтобы узнать, как может звучать на стадионную аудиторию фолк без хохломы. Ну, или ради того, чтобы услышать единственного представителя западной сцены на MMV-2021.

DYW (Dark Jazz Showcase, 2 сентября, WIP)

Москвичи DYW - из тех групп, которые интересны не тем, что они играют сейчас, а тем, что они способны выдать дальше. Даниэль Измайлов (бас, электроника), Яков Наседкин (альт-саксофон, электроника) и Владимир Смирнов (ударные) создают рваное, экспрессивное шумовое полотно, в котором отчетливо проступают ленивый тяжелый даб и глумливый бандитский фанк. Пара вещей может дать представление о том, как прекрасно может звучать эта группа, если даст себе волю: там, где разный прикольный "космический мусор" и партии баса создают нервный, грязный и такой притягательный звук, за который мы и любим дарк, а саксофон и ударные наконец-то пускаются в отрыв. Надеюсь, именно это и произойдет на концерте.

28.08.2021, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: