David HURWITZ  "Музыка - это не демократия"

"Музыкант? Не можешь заработать? Пошёл вон из профессии!", - акула музкритики даёт интервью музыканту.

Около полугода назад в мирный спокойный океан классической музыкальной критики бесцеремонно ворвался громадный ледокол. Он выдавал громогласные гудки, которые разносились по просторам YouTube, вызывая огромный резонанс. "Курентзис– чудовище!", Барочники – шарлатаны!", "Музыканты – ленивые жопы!", - раздавалось из его трубы. На ледоколе гордо блестело имя: David Hurwitz.
Редакция Звуков не смогла проплыть мимо.

Дэвид Гурвиц – один из самых известных, авторитетных и эксцентричных музыкальных критиков современности, основатель Classicstoday.com, почетный преподаватель Стэнфордского Университета, в интервью рассказал Звукам об особенностях профессии, можно ли стать критиком или нужно им родиться, почему ужасная рецензия почти всегда ведет к успеху,- ну и, конечно, о сексе и деньгах.

Мне, как музыканту, было неимоверно интересно пообщаться с настоящим критиком, ведь мы всё время находимся по разную сторону баррикад. Очень хотелось понять, о чем думают эти страшные люди, какие у них принципы (да и есть ли они вообще), чем они живут. Я ощущаю, что нам не хватает диалога. Мы с критиками как будто стараемся друг друга не замечать, хотя и жить друг без друга мы тоже не можем. Сколько за последние годы вы видели бесед музыкантов с критиками...?
То, о чём поведал Дэвид, не найти в учебниках. Это подтверждают многие известные музыканты, чьи комментарии вы найдете под видео с интервью.

Музыкант и критик: кто кого?

Дэвид Гурвиц убеждён, что талант имеет далеко не ключевое значение. Вопрос в том, есть ли у артиста своя аудитория.
- Я вижу много талантливых молодых исполнителей, которые превосходят многих "мэтров", - признается Гурвиц. - Но критик не будет писать рецензию на неизвестного музыканта, так как это потеря времени. Если у артиста нет широкой массы собственных поклонников, то кто будет это читать?

Теперь ясно, почему критики стараются "кусать" действительно больших музыкантов, даже осознавая, что тем абсолютно не интересно их мнение. И становится понятно, что гегемония конкурсов никуда не денется: именно жюри сообщает слушателям, кто "избранный", публика аккумулируется, критики возбуждаются.

Однако бывают случаи, когда артист получает нелицеприятный отзыв о своём творчестве, а часто и откровенный "разнос". Дэвид разъясняет, почему "плохая критика" - это почти всегда счастливый билет для музыканта:
- Когда ты пишешь "Курентзис ничего не смыслит в Бетховене", то сразу поднимается волна. Поклонники Теодора негодуют, пока противники потирают руки. Но главное - все начинают покупать и слушать его музыку! Так это и работает".

А вы знали, что, неправильно представившись, артист никогда не получит рецензию? Задумывались ли вы, почему мы не можем оторваться от записей Рубинштейна, Горовица и Гульда, а главное, - почти всегда способны их отличить от других музыкантов? Пианист с лучшим звуком в истории и дирижёр, который не имеет ни одной плохой записи - кто они?
Великий и ужасный Д. Гурвиц с удовольствием вам расскажет!

Важной темой интервью стал диалог о "купленных рецензиях".
- Это не критика,- обрубил Дэвид - Это продажные шавки! Знаете, когда у меня стоял вопрос, писать заказные статьи и хорошо зарабатывать, или говорить то, что я действительно думаю, сводя концы с концами, - я нашёл элегантное решение: стал риэлтором! Это гарантирует мою независимость. Поэтому это исключительно выбор каждого. Выход есть всегда!

Критика - драйвер индустрии

Гурвиц активно выступает против "консьюмерской критики". Дэвид стоял у истоков некоторых сервисов Amazon, но что-то пошло не так.

- Они позвонили мне. Сказали, что хотят, чтобы я писал рецензии на артистов, которые будут представлены на их платформе. Я было согласился, но потом они обмолвились, что на мою рецензию будет около тысячи других "мнений" - от обычных слушателей-немузыкантов, которые будут оценивать мою объективность. Я пошутил, что всё, что говорю я - это "глас Божий и обсуждению не подлежит". Шутку не оценили и больше я их не видел.
"С Naxos же (Naxos - крупнейшая американская компания звукозаписи - прим.ред.), напротив, у нас сложилось прекрасное взаимопонимание с самого начала. Они никогда не пытались диктовать, что и как писать. Без ложной скромности замечу, что наша гильдия критиков сделала громадный вклад в их раскрутку.

На вопрос "каковы сегодня главные проблемы критицизма" Дэвид ответил коротко:
- Почти не осталось профессионалов. Многие высказываются раньше, чем успеют разобраться или просто подумать. Сегодня у всех есть МНЕНИЕ. Критика - она не про мнение, а про факты! Важно создать чёткий образ того, что мы услышали и передать это людям. Всё! (Гобой низил, струнные создавали нервозный гул, от которого кровь стыла в жилах, и.т.д.), -это важно. А нравится вам музыка, или нет, - это уже малозначительная "добавка" к огромному глубокому анализу, основанном исключительно на фактах.

Кстати, по этой причине Дэвид не комментирует живые выступления музыкантов:
- Какого черта я должен говорить людям где артист "схватил" не ту ноту или сфальшивил? Они (публика) встали! Им нравится! Нечего обсуждать. Другое дело - запись! Вооот, это уже декларация артистом его музыкальных воззрений и вкусов. Вот тут мы можем говорить о фактах, которые закреплены в истории" К чертам, которыми критик просто обязан обладать, Дэвид относит литературный талант или искусство риторики, хорошее музыкальное образование и доскональное знание пьесы, на которую делается обзор и обязательно её дискографию, то есть все самые удачные/неудачные записи сделанные до того.

По словам Дэвида, он в среднем посвящает прослушиванию 3-4 часа в день, остальное время занимают ежедневные выпуски на YouTube, редактура обзоров для classicstoday.com и написание книг.

- То, что вы видите за моей спиной лишь малая часть моей коллекции, - признается Дэвид. - Думаю, тут более 50 000 дисков...

И если вы уже полностью очаровались этим добрым дядечкой, напоминающим брата Санта Клауса мы приводим его ответ на вопрос "что бы вы изменили в индустрии, если бы у вас была возможность":
"Все эти музыканты, которые постоянно плачутся: "ой, дайте нам денег", "где моя слава и признание?" - ведут себя так, как-будто им все всё должны, обязаны априори… Так вот, я хочу, чтобы они просто исчезли. Музыкант? Не можешь заработать? Пошёл вон из профессии!"

Послушать полное интервью Дэвида Гурвица вы можете прямо сейчас. Русские субтитры доступны по вкладке CC в правом верхнем углу. Таймкоды на русском языке доступны в закрепленном комментарии.

12.12.2020, FEDOROVA & TAKSER (ЗВУКИ РУ)