FEDOROVA & TAKSER  "Артисты могут оставаться на большой сцене, не выходя из дома"

Участники Fedorova&Takser Piano Duo - о том, как они снимали и монтировали в домашних условиях полноформатный академический концерт

Звуки часто рассказывают о проектах канадского фортепианного дуэта Fedorova&Takser Piano Duo, и в этот раз мы с удовольствием знакомим вас с их новой работой. Музыканты известны своим инновационным подходом к производству академической музыки: вдвоем, в домашних условиях, они создают медиапроекты, которые обычно требуют масштабного съемочного процесса и пост-продакшена. Пара веселых пианистов блестяще использует возможности цифровых технологий, и в этот раз представляет свой первый виртуальный домашний концерт, который будет доступен на сайте одной из крупнейших организаций западного побережья Vancouver Chopin Society. Премьера выступления состоится 29 октября, а дальше концерт будет доступен зрителям в течение месяца.

Этот концерт действительно выбивается из общей массы шоу, представленных классическими музыкантами с начала пандемии.
"Мы хотим показать своим примером, как артисты могут оставаться на большой сцене, не выходя из дома, - говорит участник дуэта Илья Таксер. - Дело в том, что вирус внёс коррективы не только в быт музыкантов, но задел целые индустрии, по ходу разорив пару крупнейших звукозаписывающих лейблов. Спрос на качественный, а главное малозатратный видеоконтент возрос многократно. Мы решили принять этот челлендж и изучить возможности непрофессионального софта, который доступен любому музыканту."

"Концерты на удаленке", которые начали появляться в сети во время карантина, условно делятся на 3 типа: bedroom show, записанное с гаджета в плохом качестве, профессиональная съемка, снятая командой с нескольких камер в пустом зале и смонтированная профессионалами, и собственно трансляции. Как Звуки уже рассказывали, большая часть концертов, которые анонсируются как live stream, на самом деле являются записью (хотя и здесь есть удачные решения).

Вместо того, чтобы давать живые концерты, подвергая риску свою публику или делать записи в пустом зале, выдавая их за живую трансляцию, дуэт F&T сыграл и записал 80-минутное выступление - и этот концерт был снят самими пианистами у себя дома, с использованием подручных средств: мобильных телефонов, простых микрофонов и видеоредактора Adobe.

По словам Ильи и Дарьи, в своей работе они вдохновлялись альбомом Владимира Горовица, собранным из домашних записей, сделанных в период с 1986 по 1989 годы, а также его знаменитыми видео из его Нью-йоркской резиденции на 94 Street.

Другим источником вдохновения для дуэта стало трио Венгеров-Андрианов-Лаул, чье выступление было записано не так давно и уже доступно на YouTube.

Как вы помните, своей первый видеопроект "Бах на карантине" F&T сделали при участии своих сокурсников из Монреальской консерватории. За этим вопиюще веселым исполнением последовали и другие видео, в том числе и учеников школы. А потом Шопеновское Общество Ванкувера, один из крупнейших организаторов концертов в Канаде, предложило дуэту записать для него отдельный концерт.

Как обычно, Звуки попросили музыкантов рассказать немного о внутренней кухне проекта.

Звуки: В чем основная сложность снять фортепианный концерт на дому? Казалось бы, клавиатура статичная, музыкант никуда не дергается – все должно быть отлично?
Илья Таксер: О, тут целый ворох проблем. Во-первых, войти в настоящее сценическое состояние дома очень сложно, - особенно когда отсутствуют зрители, но присутствует диван или холодильник. Ну и технические вопросы, конечно: звук и свет. Отсутствие аккустики позже компенсировалось на постпродакшн. А вот свет пришлось покупать. И это лучшая покупка года - картинка улучшилась раз в 10! Тем более, что снимаем мы на телефоны Samsung.
Найти ракурс тоже оказалось занятным делом. Например, один дубль нам пришлось забраковать, так как мы не учли, что в окне, ведущим в маленький садик, на заднем плане стояла лопата… Закапывать проект было рано, так что мы решили все переснять.

Звуки: Что такого особенного в записи Горовица, что именно его вы взяли в пример?
Дарья Федорова: Непосредственность. К современным музыкантам и за кулисы-то не всегда пускают, а тут домой к такому мэтру! Это же прекрасно.

Звуки: Какой процент работы над такой записью занял собственно концерт, а какой – редактура?
Илья: Соотношение примерно 10 к 1, в пользу монтажа.
Дарья Федорова: У нас есть такое правило: во время записи играть одну пьесу не более трех раз. И потом выбрать один лучший вариант. Если пьеса с трёх раз не выходит - значит, нужно заниматься больше.
Илья: С монтажом же все гораздо сложнее, ибо мы не профи. Фактически, каждый новый эффект либо переход мы ищем в интернете и потом применяем методом проб и ошибок. Поначалу на такой поиск уходило до 40% всего времени, сейчас - около 5%.

Звуки: Что для вас означает сотрудничество с VCS? Считаете ли вы, что за такими проектами - будущее, и что концертные организации, фактически, будут перепрофилироваться в продюсерские студии?
Илья: Трудно сказать, за этим ли будущее. Одно точно - это первый, в индустрии классической музыки, прецедент покупки организацией проекта, полностью сделанного самими артистами без посторонней помощи в условиях изоляции. По крайней мере, в Канаде.

Заказать билет на концерт можно на сайтах Fedorova&Takser Piano Duo и Vancouver Chopin Society

В программе:
К. Дебюсси - Маленькая Сюита (в 4 руки)
И.С. Бах - Концерт для 4 роялей и струнного оркестра, ля минор, BWV 1065
М. Мусоргский - "Картинки с Выставки", версия для двух роялей Федоровой-Таксера (премьера)
Н. Капустин - Парафраз на "Мантеку" Д. Гиллеспи, для двух фортепиано, опус 129
Ф. Шопен - Вальс "Минутка", опус 64, номер 1 (исполняет Дарья Федорова)

23.10.2020, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

FEDOROVA & TAKSER - свежие публикации: