Беспроигрышный для 88-го года эпатажный образ Черного Лукича явился новосибирскому музыканту Диме Кузьмину во сне.
Ленин предстал передо мной в узких черных одеждах, сидящий на табуретке в пустой комнате, закинув ногу за ногу, и злодейски посмеивающийся, - вспоминает Кузьмин десять лет спустя. - После всей этой жути у меня произошло настолько сильное эмоциональное перевозбуждение, что прямо с утра я написал песню Мы из Кронштадта .
В основу сюжета Мы из Кронштадта (второе название - Черный Лукич ) лег не только светлый образ вождя мирового пролетариата, но и отголоски размышлений Кузьмина о трагических событиях матросского мятежа в Кронштадте: Возле сортира латышский стрелок / Красные звезды на серой папахе / Зорко глядит - чтоб не убег / Трудно вязать петлю из рубахи .
Вскоре этот суицидальный марш c частушечным гитарным проигрышем приобрел немалую популярность и стал настоящим гимном сибирского панк-рока - наряду с такими эпохальными песнями, как Все идет по плану , Эй, брат любер! , Рок-н-ролльный фронт , Красный смех .
Мы из Кронштадта была финальной композицией сольного альбома Димы Черного Лукича Кузьмина, записанного на ГрОб Records как одна из первых продюсерских работ Егора Летова. Летов и Черный Лукич познакомились весной 87-го года во время выступления Гражданской обороны на I Новосибирском рок-фестивале. Затем они часто общались друг с другом в рамках немногочисленной омско-новосибирской панк-тусовки, в состав которой входили братья Лищенко ( Пик и Клаксон ), Янка, Дмитрий Селиванов, Манагер, будущая жена Эжена Лищенко Лена, а также Юля Шерстобитова (впоследствии - Cтеклянные пуговицы ), периодически приезжавшая из Томска.
Это была компания единомышленников, которая, по словам Черного Лукича, в общении друг с другом нашла свой дух шестидесятых и свой Вудсток . Их связывали не только радость совместного творчества, общие хиппистские идеалы и подпольные квартирные концерты, но и опыт пребывания в психбольницах, конфликты с правоохранительными органами, полуголодное существование и затяжные летние автостопы по стране. Все они жили на полную катушку , оказывая друг на друга сильное влияние, вырывая друг друга из рутины советских будней. В конце концов, это были те самые одиночки, которые, по небезызвестному выражению Летова, оказались опаснее для социума, чем целое движение.
...Закончив НЭТИ, Черный Лукич осенью 87-го года распределился в небольшой городок Юрга в Кемеровской области, где некоторое время работал лаборантом в техникуме. В Новосибирске у него остались обломки полумифической группы Спинка мента , в которой Черный Лукич вместе с будущим барабанщиком всея Сибири Ринатом Роником Вахидовым насочиняли песенного материала на несколько альбомов.
Основу репертуара Спинки мента составляли акустические и полуакустические зарисовки Черного Лукича - немного наивные романтичные песни, исполняемые музыкантами в два голоса. Были среди них и свои хиты: лирические Мадонна и Весна , ехидная Булочка с маком ( первомайские колонны - словно розовый батон ), а также Марсельеза - атомный гибрид панк-рока, хали-гали и летки-еньки.
Поскольку от Спинки мента остались лишь удачное название и ностальгические воспоминания, Черный Лукич, сидя в самой сердцевине Кемеровской области, начал писать новые песни, принципиально отличавшиеся от всего, созданного им раньше. Это был радикальный панк-рок - с текстами, наполненными антитоталитарными настроениями и молодежным негативизмом: Мы идем в тишине по убитой весне/По разбитым домам, по седым головам/По зеленой земле, почерневшей траве/По упавшим телам, по великим делам/По разбитым очкам, комсомольским значкам/ По кровавым словам, по голодным годам .
Несмотря на кемеровскую ссылку , Черный Лукич по-прежнему периодически мотался в Омск, а Летов, соответственно, в Юргу. Во время очередных дружеских посиделок в Омске новые песни Черного Лукича были записаны на кассетный магнитофон. Прослушав на досуге этот часовой акустический концерт (получивший ограниченное хождение как бутлег Кончились патроны ), Летов предложил Кузьмину продюсирование и помощь в записи композиций Спинки мента и Черного Лукича.
В январе 88-го года Летов зафиксировал на пленку очередную серию альбомов Гражданской обороны ( Так закалялась сталь , Боевой стимул , Все идет по плану ), и у него оказались развязанными руки для реализации других проектов. На зимних студенческих каникулах Черный Лукич вырвался на недельку в Омск, прихватив с собой беременную жену, которая вот-вот должна была родить. Но ажиотаж от предстоящей сессии был настолько велик, что на подобные мелочи никто уже не обращал особого внимания.
Сессия происходила с 22 по 24 февраля на квартире у Егора Летова. За эти дни музыкантам удалось записать альбом Черного Лукича Кончились патроны и два альбома Спинки мента ( Эрекция лейтенанта Киреева и Кучи в ночи ) - в общей сложности около сорока композиций.
Ежедневно мы работали с девяти утра до десяти вечера без перерывов на обед и чай, - вспоминает Черный Лукич. - Все делалось без навала, но к концу каждого дня руки уставали настолько, что в онемевшие пальцы можно было втыкать иголки .
Если большая часть песен на альбомах Спинки мента являлась мягкой и местами ироничной акустикой, то на Кончились патроны властвовал откровенный полит-панк. Часть композиций представляла собой либо усиленный антикоммунистическими лозунгами хардкор, либо жесткие и злые гитарные марши - с текстами, посвященными кровавым событиям времен Октябрьской революции и сталинского террора. Уместное исключение составляли прибаутка-скороговорка Я сегодня все смогу (апофеоз лихости и веселья), а также две трепетные композиции: Будет весело и страшно и Мой недуг - грустные акустические зарисовки с элементом ностальгии. Подобная контрастность оказалась одной из основных находок на альбоме. Между трагично-мрачными боевиками Кончились патроны , Мы идем в тишине и Мы из Кронштадта естественным образом расположились песни, в которых вместо зафуззованной электрогитары мелодию освещали звуки колокольчика.
В драматургии альбома мне очень помог Летов, - вспоминает Черный Лукич. - Он убедил меня в том, что можно спеть песню под акустическую гитару и колокольчик, а по воздействию это будет такой же панк, как God Save The Queen .
Черный Лукич пел все вокальные партии и играл на ритм-гитаре, Летов играл на басу (плюс подпевки), а только что вернувшийся из армии Кузя Уо придумывал и исполнял партии соло-гитары.
Поскольку ограниченное количество микрофонов создавало серьезные неудобства при записи барабанов, была применена техническая хитрость - на сессии использовались зафиксированные на магнитофон разнотемповые барабанные болванки с только что записанных альбомов Гражданской обороны . Поэтому не удивительно, что студийный саунд Черного Лукича местами невозможно было отличить от звучания Гражданской обороны .
...Летов не только отстраивал магнитофоны и сочинял на ходу басовые ходы, но и успевал осаждать неуемного Кузю Уо, который, очарованный звучанием саксофона, начал обучаться игре на нем прямо во время сессии. И если на втором альбоме Спинки мента применение этого духового инструмента превращалось в атональную деструкцию, то в финале композиции Суконный коммунист саксофонные вопли Кузи Уо уже попадали в тональность и напоминали нечто среднее между сигналами скорой помощи и ревом раненого слоненка. Другими словами, это был большой джаз. От такой музыкальной непосредственности многие прославленные авангардисты могли лишь затравленно покусывать локти.
Из этих песен просто прет внутренний драйв, который присутствовал тогда в каждом из нас , - вспоминает Черный Лукич.
Что же касается Летова, то он, явно увлеченный новыми для себя функциями продюсера, был занят поисками нужного звука и долгое время держался в тени. Но во время записи песни Мы из Кронштадта не выдержал и в азарте спел явно громче, чем на остальных композициях, превратившись из тактичного бэк-вокалиста в равноправного солиста. В итоге у альбома получился мощный и убедительный финал, во время которого бойцы рок-н-ролльного фронта все-таки переходят в совместное контрнаступление.
Это - лучшее, на мой взгляд, из уже созданного, да и, пожалуй, из всего, что когда-либо создастся Димой Черным Лукичом , - считает Летов. - Сама песня Кончились патроны - это просто манифест шального, бунтарского, незримого и необозримого, безобразно-крамольного воинства. Изобилие больной и перекошенной психоделии, наивного, незамысловатого панка и просто хороших песенок. Все звучит весьма коряво и карнавально .
...Вскоре пути-дороги Егора Летова и Димы Черного Лукича Кузьмина на долгое время разошлись. Вернувшись в Юргу, Черный Лукич под впечатлением от сессии написал еще с десяток подобных песен ( Вечная страна , В Ленинских горах и др.), которые долго нигде толком не были записаны. До смерти Дмитрия Селиванова (апрель 89-го) он сотрудничал с его группой Промышленная архитектура , являясь соавтором ряда текстов - в частности, в таких культовых песнях, как Литургия и Детерминизм с альбома Любовь и технология .
После нескольких лет малоэффективных экспериментов в составе англоязычной команды Мужской танец Черный Лукич вновь вернулся к тому, с чего начинал, - к мягким акустическим мелодиям. Идеология саморазрушения и деструктивного рока осталась для него где-то в восьмидесятых. В смутные времена 93-95 го-дов Черный Лукич не рвался в генералы сибирского панк-движения, считая акции типа Русского прорыва чем-то вроде great rock'n'roll swindle, а свой стиль эпохи Кончились патроны - искусственной угрюмостью .
...Он любит море и собирает дома макеты кораблей. Неудивительно, что сегодня ему по-прежнему удаются тихие, спокойные и по-человечески добрые композиции. Акустический альбом Девочка и рысь , записанный Черным Лукичом в 96-м году вместе с известным гитаристом Женей Каргополовым (экс- Амальгама ), - один из лучших в подобном жанре. Изредка этот дуэт выступает в электричестве, но предпочитает все же акустику и выездные квартирные концерты - в Москве, Киеве, Питере... Что касается Егора Летова, то долгое время он болезненно воспринимал плоды индивидуальной деятельности Черного Лукича. Но в 97-м году, вспомнив былое, включил в очередные альбомы Гражданской обороны композиции В Ленинских горах и Мы идем в тишине , превратив последнюю в подлинный марш смертников-добровольцев. Как говорится в таких случаях, каждому - свое.
Дима Кузьмин, лидер Черного Лукича, √ небезызвестная в российском роке фигура. Его первые музыкальные проекты относятся к концу 80-х, когда он, познакомившись с Егором Летовым и Янкой, стал...
Дата образования:
1 января 1991
Подробности из жизни:
Дима Кузьмин, лидер Черного Лукича, √ небезызвестная в российском роке фигура.
Его первые музыкальные
проекты относятся к концу 80-х, когда он, познакомившись с
Егором Летовым и Янкой, стал одним
из активных деятелей движения сибирского
панка. Дима участвовал во многих записях, сделанных Летовым на ╚ГробРекордс╩
в Омске, сотрудничал с тюменской Инструкцией по
Выживанию, Манагером,
Ником Рок-н-Роллом.
В конце 80-х Дима записал с помощью Летова два альбома своей первой группы
"Спинки Мента" √ "Эрекция Лейтенанта Киреева" и "Кучи в Ночи", а вскоре после
этого - альбом "Кончились Патроны" нового проекта "Черный Лукич". Именно под
этим
именем Диму узнали сибирские и российские меломаны. В 1991 КОНТРКУЛЬТУРА
уже писала о нем: ╚Это лучшее из уже созданного Димой Кузьминым √ "Черным
Лукичом" √ это просто манифест шального, бунтарского, незримого и
необозримого, безобразно-крамольного воинства. Изобилие больной и
перекошенной психоделии, наивного и…
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)