Воскресным вечером в лос-анджелесском Staples Center в 62-й раз раздали призы американской Академии звукозаписи, по инерции рекламирующей их как самые престижные музыкальные награды на свете и по традиции вынужденной заниматься кризис-менеджментом. За 10 дней до церемонии Академия отправила в административный отпуск первую в своей историю женщину-президента Дебору Дуган (Deborah Dugan) - всего пять месяцев назад сменившую на этом посту Нила Портноу, печально известного репликой о том, что женщинам, чтобы их чаще награждали "Грэмми", стоит "прибавить".
От Дуган избавились, используя обтекаемую формулировку "формальное обвинение в неподобающем поведении" - если вкратце, Дебора не нашла общий язык с доставшейся ей в наследство от Портноу ассистенткой. А вот теперь уже бывшая президент Академии не стала выбирать выражения, обнародовав 44-страничный (!) документ, где были перечислены все ее претензии к экс-коллегам: от личных (харассмент, дискриминация по половому признаку) до общественных ("менталитет клуба для мальчиков", фаворитизм в отношении определенных артистов).
От системных проблем "Грэмми" - а также от шокировавшей Лос-Анджелес смерти баскетболиста Коби Брайанта и его дочери - отвлекали ведущая Алиша Киз (Alicia Keys), во второй раз подряд справившаяся с этой работой на ура, и символическая сборная главных поп-звезд момента, от Лиззо (Lizzo) и Билли Айлиш (Billie Eilish) до Lil Nas X и BTS. Кроме того, в Staples Center выступили Розалия (Rosalia), Камила Кабельо (Camila Cabello), H.E.R., Tyler, the Creator, Ариана Гранде (Ariana Grande) и Jonas Brothers, случились несколько представительных трибьютов именитым покойникам и появилась аж одна рок-группа - отмечающие полувековой юбилей Aerosmith (которые выступили в тандеме с Run-DMC).
Больше всего наград - 5 - на счету Билли Айлиш (которая стала второй артисткой в истории "Грэмми", награжденной во всех четырех мейджор-категориях) и ее старшего брата и штатного соавтора Финнеаса. По три раза выиграли лидировавшая по количеству номинаций Лиззо и Гари Кларк-младший, по два - Lil Nas X с папой Майли, The Chemical Brothers, Леди Гага (Lady Gaga), Таня Такер и покойный Nipsey Hussle, ни с чем остались Лана Дель Рей (Lana Del Rey) и Том Йорк (Thom Yorke). На долю 3,5-часовой церемонии, как обычно, выпали восемь или девять призов, тогда как подавляющее большинство "Грэмми" раздали раньше - в рамках так называемой Premiere Ceremony, которая прошла в соседнем зале, транслировалась по адресу Grammy.com и обстоятельно комментировалась в этом live-блоге.
11.39. Запись года - Билли. "Спасибо, до свидания". Спасибо. До свидания!
11.36. Альбом года - Билли. Как и многим другим девушкам ее возраста, ей хотелось, чтобы выиграла Ариана.
11.25. Алиша и Дуа Липа (Dua Lipa) называют лучшего нового артиста - конечно, это Билли. Мне одному кажется, что она неуловимо похожа на юную Скарлетт?
11.14. H.E.R. is the real deal. Настолько прозорливыми “Грэмми” не оказывались давно. Порадовали и Гари Кларк с The Roots, и Trombone Shorty с Preservation Hall Jazz Band - одним фактом появления на этой церемонии.
10.46. И снова Алиша - на сей раз с премьерой собственной песни “Underdog”, с солисткой Alabama Shakes на подпевках. M!V!P!
10.40. Песня года - “Bad Guy”!
10.25. Многолюдный трибьют Nipsey Hussle, который - как и все, к чему он прикасается, - шумно портит DJ Khaled. При этом все указывает на то, что вскоре после очередной рекламной паузы он разделит с покойным “Грэмми” в последней из рэп-категорий.
10.01. Aerosmith + Run DMC - это какой-то стыд, а вот “Old Town Road”, по-моему, удалась (только камео Трента не хватило для полного счастья - но он для этого слишком крут).
9.38. Билли в пижаме Gucci исправляет положение - effortlessly cool.
9.27. Выступление Арианы дороже и наваристее (аж три песни - явная компенсация за прошлогоднее недоразумение, когда ей не доверили самостоятельно выбрать одну), но впечатляет в меру. За исключением low-key Алиши и Камилы, мало что впечатляет сегодня, если честно.
9.11. Tearjerker вечера - Камила Кабельо с посвящением папе. Самый бюджетный и наиболее доходчивый номер церемонии.
9.00. Ничего не имею против Ашера (Usher), но Принс (Prince) из него, прямо скажем, так себе. Также важно: если уж вы, академики, заполучили для трибьюта Принсу FKA twigs, как насчет того, чтобы использовать ее не только как танцовщицу?
8.44. Tyler, the Creator выступил в стилистике "чтобы зрачки полопались", после чего сгорел в бутафорском огне. Экстра-балл за изобретательность, но до похожих выходов Кендрика времен "DAMN." ему все же как до Луны.
8.33. Лучшее сольное исполнение (поп) - Лиззо, "Truth Hurts". Хотя Алиша с трибьютом номинантам на мотив "Someone You Loved", по-моему, не хуже.
8.15. Любовь и семейное счастие - это прекрасно, но верните, пожалуйста, настоящую Гвен Стефани (Gwen Stefani), с ней было веселее.
8.10. Алиша + Boyz II Men в "доме, который построил Коби". Это шоу нашло свою ведущую на многие годы вперед.
8.00. "Tonight is for Kobe". Церемонию открывает Лиззо.
6.50. Берем часовой тайм-аут и слушаем артистку, которая сегодня не выиграет (а жаль).
6.46. Лучший вокальный поп-альбом - "When We All Fall Asleep, Where Do We Go?" Билли Айлиш. Лучший продюсер - Финнеас. Главный вопрос вечера остается прежним: Билли или Лиззо?
6.44. Очень обидно за замечательную Рианнон Гидденс (Rhiannon Giddens), проигравшую Саре Бареллис (Sara Bareilles). Не устаю удивляться количеству явившихся на пре-шоу звезд: последним за своей "Грэмми" вышел сам Элвис Костелло (Elvis Costello). Во второй раз награждена "Old Town Road".
6.35. Только сейчас заметил, что за стол "world music" усадили славную психоделик-рок-группу Altın Gün. Но выиграла, разумеется, Киджо.
6.33. Лучший R&B-альбом - Anderson .Paak, дважды за 10 секунд поблагодаривший своего юриста. Лучший R&B-перформанс - он же и André 3000. Лучший традиционный (?) R&B-перформанс и лучший urban contemporary альбом - Лиззо, которую наверняка ждет большой вечер.
6.25. Лучший "альтернативный" альбом - Vampire Weekend. Эзра Кениг (Ezra Koenig) ограничился скромным "спасибо", Том Йорк проиграл в четвертый раз за три часа.
6.24. Гари Кларк появился в зале и вышел за еще двумя статуэтками (выбившись в лидеры по сумме выигранных сегодня "Грэмми" - три). Tool награждены за лучший метал-перформанс, а Cage the Elephant - за лучший рок-альбом. Шансом посмертно наградить Долорес О'Риордан (Dolores O'Riordan) академики, увы, не воспользовались.
6.14. Premiere Ceremony выходит на финишную прямую. Впереди - самое интересное: поп, рок, R&B и, конечно, категория "для тех, кто альтернативнее U2 ™".
6.05. Вновь не обошелся список обладателей "Грэмми" без рожденных в СССР: американская пианистка украинского происхождения Надя Шпаченко награждена в категории - давай, лама, давай - Best Classical Compendium.
5.55. Пока вручают классические "Грэмми", отчаянно порекомендую всем номинированную сегодня пять раз H.E.R. и ее выдающуюся компиляцию "I Used to Know Her" - вероятно, лучший альбом прошлого года, который вы могли не слышать.
5.37. За "Грэмми" покойному Nipsey Hussle вышла вся его семья, включая бабушку. Убитый прошлой весной рэпер номинирован и в одной из категорий, оставленных на вечер.
5.29. Ну надо же, и Розалия за своей "Грэмми" пришла. И зал этот, кстати, настолько полным не был еще ни разу на моей памяти.
5.24. Хотя нет, вру: одну из "Грэмми" за госпел получила Глория Гейнор (Gloria Gaynor), четыре декады назад награжденная в просуществовавшей ровно один год категории "Лучшая диско-запись" (угадайте, что это была за запись).
5.09. На сцене - еще одна живая легенда Анжелик Киджо (Angélique Kidjo) с поднявшей зал на ноги песней о том, что все мы - из Африки. О вручавшихся после этого "Грэмми" за госпел и христианскую музыку мне, как обычно, сказать нечего.
5.01. С 12-й попытки выиграла впервые номинированная 47 (!) лет назад Таня Такер (Tanya Tucker), тут же награжденная на бис. Легенда кантри поднимется через несколько часов и к микрофону в Staples Center - в компании прошлогодней победительницы Брэнди Карлайл (Brandy Carlile), которая разделила с Такер и одну из ее сегодняшних наград.
4.57. За собственной "Грэмми" на сцену вернулась Эсперанса Сполдинг, впервые награжденная 9 лет назад в одной из четырех мейджор-категорий "Лучший новый артист". Не остался без очередной статуэтки - за альбом "Antidote" - и Кориа.
4.46. Свою 25-ю "Грэмми" - за что-то из "Звездных войн" - выиграл Джон Уильямс (John Williams). Два раза подряд победил 25-летний английский аранжировщик Джейкоб Кольер (Jacob Collier).
4.37. Обе статуэтки за лучшие электронные / танцевальные записи - альбом ("No Geography") и песню (см. ниже) - достались The Chemical Brothers, которых в зале нет. Номинированным сегодня Bonobo, Apparat и Tycho придется подождать еще лет 10 или 20.
4.35. Мишель Обама (Michelle Obama) - лауреат "Грэмми"! Аудиоверсия ее бестселлера "Becoming" награждена как лучший spoken word альбом.
4.32. Лучший регги-альбом - "Rapture" Koffee, которой 19 лет, но которая при этом выглядит на 12. В этом смысле довольно уместно, что следующая категория - "Лучший детский альбом".
4.27. Очередную горсть "Грэмми" вручает Эсперанса Сполдинг (Esperanza Spalding). Ей достались - для начала - нью-эйдж и блюграсс. Лучший блюзовый альбом - "This Land" Гари Кларка-младшего (Gary Clark Jr.), и эта первая статуэтка, за которой некому выйти на сцену.
4.12. Первая музыкальная пауза - выступает обладатель 22 "Грэмми" и сегодняшний номинант Чик Кориа (Chick Corea). До этого наградили лучший музыкальный фильм - "Homecoming" Бейонсе, уделавшей самого Пола Томаса Андерсона (и опять-таки Тома Йорка) с "Anima".
4.08. Лучшее видео - "Old Town Road". Удивительное дело, но все без исключения победители - даже Lil Nas X! - выходят за своими статуэтками. Есть подозрение, что Premiere Ceremony закончится позже обычного.
4.02. Свою первую - и наверняка не последнюю - "Грэмми" выиграл брат Билли Айлиш Финнеас (Finneas) - за звукорежиссуру "When We All Fall Asleep, Where Do We Go?" Финнеас занят, но его коллеги добродушно поддели Академию, наградившую альбом, записанный и сведенный в двух спальнях и гостиной.
3.56. Лучшая упаковка - "Chris Cornell" Криса Корнелла (Chris Cornell). У меня есть эта пластинка, и я не очень понимаю, чем так замечательно ее оформление, но посмертные премии - давний профиль "Грэмми". Том Йорк не выиграл "Грэмми" за лучший бокс-сет, но у него сегодня еще три номинации. Кстати, цитируемый повсюду пресс-релиз о новом альбоме Mura Masa, где утверждается, что он первый артист, номинированный за сочинение и художественное оформление одной и той же пластинки, не то лукавит, не то нагло врет: в первый раз это удалось Тому с "Amnesiac".
3.52. Лучший песенный саундтрек и лучшая песня (не та, другая) - A Star Is Born. Лучший score - конечно, "Чернобыль" Хильдур Гуднадоттир (Hildur Guðnadóttir), не забывшей поблагодарить своего наставника Йохана Йоханнссона. Следующая остановка - "Оскар"?
3.45. Ведущая Premiere Ceremony - дважды лауреат и сегодняшняя номинантка "Грэмми" Имоджен Хип (Imogen Heap), стартовый спич которой состоял в основном из вокализов.
Начать придется с печальных новостей. Он - обладатель пяти чемпионских перстней и "Оскара" за лучшую анимационную короткометражку, и для завсегдатаев Staples Center эта потеря - особенно значительная. 41-летний Коби Брайант (Kobe Bryant) и его дочь - среди погибших при крушении вертолета в Калифорнии.
А вот и традиционный первый кадр из Staples Center.
1966 – Группа Rolling Stone выпустила сингл Paint it Black. По слухам, основу для песни придумал басист Билл Уайман, которого посадили играть на электрооргане. Не владея инструментом, он начал просто лупить по педалям кулаками, чтобы достичь наиболее глубокого звука »»
Ritchie VALENS (1941)
Stevie WONDER (1950)
Ronnie FOSTER (1950)
Paul THOMPSON (1951)
Tom MORELLO (1964)
Robert PATTINSON (1986)
Александр РЫБАК (1986)