Вчера в Лос-Анджелесе в 66-й раз вручались призы американской Академии звукозаписи, традиционно рекламирующей церемонию "Грэмми" как Главную Ночь Музыки и в кои-то веки - как минимум на стадии объявления номинантов - отрегулировавшей ее оптику. Явными и законными фаворитами во всех ключевых категориях были женщины: от вездесущих Тейлор Свифт (Taylor Swift), Билли Айлиш (Billie Eilish) и Оливии Родриго (Olivia Rodrigo) до далеко не всегда угождавшей академикам Ланы Дель Рей (Lana Del Rey) и принятого в элиту инди-трио boygenius, чья участница Фиби Бриджерс (Phoebe Bridgers) заработала в этом году семь номинаций (на две меньше, чем лидировавшая по их сумме SZA) и выиграла четыре "Грэмми" - больше, чем кто-либо еще.
Шоу, как всегда, украла Тейлор Свифт, не только установившая абсолютный рекорд по сумме побед в престижнейшей категории "Альбом года" (выиграв с "Midnights", Тейлор сделала это в четвертый раз, опередив Фрэнка Синатру, Стиви Уандера и Пола Саймона), но и воспользовавшаяся случаем, чтобы взорвать социальные медиа объявлением об апрельском релизе новой пластинки "The Tortured Poets Department" - очевидного фаворита в споре за главные "Грэмми" по итогам 2025 года. К чести Свифт, получая последнюю награду вечера, она вытащила на сцену сидевшую с ней за одним столом - и выпустившую и впрямь лучший поп-альбом отчетного периода - Лану Дель Рей, на бис указав на ее место в истории.
Майли Сайрус (Miley Cyrus) выиграла "Грэмми" в категории "Запись года" со шлягером "Flowers", но, как и Тейлор, ограничилась всего двумя наградами - что, впрочем, на две больше, чем у проигравших по полдюжины раз раз Родриго или любимца приблизительно всех заокеанских Академий Джона Батиста (Jon Batiste). Ах да, еще чаще, чем главные поп-звезды момента, номинировался саундтрек к поп-культурному феномену "Барби", упомянутый в общей сложности 11 раз и выигравший трижды - в том числе, в еще одной ключевой категории "Песня года" (это, полагают академики, "What Was I Made For?" Билли Айлиш).
Ведущим шоу вновь стал южноафриканский комик Тревор Ноа (Trevor Noah), а выступили на "Грэмми" не только Билли, Майли, SZA, Оливия Родриго и Дуа Липа (Dua Lipa), но и, например, Билли Джоэл (Billy Joel), Трейси Чепмен (Tracy Chapman) и сама Джони Митчелл (Joni Mitchell). Кроме того, без какого-либо ажиотажа состоялось специальное включение из Лас-Вегаса, чьи временные резиденты U2 отыграли наименее интересный фрагмент своего нашумевшего шоу "Achtung Baby Live at Sphere" - анемичный сингл "Atomic City".
Второй лауреат премии "Global Impact" имени Доктора Дре Jay-Z (первым стал год назад сам Dr. Dre) выступил в амплуа бунтаря без причины, посетовав академикам на то, что его жена, обладательница рекордных 33 "Грэмми" Бейонсе (Beyoncé) по-прежнему остается без награды в категории "Тейлор Альбом года", и сообщив, что некоторые из вчерашних номинантов оказанных им почестей не заслужили. В остальном все было донельзя миролюбиво - вплоть до спича президента Академии под выступление струнного квартета, состоявшего из музыкантов израильского и палестинского происхождения.
Подавляющее большинство "Грэмми", как обычно, раздали по ходу так называемой Premiere Ceremony, которая началась поздним московским вечером, продолжалась три с половиной часа и и стала фокусом традиционной текстовой трансляции Звуков. Ее, если очень хочется, можно прочитать ниже (временные метки сверялись с EST - североамериканским восточным временем), а пока еще раз, с выражением - имена обладатели некоторых из премий "Грэмми":
Альбом года - Тейлор Свифт, "Midnights"
Запись года - Майли Сайрус, "Flowers"
Песня года - Билли Айлиш, "What Was I Made For?"
Лучший новый артист - Виктория Моне
Лучший вокальный поп-альбом - Тейлор Свифт, "Midnights"
Лучшее сольное поп-исполнение - Майли Сайрус, "Flowers"
Лучшее поп-исполнение дуэтом или группой - SZA feat. Фиби Бриджерс, "Ghost in the Machine"
Лучший рок-альбом - Paramore, "This Is Why"
Лучшая рок-песня - boygenius, "Not Strong Enough"
Лучший альтернативный альбом - boygenius, "the record"
3.50. Фиби Бриджерс - лауреат "Грэмми"! Первую премию дня получает их с SZA коллаборация "Ghost in the Machine".
3.55. Fred again.. выиграл две из трех "Грэмми" в электронных / танцевальных категориях, но на церемонию не пришел. Зато на нее внезапно пришел Skrillex, разделивший с Fred again.. победу в категории "Лучшая электронная / танцевальная запись". Еще одну "Грэмми" - за "Padam Padam", в новой категории "Лучшая поп-дэнс-запись" - заработала Кайли Миноуг (Kylie Minogue).
4.05. Опять "Барбенгеймер"! Лучший саундтрек - музыка Людвига Йоранссона (Ludwig Göransson) к "Оппенгеймеру" (6-е место итогового "Целлулоида"), лучшая компиляция - "Барби", лучшая песня - "What Was I Made For?" Да здравствует сюрприз: Билли с Финнеасом пришли за своей статуэткой.
4.11. Лучшее музыкальное видео - "I'm Only Sleeping" The Beatles, лучший музыкальный фильм - фильм-концерт Дэвида Боуи (David Bowie) "Moonage Daydream".
4.16. Прошлогодние триумфаторы Wet Leg продолжают жечь напалмом - теперь у них есть "Грэмми" за ремикс "Wagging Tongue" Depeche Mode.
4.29. Кажется, это не день Джона Батиста: даже "Грэмми" за лучший American Roots Performance дали не ему, а канадской певице, сочинительнице и активистке Эллисон Расселл (Allison Russell).
4.35. Третий за восемь лет победный дубль в категориях Americana Album и American Roots Song сделал сыгравший недавно у Скорсезе Джейсон Исбелл (Jason Isbell). Десятую за эти же самые восемь лет "Грэмми" выиграла Брэнди Карлайл (Brandy Carlile).
5.02. Уже награжденная за лучшую звукорежиссуру - и претендующая на "Грэмми" в двух из четырех главных категорий - Виктория Моне (Victoria Monét) - выиграла еще одну "Грэмми", за лучший R&B-альбом.
5.09. Три "Грэмми" из трех возможных выиграл уроженец Атланты, участник Run the Jewels, рэпер и активист Killer Mike - тут же сочинивший и исполнивший победный рэп со словами "This is a sweep!" Предыдущая, доселе единственная победа Killer Mike - за "The Whole World" OutKast - датируется 2003 годом.
5.15. История еще одной новой категории - Best African Music Performance - началась с победы одолевшей самого Burna Boy южноафриканки Тайла (Tyla), чей дебютный альбом выходит в марте.
5.23. Поет любимица Билли Айлиш, 24-летняя исландка Лейвей (Laufay), практически тут же награжденная - из рук Руфуса Уэйнрайта (Rufus Wainwright) - "Грэмми" за лучший традиционный поп-альбом с вокалом.
5.36. Призовой хет-трик - "Грэмми" за лучший рок-перформанс, лучшую рок-песню и лучший альбом альтернативнее U2™ - исполнили boygenius! Фиби и Люси весело, а вот Джульен, кажется, не на шутку расчувствовалась. Лучший метал-перформанс - заслуга Metallica, делегировавших на церемонию Роберта Трухийо (Robert Trujillo). Лучший альтернативный перформанс и лучший рок-альбом - на счету Paramore, которые не пришли. Давайте послушаем хорошую песню, только что награжденную двумя статуэтками.
5.40. Невероятно, но факт: "Грэмми" за лучшую упаковку, которую однажды выиграл ни много ни мало Том Йорк (Thom Yorke), досталась в этот раз людям, ответственным за оформление "Stumpwork" Dry Cleaning - пластинки с такой вот обложкой.
6.07. Вы опять не поверите, но "Грэмми" за лучший регги-альбом выиграл Джулиан Марли (Julian Marley) - четвертый из сыновей Боба, в разные годы побеждавших в этой категории.
6.13. Оставив не у дел Мерил Стрип с Берни Сандерсом и догнав мужа, свою вторую "Грэмми" в категории "Лучшая аудиокнига" выиграла Мишель Обама (Michelle Obama).
6.22. Награду в категории "Лучший фолк-альбом" - свою десятую за 55 лет, не считая премии за их, лет, выслугу - выиграла Джони Митчелл, готовящаяся выступить на церемонии "Грэмми" впервые в карьере.
6.50. Разобравшись с классикой, Premiere Ceremony официально выходит на финишную прямую.
6.55. Вторая победа SZA - в категории "Лучший прогрессивный R&B-альбом".
6.59. Еще две "Грэмми" - свои 16-ю и 17-ю - выиграл виртуоз банджо Бела Флек (Béla Fleck). А у проигравшей сегодня в 8-й раз Пи Джей Харви (PJ Harvey) их по-прежнему ноль.
7.07. Продюсером года в третий раз подряд признан Джек Антонофф (Jack Antonoff) - за работу над пластинками Ланы Дель Рей, Тейлор Свифт и The 1975. И на этом пока все - до пяти вечера по лос-анджелесскому времени и четырех утра по московскому. В качестве музыкальной паузы - одна из спродюсированных Джеком песен, у которой остаются шансы на одну из главных "Грэмми".
8.15. Тревор Ноа в совершенстве освоил регистр Дмитрия Диброва времен телепередачи "Антропология": Марк Ронсон у него - один из величайших продюсеров всех времен (ну, допустим), Эд Ширан - один из величайших сонграйтеров (fuck no), а песня Doja Cat - одна из величайших песен (интересно, какая). Тем временем первую премию основной церемонии - за лучший сольный поп-перформанс - выиграла Майли Сайрус.
8.49. Мне одному кажется, что "What Was I Made For?" - немного (сильно? безбожно?) переоцененная песня? Так или иначе, спела ее Билли хорошо (как и SZA - "Kill Bill").
9.15. SZA получила уже третью за этот вечер "Грэмми" (в категории "Лучшая R&B-песня") - но по-прежнему отстает от Фиби Бриджерс с четырьмя!
9.30. Ну что же, из всего многообразия песен, которые могли сыграть U2, они выбрали "Atomic City", но есть и хорошие новости: выиграв очередную "Грэмми" (за лучший поп-альбом с вокалом), Тейлор Свифт только что сообщила, что ее совершенно новая пластинка под названием "The Tortured Poets Department" выйдет уже в апреле.
9.57. Сегмент "In Memoriam" с каждым годом становится все длиннее и изощреннее: на сей раз в нем так или иначе поучаствовали Стиви Уандер (Stevie Wonder), Энни Леннокс (Annie Lennox), Ленни Кравиц (Lenny Kravitz), Джон Батист, Опра Уинфри и Fantasia - думается, и "Оскару" одной "Hallelujah" под чью-нибудь акустическую гитару этой весной не отделаться.
10.18. Песня года - "What Was I Made For?"
10.28. Абсолютный, безоговорочный хайлайт вечера - великая "Both Sides, Now" в исполнении отметившей недавно 80-летие, а незадолго до этого заново научившейся ходить и петь Джони Митчелл.
11.05. Лучший новый артист - Виктория Моне.
11.19. Запись года - "Flowers" Майли Сайрус. За вручением предпоследней "Грэмми" вечера следует то, что ведущие The Weekend Update SNL обычно называют terrible transition: кокетливое замечание Майли о том, что на ней, "возможно, нет нижнего белья", - и представление первой за три декады новой песни Билли Джоэла.
11.30. Альбом года - "Midnights" Тейлор Свифт, награжденной самой престижной "Грэмми" в четвертый раз. До этого Тейлор делила рекорд с Фрэнком Синатрой, Стиви Уандером и Полом Саймоном.
Автор текста и ведущий трансляции - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)