ИЗ ЖИЗНИ  Поп-конвейер смерти

Третья за 3 месяца смерть поп-зведы в Корее. Почему гибнут молодые люди, купающиеся в лучах славы?

27-летний южнокорейский актёр Ча Инь Ха (Cha In Ha), звезда телесериалов и веб-шоу, бывший вокалист К-поп-группы Surprise U, на днях был найден мёртвым.

Это уже третья смерть артистов из Южной Кореи за последние три месяца. 26 ноября стало известно о кончине 28-летней актрисы и певицы Гу Хары (Goo Hara). Ранее, в мае, звезда пыталась покончить с собой, но её спасли в больнице, после чего она приносила публичные извинения своим поклонникам.

В октябре 25-летняя певица Солли (Sulli) скончалась, оставив сообщение, намекавшее на затяжную депрессию. Солли и Гу Хара были близкими подругами.

Двумя годами ранее покончил с собой бывший бойфренд Гу Хары, певец Чжунхён (Jonghyun).

Закономерно возникает вопрос: что происходит и почему смерти молодых исполнителей в Южной Корее стали происходить настолько часто? На самом деле, самоубийства происходили и раньше, просто лишь год назад о причинах массового самоубийства артистов начали говорить открыто. Пресса обращает внимание на тот факт, что помимо популярности молодые артисты сталкиваются с жесточайшим прессингом как со стороны своих продюсеров, так и со стороны поклонников, которые в любой момент готовы устраивать своим кумирам фестивали ненависти.

Об обстоятельствах смерти Солли "Звуки" подробно писали в середине октября. C 99% вероятностью имел место суицид, вызванный кибербуллингом. Ранее Солли снималась в телешоу: в нем звёзды K-Pop говорили о травле в интернете, с которой им приходится сталкиваться постоянно.

Как уже рассказывали "Звуки", корейская поп-музыка является одним из крупнейших экспортных товаров страны за последнее десятилетие, конкурсный отбор там невероятно жесткий, а отношения с поклонниками часто ведут к срывам.
Типичная k-pop звезда ведёт очень специфический образ жизни - это предполагает контракт исполнителя, который обычно подписывается на 15 лет и предписывает ненормированный рабочий день с кучей выступлений и обязанностей. Продюсеры могут настоять на дополнительных тренировках или даже пластической операции, и отказ равноценен выходу из проекта.

В последнее время условия контрактов начали смягчать после того, как по стране прокатились волны самоубийств поп-певцов. Уже несколько исполнителей лейбла SM Ent покончили с собой; однако компания ничего не предпринимает, чтобы защитить своих артистов. Одним больше, одним меньше.

По сути дела, южнокорейская поп-индустрия - это самый натуральный конвейер по производству музыкальных групп "под копирку"; соискатели ещё в детском возрасте проходят жесточайший отбор, затем в течение пяти лет их учат петь и танцевать, дают уроки актёрского мастерства и обучают языкам (обычно китайскому и японскому, поскольку Китай и Япония - основные направления музыкального экспорта из Южной Кореи); на выходе получаются разной степени шаблонности "группы поп-идолов", зажатые в тиски длительных контрактов, в которых оговорено всё, вплоть до модели поведения, которой артисты обязаны придерживаться. Личной свободы у них практически нет.

При этом артисты никак не защищены от негативных сторон популярности. Преследование нездоровыми поклонниками или поклонницами? - контракт требует готовности постоянно общаться с фанатами и всегда быть вежливым и приветливым. Кибербуллинг? Бесконечные потоки бессмысленных оскорблений? - Это нормально: смирись, артист, или тебе быстро найдут замену. Твою жизнь превращают в реалити-шоу? Фанаты имеют право знать о тебе всё, ты же идол!

Для представителя европейской культуры такое отношение может показаться дикостью, и хотя истории про жестокую эксплуатацию продюсерами своих подопечных широко известны и на Западе, нормой это не считается.

Однако это вполне укладывается в традиции культур Юго-Восточной Азии, где молодые люди перед лицом старших практически бесправны; зато они точно знают, что в преклонном возрасте будут пользоваться тем же безоговорочным уважением и подчинением со стороны следующего поколения.

А вот кибербуллинг - явление относительно новое, и как его блокировать эффективно, никто до сих пор не знает. Популярная заповедь "просто не обращай внимания" не работает в принципе, тем более у людей, для которых эмоции - рабочий инструмент.

А вот участникам травли их деятельность доставляет не только садистское удовольствие, но и иллюзию, что они обладают властью над более знаменитым, более талантливым, более работящим, наконец, человеком, чем они сами. И потому поводом для потоков самодовольной ненависти может стать любая мелочь, любое "прегрешение" поп-идола.

Покойную Солли травили, в том числе, за неоднозначный публичный имидж и не слишком типичную для "чистеньких и аккуратных" поп-идолов откровенность в выражении мнений, не слишком популярных в консервативном (да-да) южнокорейском обществе.

Солли также активно выступала против кибербуллинга, с которым ей приходилось сталкиваться постоянно. Неудивительно, что троллей это только ещё больше распаляло. В сентябре ее грудь случайно частично обнажилась в ходе передачи в прямом эфире. Это стало поводом для новых волн ненависти и прямых угроз.

Сама Солли признавала, что с юных лет боролась с паническим расстройством и социофобией. К ним в итоге добавилась тяжелейшая депрессия, которая, по-видимому, и сподвигла её в итоге наложить на себя руки.

Что именно побудило к самоубийству Ча Инь Ха, точно неизвестно. Его агентство Fantagio опубликовало пресс-релиз, в котором утверждает, что его работники "преисполнены скорбью в связи с новостью, в которую всё ещё трудно поверить".

"Мы сердечно просим не распространять слухи, и не публиковать новости с домыслами - ради того, чтобы семья, которая сейчас испытывает глубочайшее горе от внезапного события, смогла мирно проститься с ним", - заявил СМИ представитель Fantagio.

Выразив минимум положенных соболезнований, продюсеры вовсю занимаются "дрессировкой" следующих Солли, Ча Инь Ха, Гу Хары и Чжунхёна. Конвейер не должен останавливаться.

03.12.2019, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: