BALLISTER  Баллистическая экспертиза

Чикагское новоджазовое трио впервые выступит в Москве

Импровизационные концерты, проходящие в КЦ "Дом" в последние несколько лет с приятной регулярностью, проще всего классифицировать не жанрово (где кончается джаз и начинается фри-рок, и где он в свою очередь переходит в глитч и экспериментальную электронику – этого уже совсем не понять), а по региональным сценам. При всем обилии интернациональных составов, каждый проект всё же как правило можно отнести к той или иной школе. К нам в последнее время регулярно едут немцы, швейцарцы, скандинавы, выходцы из нью-йоркской downtown-тусовки или даже весьма самобытные японцы. Трио Ballister, несмотря на смешанный американо-норвежский состав, очевидно представляет Чикаго.

О чикагском новом джазе в последнее время чаще всего говорят в связи с Кеном Вандермарком (Ken Vandermark), и историю Ballister тоже стоит начать с него. Основатель трио, саксофонист Дейв Ремпис (Dave Rempis) заработал себе имя, участвуя в различных составах Кена. В конце девяностых, когда Дейву едва перевалило за двадцать, он получил приглашение присоединиться к квинтету Vandermark 5, а затем участвовал вместе с Вандермарком в многочисленных реинкарнациях Territory Band, где его постоянным партнером оказался виолончелист Фредрик Лондберг-Хольм (Fredrick Lonberg-Holm). Лондберг-Хольм, несмотря на скандинавское происхождение, уроженец Соединенных Штатов и воспитанник именно чикагской школы.

Джазовое образование Фредрик получал под руководством Энтони Брэкстона (Anthony Braxton), при этом Фред совсем не чужд и академической музыки, где его учителями были Мортон Фелдман (Morton Feldman) и Полин Оливерос (Pauline Oliveros). И всё же его родной язык – импровизация. Несмотря на сравнительно нетипичный для джаза инструмент, Фред оказался одним из самых востребованных музыкантов на современной импров-сцене: он участвует в десятках проектов, среди которых знаменитый Chicago Tentet Петера Брётцмана (Peter Brotzmann) и его же трио ADA, с которым Лондбер-Хольм уже успел выступить в России.

Цепочка через трио ADA приводит нас к третьему, лучше всего известному российской публике участнику ансамбля Ballister, это норвежский барабанщик Пол Нильссен-Лав (Paal Nilssen-Love). Пола в первую очередь ассоциируют с группой The Thing, но его биография и дискография настолько разнообразны, что неясно, за что хвататься. Среди многочисленных проектов Пола есть даже собственный биг-бенд Nilssen-Love Large Unit, триумфально выступивший в Москве четыре года назад.

Что же получается у трех этих музыкантов, когда они объединяются на сцене? Главная, пожалуй, характеристика музыки Ballister – невероятная плотность событий. Небольшой состав музыканты с лихвой компенсируют количеством нот в единицу времени – музыка в их исполнении буквально обрушивается на слушателя то серией пулеметных очередей, то шквалом. И в этом Ballister, пожалуй, наследуют The Thing. Именно за напор и плотность их порой называют фри-роком, но при этом тембры у трио всё же чистые, джазовые. К игре Дейва Ремписа (а его саксофон здесь всегда на ведущих ролях) применим не слишком употребляемый применительно к джазу термин "виртуозность", ставку он делает не на расширенные техники и эксперименты со звукоизвлечением (хотя и без этого не обходится), а на сложность и насыщенность партий.

Москва, КЦ "Дом"
30 октября, 20:00

23.10.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)