Ed SHEERAN  Шираномания

Какие технологии Эд Ширан использовал, чтобы стать лидером по стримингу? - Рассказываем на примере его последнего альбома

Если верить знаменитой песне группы The Buggles, видео погубило радио-звезду. А стриминг тем временем убивает альбомный формат. Паника по этому поводу не утихает с самого начала эпохи стриминга, а кто-то идёт в своих суждениях дальше, утверждая, что стриминг постепенно уничтожает всю музыкальную индустрию. Гигант Spotify недавно подвергся критике со стороны музыкантов и участников индустрии за свою новую рекламную кампанию “Dance Like Nobody’s Paying” (“танцуй, как будто никто не платит”).
Американский музыкант Блэйк Морган (), в частности, напомнил у себя в Твиттере, что для того чтобы получить минимальную зарплату, исполнителю требуется 380.000 стримов в месяц. При такой политике действительно получает от стриминга доход только верхушка топовых исполнителей.

Эд Ширан (Ed Sheeran), чья пятиметровая статуя недавно прилегла в московском Парке Горького, при таком раскладе чувствует себя вполне комфортно. После выхода своего 4 студийного альбома “No. 6 Collaboration project” певец побил рекорд Spotify по прослушиваниям в месяц за всё время существования сервиса. Сейчас у Эда 69 миллионов слушателей, и отрыв от второго места в этом топе впечатляет — Шон Мендес (Shawn Mendes) отстаёт на 13 миллионов слушателей.

Это не первый стриминг-рекорд Ширана: прежде он уже отличился 56 миллионами стримов в день, когда вышел альбом “Divide”, и 10 миллионами в день выхода сингла “Shape Of You”. Всё это наталкивает на мысль, что Ширан — идеальный исполнитель эпохи stream. Как он это сделал?


Совместный труд для моей пользы - он объединяет

Опасения, что в эпоху победивших "музыкальных облаков" альбомы сами по себе станут рудиментами, вполне оправданы. В стриминге сингл гораздо важнее, чем целый альбом: именно сингл попадает во внутренние хит-парады, и, главное, в плейлисты — горячие хиты, летние хиты, громкие новинки, плейлисты по жанрам и настроениям, утренний воркаут и вечерняя медитация — самой важной задачей становится попасть в такую подборку.
Новый альбом Эда Ширана “No.6 Collaborations Project” журналисты критикуют за то, что он звучит не как альбом, а как набор разрозненных треков, в которых Ширан пытается угнаться за всеми зайцами сразу. Количество приглашённых для коллаборации исполнителей вызывает недоумение: здесь и поп-звёзды от Cardi B и Камилы Кабельо (Camila Cabello) до Бруно Марса (Bruno Mars) и Джастина Бибера (Justin Bieber), и кантри-певец Крис Стэплтон (Chris Stapleton), и самые разные хип-хоп исполнители, включая Chance the Rapper, 50 Cent, Stormzy и Eminem.

Приглашённых гостей оказалось даже больше, чем песен на альбоме. Все они представляют разные жанры и, соответственно, разную аудиторию. Эду Ширану нельзя отказать в отличном знании формулы поп-песни, которая будет играть отовсюду и рано или поздно возьмёт вас приступом, даже если вы знать не хотите, кто такой Эд Ширан. Но пытаясь встроиться в современный поп-контекст, где исполнители экспериментируют с жанрами и затрагивают актуальные темы, Ширан сделал альбом, на котором теряются не только люди, которых он пригласил, но кое-где даже он сам начинает звучать ни к месту. В результате получился набор неискренних треков и коллабораций, собранных ради громких имён, а не ради интересной совместной работы.
Но при этом каждая из песен с альбома, неважно как они звучат в целом, отлично впишется в любой стриминговый плейлист, а такое разнообразие фитов и жанровых переключений позволяют сделать охват как никогда широким. Возможно, такой упор на количество, а не качество — это продуманное коммерческое решение? Что в общем-то и доказывает практика: Эд Ширан бьёт один стриминг-рекорд за другим.


Больше синглов богу синглов

К выходу предыдущего альбома “Divide” Ширан выпустил 5 синглов, два из которых — в один день. Тенденцию выпускать больше синглов, чем когда-либо прежде, тоже диктует новое время, раньше исполнители выпускали в среднем два сингла, теперь же 3-5. Имея доступ к стримингу, слушатели не готовы ждать выхода альбома несколько лет, и поп-исполнитель не может позволить себе надолго пропасть, а потом вдруг появиться с 15-трековым альбомом — сейчас у человека вообще не должно возникнуть ощущения, что его любимый исполнитель пропадал из информационного поля. Сам Эд Ширан в интервью BBC говорил, что во многом обязан своим успехом именно Spotify, поскольку сервис позволяет ему заниматься тем, чем он хочет и играть вживую не только в Европе и Америке, а его музыка благодаря стримингу легче находит своего слушателя.

В разделившем музыкальную индустрию конфликте о том, хорош стриминг для музыки или плох, Ширан занимает противоположную от Тома Йорка (Thom Yorke), The Black Keys, Pink Floyd, Дэвида Бирна (David Byrne) и других музыкантов сторону баррикад. Можно подумать, что критика стриминга — это жалобы людей старой формации, которые не могут вписаться в современные реалии. Однако это не совсем так. Например, поп-звезда Тейлор Свифт (Taylor Swift), с которой Эд Ширан раньше активно сотрудничал, — ярая противница стриминга.
В 2014 году, тогда же, когда Ширан рассказывал в интервью о том, как Spotify сделал его успешным, Тейлор удалила со стримингового сервиса всю свою дискографию. В небольшом эссе на The Wall Street Journal она прояснила свою позицию: “Музыка — это искусство, а искусство — редкое и важное. Важные и редкие вещи ценны. А ценные вещи должны оплачиваться”. Альбом Тейлор 2017 года “Reputation” не был выпущен на стриминговых платформах вовсе, и завоевал небывалый коммерческий успех: по всему миру релиз разошёлся тиражом в 2 миллиона копий в первую же неделю после выхода. Правда, чуть позднее в том же году Тейлор вернула все свои песни в Spotify, но о мотивах этого поступка сложно судить однозначно: сама певица заявила, что это было сделано в честь 10 миллионов проданных копий альбома “1989”, журналисты посчитали, что причина этому — конфликт Свифт с Кэти Перри (Katy Perry), которая выпускала свой альбом в тех же числах.

И тем не менее среди молодых поп-исполнителей кампания против стриминга, которую годами вела Тейлор, скорее исключение, чем правило. Стриминг всё сильнее стискивает индустрию, заставляя и лейблы, и исполнителей играть по его правилам. Трансформация творчества Эда Ширана за последние несколько лет — от неказистого парня с гитарой, луп-педалью и балладами о любви до того что мы слышим на “No.6 Collaborations Project”, — во многом отражает изменения, произошедшие с тем, как сегодня создаётся и слушается поп-музыка.

Итак, секрет успеха в стриминг эпоху прост: уделите внимание синглам, а не альбомам — отдельный трек точно найдёт себе место в сборнике хитов где-то между Билли Айлиш и Халидом; зовите больше приглашённых гостей — ориентируйтесь в первую очередь на громкое имя, а не на то, подойдёт ли человек для вашей песни; свой творческий почерк смело меняйте на хорошее коммерческое решение, и, главное, не воюйте со Spotify.
И тогда, возможно, в честь вас тоже возведут огромную статую напротив Парка Горького.

25.07.2019, Анастасия ЛИДЕР (ЗВУКИ РУ)

Ed SHEERAN - свежие публикации: