ФЕСТИВАЛЬ  На берегу океана

Лучшие акты 34-го TD Vancouver International Jazz Festival: фестиваль-спойлер

34-й TD Vancouver International Jazz Festival завершает свою работу на берегу Тихого океана. За две недели в Ванкувере отыграли свои сеты более 500 групп и сольных музыкантов - от юных талантов до мастодонтов. При этом больше половины программы - бесплатна. Каждый день публику знакомят со всеми оттенками джаза прямо в центре города - на площадке Downtown Jazz у подножия арт-галереи, в парке David Lam и в уютном выставочном зале Roundhouse Community Centre. 1 июля здесь отмечают День Канады, и к числу открытых для посещения мест добавилась приятная камерная сцена на острове Гранвилл.
Все это чудо - плод работы некоммерческого сообщества Coastal Jazz и его многочисленных волонтеров (в этом году их число приблизилось к 2 тысячам!).

Безусловно, фестиваль такого масштаба просто не может хранить верность одному жанру либо стилю. В программе ванкуверского феста нашлось место самым разным именам.
Хедлайнерами фестиваля стали легендарный пианист, посол джаза ЮНЕСКО Херби Хэнкок (Herbie Hancock), отметившие 25-летие своего дебютного альбома гении хип-хопа Wu-Tang Clan и регги-короли The Roots.

Однако джазовая составляющая здесь все же чрезвычайно сильна - причем, именно радикально-джазовая, что выгодно отличает TD от его сородичей. Инновационный, авангардный джаз, который в Европе чаще всего задвинут на крохотные маргинальные сцены, в Ванкувере собирает огромную аудиторию. Но чаще всего музыканты, только что отыгравшие концерт в камерном зале на 100-200 человек, назавтра повторят свое выступление на бесплатной площадке. Такая политика прекрасно работает на привлечение новой молодой аудитории: музыканты, игравшие на Робсон Cквер для пары тысяч прохожих, в следующий свой приезд могут рассчитывать на аншлаг.

А еще ванкуверские музыканты умеют дружить. Одним из центральных событий фестиваля стал импровизационный вечер "Freedom Muzik", который собрали басист Колин Кован (Colin Cowan) и виолончелистка Пегги Ли (Peggy Lee) при участии музыкантов из Амстердама. До глубокой ночи музыканты играли во всевозможных составах и комбинациях, круг играющих изменялся по мере того, как к составу присоединялись артисты, только что отыгравшие свои концерты на других сценах. Несколько часов вдохновения и сотворчества!

На протяжении 14 дней мы имели возможность оценить по достоинству лучшие сеты фестиваля, и с удовольствием делимся с вами самыми интересными впечатлениями в порядке их появления. Большая часть групп, о которых пойдет речь, концертирует в Европе и только что начала свои мировые турне, так что у вас есть шанс познакомиться с ними живьём. Запомните эти имена!


Too Many Zooz

Не знаю, кто тот гений, кто придумал каждый год добавлять в лайн-ап одну-две фанковые группы с бас- и баритон-саксом, но я его фанат. Именно ему мы обязаны счастьем третий год подряд слушать проекты Шабаки Хатчинса (Shabaka Hutchins), Moon Hooch - а теперь Two Many Zooz. И не только слушать, но и танцевать, пока ноги не отвалятся!

TMZ - это троица из Нью-йоркской подземки: вертлявый и энергичный баритон-сакс Лео Пеллегрино ( Leo Pellegrino труба Мэтта Мьюрхеда (Matt "Doe" Muirhead) и походный барабан Дэвида Паркса (David "King of Sludge" Parks). Казалось бы, много ли можно выжать из пары духовых? - Но эта громкая, пронзительная и хулиганская музыка и тысячный зал "берет" мгновенно. Основная заслуга - артистичного Лео П. Его скорострельная, приправленная юмором техника игры, глумливые фразочки и движения в стиле "Элвис на спидах" - это нечто! Не прекращая играть, саксофонист прыжком взлетает на комбик, разворачивается к залу попой, к которой пришпилен хвост лисы, и начинает вертеться и изображать эротичные па. Увесистый трубач с уникальным чувством ритма и отточенными фразировками - это, так сказать, мелодическая основа музыки TMZ, а сакс отвечает за драйв и секс.
Это один практически бесшовный часовой сет, во время которого энергии у музыкантов и зрителей нисколько не убывает. В какой-то момент Лео начинает просто разрывать: он бросает инструмент и начинает бешеный танец, сопровождая его кричалками.

Забегая вперед, скажу, что на следующий день Too Many Zooz выступали на открытой площадке в даунтауне, собрав огромную толпу адептов и парализовав движение на паре улиц. За один день трио превратило весь город в своих преданных фанатов.


Five Alarm Funk

Тем временем вечер пятницы продолжает местная банда Five Alarm Funk - 10 смешных е*анатов, чей альбом "Boots & Wheels" почтил своим участием сам Бутси Коллинз (Bootsy Collins), хотя мало кто способен добавить новых красок в этот густой замес из афро-фанка, рока, ска, латино и панка. Живые, парадоксальные аранжировки и классная игра - все это есть на каждой первой пластинке группы, включая "Wake the Funk Up", на которой отметился Лео из Too Many Zooz.
А живьем это еще смешнее и драйвовее! Во-первых, вся команда надевает на концерт сумасшедшие костюмы в немыслимых комбинациях: заячьи уши, килт, котелок, полосатый онзи и так далее. Во-вторых, они ВСЕ поют (особенно хорош перкуссионист). И каждый исполняет одну-две крышесносные сольные партии, чтобы дать всем понять, кто тут крут. А чтобы оценить банду во всей ее красоте - посмотрите их клипы.


Mats Gustafsson

А тем временем неподалеку, в зале Imperial, проходит второй главный концерт вечера. Открывает его саксофонист-инноватор Мэтс Густафссон, чьи работы на стыке нойза и фри-джаза пользуются огромным уважением коллег и интересом у критиков. Саксофон Мэтса можно встретить на записях Sonic Youth, Merzbow, Otomo Yoshihide и Питера Бретцманна (Peter Brötzmann). В пятницу днем Густафссон отыграл часовой бесплатный сет в зале Performance Works и, видимо, здорово вымотался, так что вечером его хватает только на получасовую заковыристую импровизацию. Но стоит попасть на его отдельный концерт, чтобы оценить всю необычность таланта этого музыканта.


The Comet Is Coming

Если вы еще не слышали имени Шабаки Хатчинса aka King Shabaka - у меня только один вопрос: где вы были последние три года? Этого парня считают открытием джаза и фанка, но в его новом проекте куда больше электроники и психоделики. На клавишных в проекте работает Danalogue, а а барабанах - Betamax Ohm. Безумие и лихорадочное веселье - преобладающее настроение "Кометы". А когда слышишь эту музыку живьем, понимаешь: в этом пульсирующем космосе - не холодно, а людно и весело.


Laila Biali

Местная ванкуверская знаменитость, певица и сонграйтер, получившая в этом году премию JUNO “Vocal Jazz Album of the Year”. Правда, я бы не стала называть то, что делает Лайла, джазом: это честный и прямолинейный кроссовер, сыгранный без особых затей. Певица очень любит общаться с публикой, много и подробно пересказывая историю своих простеньких песенок, и на фоне остальных участников фестиваля выглядит довольно наивно. Но если по-честному признать, что Лайла играет поп-музыку, то все сразу становится на свои места. А за акустический кавер "Yellow" Coldplay ей и вовсе хочется наговорить комплиментов и подарить леденец на палочке.


Paul Plimley Trio

"Демократия иногда работает!", - говорит мэтр Пол Пимли, объявляя новое имя своего трио: Babin, Loewen, Plimley. Но мы-то знаем, что во время этого сета все внимание публики будет волей-неволей направлено на этого пианиста с внешностью сумасшедшего профессора, который увлеченно терзает рояль и маримбофон, извлекая из них абсурдную, темпераментную и щемяще красивую музыку. Пимли, словно фокусник, конструирует на наших глазах нечто немыслимое, вроде рукотворного разгула стихии, а контрабас Томми Бэбина (Tommy Babin) и ударные Кентона Лоуэна (Kenton Loewen) деликатно обрамляют его партии, добавляя им глубины. Пимли великолепен. Он велик. И он взорвет ваш мозг, если вы ему позволите.


Feecho

Пианистка из Амстердама Кайя Дракслер (Kaja Draksler) и барабанщик Онна Говерт (Onna Govaert) - это основа состава, в который добавляются скрипач Джошуа Зубо (Joshua Zubot) и гитарист Джаспер Стадхудерс (Jasper Stadhouders). На басу - местный крутой музыкант Джор Вильямсон (Joe Williamson). Состав строит свои импровизации на новом прочтении классики, выстраивая сложные архитектурные "порталы" на основе академических музыкальных тем. Это сильная интеллектуальная работа и отличное чувство меры - к тому же, как и вся европейская музыка, она снобски минималистична.


Ikue Mori & Jim Black

Мори и Блэк - это единство и борьба противоположностей: невозмутимая как Будда японская авангардистка неподвижно сидит за компом, не шевеля ни единым мускулом на лице, в то время как Блэк врывается на сцену, экспрессивно размахивая руками и мгновенно заполняя собой весь зал. У Блэка есть повод переживать: на границе задержали его инструменты, ему нашли замену в музыкальном магазине, но Джим оставил их под лестницей - так что теперь ему предстоит сбегать за ними. В общем, собака съела домашнее задание. Икуе Мори сидит на месте, даже головы не повернув. Когда Блэк возвращается и прикручивает к стойкам тарелки, она тихонько двигает мышкой макбука...
...И пространство взрывается! Это индастриал, каким его задумали отцы-основатели, с мощной концептуальной основой. Шумы радиоволн и электромагнитных полей, сконструированные Мори, нарастают и обрастают космическими сигналами, а в какой-то момент ты буквально фищически ощущаешь сваи, которые город вбивает в мозг своим урбаноидам. Посреди этого хаоса звуков Мори все так же невозмутима со своим лэптопом и процессором. После концерта она лишь тихо улыбается, словно довольна тем, какой кавардак только что здесь устроила.


Gordon Grdina, Mat Maneri, Oscar Noriega, Jim Black

Ванкуверский гитарист, мультиинструменталист Гордон Грдина играет в таком колиестве составов, что если живешь в Ванкувере, будешь встречаться с ним довольно часто. Недавно он играл в Орегоне, откуда прихватил пару коллег. Убедил их, что в Ванкувере найдется работенка - и точно, тот же Оскар Норьега на протяжении фестиваля сыграл сразу несколько концертов в составе трёх групп, Джим Блэк - четырех, да и сам Гордон сцену покидал разве что воды глотнуть.
Состав исполняет, в основном, композиции Грдины, продуктивность которого проявляется даже в том, сколько своих новых альбомов он представляет во время концерта: сразу три. Помимо коллабораций, Гордон интенсивно осваивает новые инструменты - в этот раз таковым стал уд, на котором музыкант делает далеко не только ориентальные вещи.
- Сколько времени? - спрашивает Гордон, когда время близится к 11.
- 9.45! , - отвечает хитрая публика, которая не хочет расставаться.
Через пару дней Грдина и Блэк играют с зорновским Тревором Данном (Trevor Dunn), а уду посвятят целую отдельную программу под названием "Haram".


In Love With

Я знакомила вас с этим удивительным французским трио 2 года назад. Основатель группы - барабанщик Сильван Даррифурк (Sylvain Darrifourcq), а партии струнных исполняют два буйных брата Сессальди - Тео и Валентин (Théo Ceccaldi - скрипка, Valentin Ceccaldi - виолончель.
В музыке Сильвана интересно не только ее слушать, но и наблюдать ее рождение. Музыкант извлекает звуки из совершенно немыслимого набора инструментов, которые совмещает с барабанной установкой и чувствительными микрофонами, и обеспечивает полноту звучания за счет полностью аналоговых, часто повторяющихся (репетитивных) звуков. Эти движения могут иногда напоминать нервный тик, но если закрыть глаза, ты услышишь довольно достоверный микс из бытовых звуков: заевшую пластинку, биение сердца и фрагменты из мультика, бег толпы по переходу, шум дождя. И, что важнее, каждая композиция скомпонована со вкусом и юмором.
В прошлом году трио выпустило альбом "Coitus Interruptus" и сыграло его на фестивале единым получасовым сетом, собрав заслуженные овации.

Кстати, в тот же день в Ванкувере играл еще один крутой барабанщик - родившийся в Париже и проживающий в Чикаго Макайя Маккрэйвен (Makaya McCraven), живой классик. Он исповедует совершенно иной, более традиционный и респектабельный, подход к джазу, а потому его больше ожидаешь услышать где-нибудь в Монтре.


Herbie Hancock

Херби Хэнкок - не только один из старейших джазменов планеты: он еще и один из старейщих ныне действующих (читай - остающихся в отличной творческой форме) музыкантов. Сейчас 79-летний пианист работает над новым альбомом, о котором уже говорят, что это его самый амбициозный релиз за последние годы, включающий в себя, помимо прочего, камео разных рэперов - в частности, Кендрика Ламара (Kendrick Lamar) и Flying Lotus.
Живой интерес Хэнкока ко всему свежему и молодому заставляет его плодотворно сотрудничать с молодыми звездами, принимать участие в работе Montreux Jazz Academy и непрерывно экспериментировать с новыми инструментами и технологиями. Таков сам Херби, и таков его состав.

Уже во время исполнения увертюры гитарист и вокалист Лионель Люке (Lionel Loueke) начинает прогонять свою гитару через процессор, добавляя в ее звук различные спецэффекты и каскад бэк-сэмплов. Его инструмент по необходимости имитирует клавишные, африканские инструменты и ситар.
А дальше подключается саксофонист, который исполняет партии вокала - и все эти партии он гоняет через вокодер. Ровно то же делает и Хэнкок, превращая все композиции во фрактал из лупов, при этом он ещё добавляет эффекты, которые буквально заставляют инструмент звучать как изношенный магнитофон.
Сегодня в концерте звучат сразу две композиции из "Head Hunters", знаменитого альбома 1973 года, в котором появились главные кроссовер-хиты музыканта - Chameleon и расширенная версия Watermelon Man. Прекрасную напористую аранжировку получила "Night and Day". На протяжении сета Херби щедро предоставляет музыкантам время на сольные партии, и двухчасовое шоу пролетает на одном дыхании. Особенно хорош внезапно "вырвавшийся на свободу" давний соратник Хэнкока - басист Джеймс Джинус (James Genus), и мудрый, точный барабанщик Винни Колаюта (Vinnie Colaiuta), про которого Херби говорит: он не входит ни в один список лучших музыкантов, потому что он лучше всех списков. А заканчивается шоу фирменным приемом Херби: на Night And Day он хватает клавитару, или в просторечии "расчёску" - и уходит в отрыв. Много ли вы знаете 80-летних или даже 70-летних людей, которые на такое способны?..


Фестиваль в Ванкувере завершён, но он продолжается для нас: мы добавляем в плейлисты свежеоткрытые имена и ищем новых любимцев в лайнапах летних ивентов. TD - фестиваль не только для зрителей, но и для музыкантов, которые к следующему году образуют новые коллаборации.
До встречи на 35-м TD Vancouver International Jazz Festival!

03.07.2019, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: