808 STATE  Тридцать раз по восемьсот восемь

Отцы британского рейва отметили 30-летие группы большим концертом в лондонском клубе Koko

30 лет для электронной группы – возраст какой-то запредельный. Для сравнения, во времена "электронной революции" конца 80-х – начала 90-х Pink Floyd, которые тогда казались абсолютными мастодонтами, были заметно моложе. И если 10 лет назад, в дни двадцатилетних юбилеев, все нервно шутили про "теперь можно покупать сигареты и алкоголь", теперь кажется пора шутить уже про ипотеку и кризис среднего возраста.

Двадцатилетие 808 State, которое отмечалось в круглую дату 8.08.2008 и на которое мне тоже довелось попасть, группа праздновала совсем без пафоса, веселой вечеринкой с андерграундном клубе Jacks с лайвом DMX Krew и диджей-сетами Артура Бейкера (Arthur Baker), I-F и самих музыкантов из 808 State. Десять лет спустя Грэм Мэсси (Graham Massey) сотоварищи наконец решили сыграть большой концерт.

Местом празднования на этот раз выбран лондонский клуб Koko, старая и намоленная площадка в Кэмдене, работающая как клуб с начала 1980-х. Находится Коко в здании бывшего театра (который в свою очередь открылся в 1900-м) и внутреннее устройство с тех пор кажется не очень изменилось, разве что стулья убрали. Красно-золотой декор на стенах, танцпол на месте партера и несколько уровней балконов и лож, на которых тоже стоячие места и очень неплохой вид на сцену. Выглядит, особенно в сочетании с музыкой, совершенно сюрреалистично, но для Англии это вполне обычное дело.

Аншлага нет, билеты можно купить на входе, но клуб выглядит полным. Публика помоложе, чем на Гари Ньюмане (Gary Numan), но постарше и поприличнее чем за несколько дней до этого на Bicep – тут и 45-летние панки в косухах и с цветными ирокезами, и молодые хипстеры, и простой лондонский люд разных возрастов. На разогреве ставит музыку Lone, чей сет – прекрасная демонстрация британской диджейской школы. Здесь, в отличие от Берлина, принято играть эклектично и не слишком концентрироваться на современных треках. За часовой сет Lone успевает сначала поиграть модерновый хаус, потом съехать в uk techno начала девяностых (дуплет из B12 "Obsessed" и Orbital "Farenheit 303" публика встречает особенно тепло), затем переключиться на балеарик-брейкс и в конце поставить пару своих треков.

Точно в заявленные 20.40 (как же я люблю это правило – не просто опубликовать заранее set times мероприятия, но и тщательно это расписание соблюдать) на сцену выходят 808 State. В нынешнем составе три человека. Справа отлично сохранившийся Энди Баркер (Andy Barker) за электроникой (перед ним компьютер и баррикада клавишных), по центру – лидер группы, седобородый Грэм Мэсси в очках и бейсболке (он отвечает за вторую порцию синтезаторов, а также гитару и духовые), слева – барабанщик, чью личность мне идентифицировать не удалось.

Удивительно, что 808 State совершенно не торгуют собственной легендарностью. Карл Крейг (Carl Craig) или Найл Роджерс (Nile Rodgers) выходят на концерты с гордой позой "смотрите, это я придумал всю эту вашу танцевальную электронику". Мэсси и компания, люди как минимум для Англии не менее легендарные (помимо того, что 808 State придумали британский рейв, Грэм еще и, например, сыграл не последнюю роль в запуске соло-карьеры Бьорк), общаются с публикой в жанре "Ээ, здорово чуваки, клёво что вы нас помните еще, ща мы вам тут слабаем чё-нить".

Начинают с дуплета "Cubik" и "Let Yourself Go" и это чётко задает вектор концерта, сегодня будет в основном материал конца восьмидесятых – начала девяностых. Звук очень громкий и максимально, даже слишком сырой. Драммер поверх электронных ударов выстукивает брейки, Грэм то играет соло на клавишах, то хватается за гитару, порой выводя прямо-таки металлические запилы. Если целью был рок-драйв, 808 State своего добились – это похоже не то на концерты Prodigy, не то на нью-рейв, прочтения старых клубных хитов в исполнении Klaxons или Shitdisco. На танцполе рвака и угар, но электроники хочется больше.

Раскачав зал, британцы переходят к более спокойной части. "Olympic", "Sunrise", в которой Грэм берется за кларнет, и наконец "Plan 9" в каком-то безумном замесе со "State Ritual". Здесь Мэсси играет на акустической гитаре, и звучит это на удивление чётко и красиво. В пору вспомнить, что 808 State отлично сочиняют не только рейв-хиты, но и мечтательный балеарик. Самая необычная часть концерта – новые треки, их в основной части как минимум три. Распознать детали в такой аранжировке непросто, но прямой бит в темпе 140+ ударов в минуту – это как минимум неожиданно. Получается какой-то нервический технотранс.

То и дело освежая публику незнакомым материалом, отцы тем не менее делают ставку на проверенные вещи. Еще один ярчайший момент концерта – "Pacific", где Грэм снова играет на кларнете. Зал очень шумно реагирует на вступающую то тут, то там TB-303, которой в этих лайв-аранжировках тоже находится место. Время от времени вылезает откровенная несведёнка (какой-то солирующий синтезатор вдруг начинает забивать собой весь микс, потом его спешно прибирают почти в ноль и лишь по ходу выводят на правильную громкость), но ясно что весь этот безумный арсенал "мугов", "роландов" и прочего добра, общей численностью за десять штук, стоит тут не для декорации.

Как полагается на рейве (пусть дело и происходит в 9 вечера), в Koko отличный свет и, главное, лазеры – я и забыл, когда в последний раз видел такое их количество на концерте. С музыкой всё это гармонирует как нельзя лучше, тем более что под конец начинается брейкбит-вакханалия: "Cobra Bora" (где как раз особенно хорошо слышна "серебряная коробочка") и "In Yer Face", где вой сирены перебивает всю музыку, но всем хорошо и так. Под финал – снова "Cubik", и если первая её версия была достаточно минималистичной, то здесь шквал звука, металлические запилы Грэма на гитаре и максимально выпяченный на передний план главный синтезаторный риф. Мощный хит, чего уж там.

"Эй чуваки, у нас осталось время на одну вещь, вам старую сыграть или новую?". Народ требует новую (что само по себе необычно) и концерт юбиляры заканчивают еще одной свежей вещью, на этот раз похожей на нью-бит. За бортом осталось много хорошего – не сыграли ни трека с "Newbuild", ни одного хита с приглашенными вокалистами (что логично) и ничего с альбомов после 1993-го (хотя на "Don Solaris" хватает ярких вещей, да и "Outpost Transmission" сильно недооценен, просто вышел не ко времени). Не скажу, что идея настолько оживить свой материал мне стопроцентно нравится – как минимум, без живых ударных вполне можно было бы обойтись. Но с другой стороны, как еще добиться такого драйва? Примерно таким, сырым и несколько оголтелым, я представлял себе реюнион KLF. Когда там юбилей "The White Room"?..

26.11.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)