QUEEN  "Богемская рапсодия": что с ней не так?

Городские легенды и исторические искажения в главном байопике года: анализируем новый фильм о Queen.

Главным событием музыкального ноября стал байопик Queen - "Bohemian Rhapsody": в СМИ, в соцсетях и на выходе из кинотеатров кипят споры об этом фильме, и споры весьма горячие.
У проекта был тяжелый старт: идею фильма вынашивали более 10 лет, официально о начале съемок сообщили в 2010; за это время фильм успел сменить исполнителя главной роли (изначально Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) должен был играть Саша Барон Коэн), причем не без скандала. А уже в конце съемок, которые все время то откладывались, то переносились, картина поменяла еще и режиссера. Большую часть фильма снял Брайан Сингер, но заканчивал его уже Декстер Флетчер. Кстати, именно этот режиссер сейчас снимает другой байопик – о жизни Элтона Джона (Elton John). О нём мы будем спорить в июне следующего года.
Все эти мучения были не зря: "Богемская рапсодия" уже стала самым кассовым музыкальным байопиком за всю историю кино. К 14 ноября по всему миру было собрано свыше 310 миллионов долларов,- при том, что бюджет фильма был в 6 раз меньше. Коммерческий успех налицо.


Факты и источники


Однако среди многих восторженных отзывов публики все чаще слышна острая критика фильма - за фривольную трактовку ключевых событий в истории группы "Queen" и биографии самого Фредди. И ладно бы речь шла о каких-то технических вещах: понятно, что при создании такого полотна без некоторых натяжек и белых ниток не обойтись; но проблема в том, что факты искажены таким образом, что создают абсолютно неверный образ как самой группы "Queen", так и особенно Фредди Меркьюри. Загадка, почему на это пошли Брайан Мэй (Brian May) и Роджер Тейлор (Roger Taylor), гитарист и ударник. Видимо, у них на то были свои причины, но мы как зрители обязаны знать правду.

В этой статье собраны все основные исторические искажения в ленте, какие зритель может увидеть при просмотре. Есть еще куча мелочей, не играющих важной роли. Все факты базируются на трех книгах, рассказывающих об истории группы и самого Фредди: Джим Хаттон (Jim Hutton) "Mercury and me" - написана партнером Фредди в последние 6 лет его жизни; Марк Ходкинсон (Mark Hodkinson) "Queen: The Early Years" - ну ооочень тщательное исследование о том, "как всё начиналось"; Питер Хайнс (Peter Hince) "Queen Unseen" - сочинение работника команды "Queen"; именно он был ассистентом Фредди на сцене почти все гастрольные годы и практически с самого начала; вы его можете видеть на некоторых концертных видео, подсовывающим Фредди микрофон из-под рояля.
Эти книги получают рекомендации фанатов на форуме "Queen" как самые информативные и вызывающие наибольшее доверие источники.

Предупреждение: спойлеры! Если вы еще не видели фильм – не читайте! Пожалуйста, сходите в кинотеатр, и только затем знакомьтесь с текстом ниже.


Историческая правда


Перечислим факты из фильма в порядке важности.

1. Фредди НЕ ЗНАЛ о своем диагнозе на концерте Live Aid и при подготовке к нему. Он был диагностирован в апреле 1987 года. (Jim Hutton, p. 82). Концерт на Уэмбли состоялся 13 июля 1985 года. Данная сюжетная линия в фильме интерпретирует многие действия Фредди по воссоединению с группой как следствие его болезни – это абсолютно не соответствует действительности.

2. О диагнозе Фредди группа НЕ ЗНАЛА о до 1989 года. Джим Хаттон приводит конкретную дату, когда Фредди рассказал им об этом – 20 мая 1989 года (Jim Hutton, p. 129-130). Подозрения в группе какие-то были, само собой, болезнь отражалась на внешнем облике, но откровенный разговор произошел именно в этот день. Это было в Швейцарии, за ужином в ресторане "Bavaria" в Монтрё. Это опять же категорически не соответствует сценам в фильме.

3. Знакомство с группой было АБСОЛЮТНО другим. То есть вообще. Фредди был однокурсником и другом музыканта Тима Стаффела (Tim Staffell), они вместе учились в Ealing Art College, аж с сентября 1966 года. Тим был вокалистом группы 1984, где за гитары отвечал другой музыкант по имени Брайан Мэй. А Брайан и Тим, в свою очередь, вместе ходили в одну и ту же школу – Hampton Grammar School. В 1968 году Тим и Брайан решили сделать новый, более тяжелый, проект в духе мегапопулярных тогда Cream. Подражая им, тоже в формате трио. Роджер Тейлор присоединился к ним по объявлению – так получилась группа Smile. То есть к тому моменту, когда появился Роджер, Брайан и Фредди уже знали друг друга какое-то время. Более того: по некоторым данным они даже снимали вместе квартиру! Фредди заделался фанатом "Smile", которые добились определенного успеха на лондонской сцене (например, они разогревали Джими Хендрикса и Pink Floyd»), он часто тусил с ними вместе, вообще, это всё была одна рок-тусовка, при этом Фредди УЖЕ был вокалистом в другой группе – Ibex, где пел с 1969 года. Когда в 1970 году Тим покинул состав "Smile", Фредди, Брайан и Роджер решили сделать что-то вместе. Так появились «Queen». (Early Years, pp. 66, 68, 76, 91). То есть сцена с грузовиком после концерта вымышлена от начала и до конца. Совсем.

4. Сольная карьера Фредди НЕ БЫЛА провалом. Диско-альбом "Mr. Bad Guy", который он выпустил в 1985 году, занял 6 место в чартах и продержался там 23 недели. Это абсолютно сопоставимо с успехами самой группы "Queen" в это время: альбом 1982 года "Hot Space" занял 4-е место, альбом "The Works" (1984) – второе место. Неудачей это назвать нельзя никак. Из фильма же создается явное ощущение, что Фредди попробовал что-то сделать сам, обломался и прибежал к остальным. В действительности всё было по-другому. Певец вполне мог продолжать свою сольную карьеру, если бы думал только о деньгах и успехе.
Насколько можно судить, ситуация была значительно сложнее и тоньше. Группа разделилась именно исходя из эстетических приоритетов. Брайан и Роджер тяготели к старому доброму рок-н-роллу, в то время как Джон и Фредди хотели экспериментировать с более модным звучанием, в духе диско. Недаром в этот период и позже так много песен именно у Дикона, стремящегося "зацепить" диско-волну. Разлад был и правда серьезный. Судя по всему, группа была на грани развала (Peter Hince, p. 312, 316).
Но распада группы так и не случилось. Никаких ссор с последующими переговорами, да еще через третьих лиц, не было. Объединение произошло не на почве болезни вокалиста, не на почве того, что у Фредди не завязалась сольная карьера, а потому что все сообразили, что надо не бодаться, ведь это приведет к смерти коллектива; а попытаться совместить две этих стилистики во что-то одно. Так родилась поздняя эстетика "Queen", которую многие считают самым важным, что сделала группа в истории рока – настолько удачным оказался синтез классического харда, диско, фанка и еще черт те знает чего, что группа окончательно получила легендарный статус. Фредди же выпустил позднее еще один сольный альбом – "Barcelona", сингл с которого поднялся в хит-парадах до 8-го места.

5. Джим Хаттон НЕ БЫЛ официантом на вечеринке у Фредди. Он вообще не был официантом. Он был парикмахером. И его профессия никак не связана со знакомством с Фредди.
Первый раз они познакомились в гей-клубе в самом конце 1983 года, когда Меркьюри подкатил к нему с предложением выпить. Тот отказался. Фредди "запал" на Джима, выяснил в каком гей-пабе тот регулярно бывает (это не очень сложно: тогда гей-культура была все же достаточно скрыта, хотя уже совершенно легальна; мест, где геи встречались в Лондоне, было не так, чтобы уж прямо очень много). По свидетельству водителя, он несколько раз приезжал туда, хотел познакомиться, однако почему-то не решался. В конце концов, в марте 1985 года Фредди снова встретился с Джимом, уже намеренно – так начались их отношения. История с телефонной книгой – вымысел. Но это, допустим, можно списать на художественные задачи и простить режиссеру. Но зачем было делать из него официанта на вечеринке? (Jim Hutton, pp. 1-4).

6. Концерт Live Aid не стал моментом реюниона группы, хотя он действительно стал одной из важных вех в биографии "Queen". В фильме он подан как чуть ли не единственное шоу группы после супердлинного перерыва. Это четко видно в сцене "объединения" группы. Однако это не так: за 5 месяцев до этого группа отыграла колоссальный концерт в Бразилии, в Рио-де-Жанейро, с рекордным количеством посетителей – около 300 000 человек. В апреле и мае того же 1985 года у группы было два тура – в Австралии и Японии (13 апреля 1985 года – 15 мая 1985 года), 13 успешных концертов.
Live Aid стал важным событием во многом благодаря глобальности самого шоу, его "раскрутке" на ТВ; по оценкам экспертов, его смотрели около 1.9 млрд человек по всей планете, то есть "Queen" смогли в очередной раз заявить о себе как об одной из самых важных рок-групп на Земле. И заявили – концерт был успешным. Но в истории ОБЪЕДИНЕНИЯ группы он такой роли не играл. Более того, в Live Aid вообще-то участвовала масса других легендарных выступлений, начиная с Фила Коллинза, умудрившегося за время шоу выступить на обеих площадках этого марафона – и в Америке, и в Лондоне,- и заканчивая выступлением всех живых участников Led Zeppelin. Плюс Дэвид Боуи, плюс Элтон Джон... Так что "Queen", при всем уважении, не были единственными и неповторимыми звездами этого концерта.


Лакировка действительности


У рок-фанатов к фильму есть свои претензии. Как можно было снять фильм про "Queen", назвать его "Богемская рапсодия" и вообще никак не воткнуть никакого упоминания про знаменитое видео на эту песню? Многими критиками оно рассматривается как вообще ПЕРВЫЙ клип в подлинном смысле этого слова в истории рок-музыки. Имидж музыкантов (напомню: 4 фигуры в черных мантиях сняты камерой снизу) стал каноническим изображением группы на многие годы. Узнаваемость 146%. Но в фильме этот момент пропустили.

Взаимоотношения команды с лейблами перевраны целиком и полностью. Изестно, что у "Queen" были очень сложные отношения с Trident в начале их карьеры (кстати, про лейбл, открывший их, – никакого упоминания вообще!), но сцены с боссами выпускающей компании – это просто лубок такой, что ... слов нет. Не говоря уже о том, что с EMI никто контракта не разрывал и они благополучно были выпускающим лейблом команды до самого конца.

Сюжетная линия с Мэри Остин, гражданской женой Меркьюри, больше напоминает мексиканский мыльный сериал, и в очередной раз – вообще не про этих реальных людей. Вот несколько фактов: Фредди был крестным отцом старшего сына Мэри – Ричарда. Мэри была управляющим всеми делами Фредди (в том числе бухгалтерией и личными расходами) до самого конца. Именно ей он в завещании оставил дом и передал все авторские права. То есть вся сцена, когда Мэри говорит ему, что беременна, а Меркьюри этого не принимает, оскорблен и унижен – ну совсем не про них.

В истории "Queen" есть множество ярких моментов, очень киношных: как Фредди и Роджер держали магазинчик одежды на Ноттинг-Хилле, как Меркьюри заявился на свадьбу Джона, как он приезжал на репетиции своей первой группы, как они купили студию в Монтрё, на концертах был вообще целый карнавал каких-то суперярких происшествий – но фильм концентрируется на шаблонных историях, которые банальны настолько, что вообще непонятно, к какой именно группе они относятся.

Если говорить про байопик, так самое важное в понимании характера Фредди и вообще всей саги про "Queen" - это именно то, что случилось в последние пять лет, ПОСЛЕ Live Aid. События в фильме останавливаются на самом интересном месте. Почему так?

Cнять байопик большого артиста – задача вообще не из легких. Как всё это уложить в 2 или даже 2,5 часа экранного времени? - Суперсложно. Это понятно. Поэтому проекты подобного рода часто не удаются. Но есть же и удачные примеры. Великолепный "The Doors" Оливера Стоуна. Прекрасный фильм Клинта Иствуда о Чарли Паркере 1988 года – "Bird". Даже недавно вышедший фильм о Майлзе Дэвисе "Miles Ahead", 2015, при всех претензиях к нему, всё же весьма неплох.

Здесь, честно говоря, совсем мимо. История, характеры, сюжеты – не попадают никуда и ни во что. Потому и не цепляют. А цепляет только то, что в фильме и вправду хорошо – сама музыка "Queen". Только для этого не нужно снимать кино и затевать проект длиной почти в десять лет.

P.S. После того, как был снят "Сид и Нэнси" про последние годы жизни Сида Вишеса из Sex Pistols, Джонни Роттена, который раскритиковал его в пух и прах, спросили про фильм: "А там есть что-то, что соответствует действительности?", он ответил: "Да, имя главного героя". Вот и с «Богемской рапсодией» получилось нечто в таком же духе.
Приятного просмотра!

16.11.2018, Jake PASHKIN (ЗВУКИ РУ)

Сайт: queenonline.com

QUEEN

Группа Queen - одни из основателей жанра симфо-рок.

Подробности из жизни:

Состав:

Джон Дикон (John Deacon) - бас-гитара, гитара
Брайан Мэй (Brian May) - гитара, клавишные, вокал
Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) - вокал, клавишные, гитара
Роджер Тейлор (Roger Taylor) - барабаны, вокал

В 1971 году гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор, игравшие вместе в группе Smile, решили создать собственную группу. К ним немедленно присоединился их старинный приятель Фредди Меркьюри, прекрасно игравший на фортепиано и обладавший великолепным голосом, а затем отыскался и басист Джон Дикон. Именно этой четверке и было суждено перевернуть умы всего мира, смешав хард-рок, оперу и даже диско - ни одна группа в мире не оставила столь разнообразного, но при этом отличающегося безукорихненным вкусом наследия.

Начинали Queen как многие в 70-е - первые два альбома представляют собой концептуальные работы с единой структурой и даже сюжетом (особенно это касается пластинки Queen II, которая - практически мини-рок-опера о борьбе Черной и Белой Королев). Но при…

Далее... →