ФЕСТИВАЛЬ  По зову Зорна

XXII джазовый фестиваль в Сараево: музыка и магия Джона Зорна, а также правила увлекательной игры "Кобра", в которую музыканты могут играть друг с другом

В начале ноября в теплом осеннем Сараево третий год подряд собрались музыканты и зрители из разных уголков мира – от Мексики и Бразилии до Австралии. Звуки подготовили репортаж о самых значительных событиях фестиваля, главными героями которых стали музыка и магия Джона Зорна.

Сараево – удивительное место, вобравшее в себя влияние Запада и Востока, запечатленное в архитектуре, музыке, изобразительном искусстве. Много веков на этой земле жили в мире сербы, хорваты, босняки-мусульмане и многие другие народы. Здесь средневековые мечети соседствуют с архитектурой стиля модерн времен Австро-Венгрии, а основная масса жилых домов в центре города – традиционные для Балкан небольшие двухэтажные частные дома, проходя мимо которых сразу не понятна ни этническая, ни культурная принадлежность их обитателей.

До войны Сараево был центром югославской культуры. Тут родились Эмир Кустурица, Горан Брегович и многие другие балканские музыканты, актеры, деятели искусства. В 1992 году все изменилось. За годы войны и почти трехлетней осады город сильно пострадал, много людей погибло, Сараево перестал быть культурной столицей. Прошло больше 20 лет, как война закончилась, но повсеместно на фасадах зданий видны следы от выстрелов, а в частном секторе еще можно увидеть разрушенные снарядами дома и воронки от взрывов.

Джазовый фестиваль в Сараево возник в 1997 году в противовес ужасам той гражданской войны. За свою 22-летнюю историю он превратился в крупнейший джазовый фестиваль Восточной Европы. Нет ничего удивительного в том, что его участникам и гостям, среди которых и именитые, и начинающие музыканты, так полюбился Сараево, ведь главная ценность – это живое общение, а люди здесь очень радушные и гостеприимные.
Многолетний директор фестиваля, Эдин Зубчевич - настоящий музыкальный подвижник, направивший всю свою энергию и талант на популяризацию некоммерческой музыки и сумевший привлечь к участию в сараевском фестивале более 200 музыкантов из 60 стран мира.

Третий год подряд сердцевина программы Джаз-феста в Сараево была посвящена музыке американского композитора, саксофониста и продюсера Джона Зорна (John Zorn), что вовсе не означало, что Зорн из года в год привозит одну и ту же программу и тех же музыкантов. Все, кто хоть немного знаком с его творчеством, знают, что Зорн – это постоянная импровизация.

Нынешняя программа получила название "За гранью добра и зла" - интернациональный десант из 35 музыкантов из США, Бразилии, Аргентины, Японии и Мексики сыграл в общей сложности 16 сетов. Среди них такие корифеи джазовой сцены, как Билл Фрайзел (Bill Frisell) и Сиро Баптиста (Cyro Baptista). Качество звука за звукооператорским пультом обеспечивал трехкратный лауреат и пятикратный номинант премии Grammy Марк Урселли (Marc Urselli).

Путешествие в фантастический мир музыки Зорна началось его сольной импровизацией "Classic Guide to Strategy", в ходе которой к нему присоединился барабанщик-виртуоз Кенни Уоллесен (Kenny Wollesen). Зрители стали свидетелями краткого исследования звуковых возможностей альт-саксофона, которое, тем не менее, заметно расширило привычные представления об этом инструменте.
Вторыми на сцену вышли участники power-квартета Insurrection. Они сыграли очень громкий, экспрессивный, захватывающий дух сет с фейерверком гитарных соло, причудливыми ритмами и ломаной мелодикой, в который вошли вещи из одноименного альбома, увидевшего свет в нынешнем году и ставшего настоящим подарком любителям тяжелой музыки.
Акустическое гитарное трио Джулиана Ладжа Ладж (Julian Lage) , Джаена Рили (Gyan Riley) и Билла Фризелла представило мировую премьеру музыки из недавно записанного и еще не выпущенного альбома "Nove cantici per Francesco d’Assisi" ("Девять песней для Франциска Ассизского"). Эта камерная музыка вобрала в себя средневековые европейские и ближневосточные мотивы, элементы музыки барокко, романтизма и минимализма. Она создана по мотивам произведения Франциска Ассизского "Песнь брату Солнцу" (или "Похвала творениям"), написанного в XIII веке как гимн всему сущему на Земле.
Выступление Ладжа-Рили-Фризелла было пропитано любовью к музыке и радостью от процесса сотворения музыки. Здесь не было одного солиста, у каждого была возможность показать свое мастерство. Было интересно наблюдать не только за причудливыми музыкальными переходами, превращением стройного музыкального ряда в полифонию и обратно, но и за тем, как музыканты глазами передают друг другу управление своим маленьким коллективом, как они реагируют на то, что у них получается. Было ощущение, что они здесь и сейчас плетут свое музыкальное кружево, находя неожиданные и прекрасные решения, наслаждаясь процессом импровизации и игрой друг друга.

Следующий проект – "Песни для Петры" (Songs for Petra) – подборка лирических баллад, стилистикой напоминающая музыку времен Вудстока с налетом фьюжн и world music, - был создан в содружестве с другом Зорна поэтом Джесси Харрисом, который написал стихи для нескольких пьес Masada, "The Dreamers" и "Alhambra Love Songs". Некоторые из них, например, "Tamalpais" и "Towards Kafiristan" уже знакомы поклонникам творчества Зорна по "The Song Project" 2013 года, где они прозвучали в иной аранжировке в исполнении самого Джесси Харриса. Сейчас Харрис пригласил исполнить эти песни Петру Хейден (Petra Haden) - американскую певицу и скрипачку, известную по работе со многими музыкантами и коллективами, в числе которых Stooges, Beck, Tito & Tarantula, Foo Fighters и Green Day. Место за барабанами занял Кенни Уоллессен, партию гитары исполнил Джулиан Ладж, а контрабаса – Джордж Рёдер (Jorge Roeder).

А дальше на сцене установили сразу 3 барабанные установки, клавиши, вибрафон и множество другой аппаратуры - пришло время удивляться. На излете первого дня фестиваля Зорном сотоварищи была продемонстрирована самая поразительная его часть – взрывная музыкальная игра "Cobra". В 1984 году Зорн придумал "Кобру" как подробную систему правил для музыкантов, участвующих в импровизации под руководством ведущего-суфлера. Смысл этой игры в том, чтобы четко выполнять указания суфлера, в бешеном темпе показывающего при помощи жестов и разноцветных карточек, кто, с кем и какое по продолжительности время должен играть. Что играть, определяет каждый музыкант самостоятельно. Также каждый из участников может жестами договориться с суфлером и на короткое время взять управление всей игрой на себя или выбрать себе партнеров для молниеносного дуэта, трио или квартета. В результате получился управляемый музыкальный хаос, временами сильно напоминавший группу детского сада, когда дети тянут руки и скачут, пытаясь обратить на себя внимание воспитателя, который задал им вопрос, ответ на который они знают.

Как уверяет звукорежиссер Марк Урселли, работающий с Зорном не первый год и за свою жизнь повидавший много вариаций "Кобры", представление в Сараево было лучшим из них по накалу, динамике, уровню взаимопонимания между участниками и удовольствию, которое получили от шоу и музыканты, и зрители.
Состав участников был поистине звездным: гитаристы Билл Фризелл, Джулиан Ладж и Мэтт Холленберг, скрипач Эйвинд Канг (Eybind Kang), виолончелист Оккиунг Ли (Okkyung Lee), легендарный Тревор Данн на басу, Брайан Марселла (Brian Marsella) – клавишные, ритм-секция из Кенни Гроховски, Кенни Уоллесена и Чеза Смита (Ches Smith). И, конечно же, великолепные электронные партии Икуэ Мори (Ikue Mori). Сам Джон Зорн в этом проекте выступал в качестве суфлера. Второй день фестиваля был полностью посвящен зорновскому проекту "Масада", в основе которого лежали попытки осмысления наследия еврейской культуры. Дневная часть получила название The Book of Angels Special по названию второй книги Масады – "Книги ангелов", и открылась мировой премьерой Angels Quartet. Но, в отличие от "Девяти песней для Франциска Ассизского", сутью премьеры была не музыка, а состав нового коллектива и аранжировка уже известной музыки. Angels Quartet – Джон Зорн (альт-саксофон), Джулиан Ладж (гитара), Джордж Рёдер (контрабас) и Кенни Уоллессен (ударные). А привычный масадовский материал, действительно, звучит совсем по-новому: от еврейских национальных мотивов остались одни намеки и воспоминания, теперь он стал наднациональным, а вместе с тем более агрессивным и экспрессивным.

Немалый ажиотаж вызвали и Banquet Of The Spirits: бразильский перкуссионист-кудесник Сиро Баптиста с огромным арсеналом причудливых стучалок, гремелок, жужжалок и свистулек; клавишник-виртуоз Браен Марселла, периодически дававший рока на электрооргане; басист Шанир Блюменкранц и барабанщик Кенни Уоллессен.
Вы когда-нибудь представляли себе, как может звучать латиноамериканский клезмер? Они реально это сделали: положили типичный клезмер на зажигательные латиноамериканские ритмы. С кричалками, сопелками и погремушками. Получилось очень задорно и солнечно, настоящий пир духа. Еще один интересный образец клезмера, на этот раз мексиканского, представила молодая группа Klezmerson. Клезмер в их исполнении получился веселым и страшным, как фильмы Тарантино.

Закрывали дневную часть музыканты Secret Chiefs 3 во главе с Треем Спруэнсом (Trey Spruance), который также известен как один из основателей и гитарист Mr. Bungle. Группа представила очень интересную трактовку клезмера, сочетающую в себе элементы хардкора, death-metal, прогрессив-рока и арабской музыки.

Вечерняя программа была названа "Book Beriah Marathon" в честь третьей, заключительной части трилогии "Масада", вышедшей в августе нынешнего года. Ее открыл потрясающий дуэт аргентинской этно-джазовой певицы Софии Рей (Sofia Rei) и французского мультиинструменталиста и композитора Джей-Си Маяра (JC Maillard), представивший альбом "Keter" (Крона), вошедший в третью книгу "Масады". Это уникальный проект для голоса и лютни на музыку Джона Зорна, тексты песен для которого написала София Рей. Ее голос, глубокий и проникновенный, временами лиричный, временами страстный и неукротимый, в дуэте с лютней Джей-Си Маяра звучал завораживающе.

В марафоне Book Beriah также приняли участие группы Banket of Spirits с фрагментом альбома Yesod (Основа), Secret Chiefs 3, они сыграли 4 композиции из альбома "Malkhut" (Царствие), гитарный дуэт Джаена Рили и Джулиана Ладжа, которые представили пластинку "Chesed" (Любящая доброта) и группа Klezmerson c отрывком из "Tiferet" (Красота).

Предпоследними на сцену вышло трио: гитарист Билл Фризелл, виброфонист Кенни Уоллесен и арфистка Кароль Эмануэль (Carol Emanuel) с музыкой из альбома Netzach – Вечность. Удивительно умиротворяющая и расслабляющая музыка, подходящая для медитаций. Под ее воздействием тело начинает слабеть, а дурные мысли уходят.

Завершил программу "Музыка и магия" Зорна в Сараево аутентичный клезмер от коллектива Zion 80. Zion 80 – один из участников проекта "Радикальная еврейская культура", созданного лейблом Tzadik для поддержки современных еврейских музыкантов.

Фестиваль вновь доказал: Зорн работает с лучшими музыкантами, в его обойме всегда найдется несколько десятков лучших инструменталистов и вокалистов, каждый из которых самоценен сам по себе, имеет собственный узнаваемый стиль и индивидуальность. Удивительно то, насколько идеально складываются его паззлы, когда он подбирает исполнителей для своих произведений. Одна и та же вещь звучит по-разному в зависимости от исполнителя: меняется ритм, тональность, аранжировка, характер. Каждый музыкант привносит в музыку Зорна свое звучание, преображая ее, порой до неузнаваемости.

14.11.2018, Илона СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)