DEK Trio  Арт ДЕКо

Саксофонист Кен Вандермарк впервые покажет в России своё DEK Trio

Поводов писать о Кене Вандермарке (Ken Vandermark) у нас в последнее время хватает, и это лучший индикатор того, что интерес к импровизационной музыке в нашей столице (а нередко и за её пределами) стабильно неплохой. В последний раз мы анонсировали его двухдневную резиденцию в "Доме", проходившую прошлой осенью. Теперь Вандермарк впервые везет в Россию трио DEK с двумя австрийскими музыкантами. Не будем лишний раз перечислять достоинства и заслуги самого Кена Вандермарка (здесь достаточно того факта, что Кен сейчас считается лучшим саксофонистом США, а значит, чуть ли не новым Колтрейном), и сделаем фокус именно на проекте DEK Trio. "K" в этой аббревиатуре означает "Кен", под буквой D скрывается барабанщик Диди Керн (Didi Kern), под литерой E – пианистка и композитор Элизабет Харник (Elisabeth Harnik).

Карьера Дитера или Диди, как он сам себя чаще всего именует, начиналась в середине девяностых в экстравагантных индастриал-рок составах, где он отвечал не только за ударные и перкуссию, но порой и за электронику. Вена город небольшой, а венская экспериментальная сцена, будь то джаз, рок или электроника, представляет собой тесно переплетенную тусовку, где все всех знают и все вместе играют. Соответственно, выпускали записи этих групп, например, лейбл Trost (ныне – респектабельный джазовый издатель, выпускающий, в частности, Брётцмана) и Mego, прародитель одного из самых влиятельных лейблов в мире экспериментальной электроники Editions Mego. Так Керн оказался вхож в мир серьезных экспериментаторов, еще не перестав панковать (впрочем, сейчас и авант-панк как жанр вполне узаконен и считается высоким искусством). Да и некоторые из проектов панковской эры, где участвует Дитер (в первую очередь, трио Bulbul) активны и поныне. Мало-помалу Диди все теснее интегрировался в круг импровизаторов-авангардистов, где оказались востребованы и его экспрессия, и широта мышления. Для осознания роли Диди в джазовом мире, достаточно вспомнить дуэты с Матсом Густафсоном (Mats Gustafsson) и чешским трубачом Петром Врбой (Petr Vrba).

Если воображаемый левый фланг DEK Trio представляет музыкант с панк-рок прошлым, то на правом расположилась Элизабет Харник, пианистка и композитор с консерваторским образованием, ученица самого Беата Фуррера, системообразующей фигуры современного академического авангарда. В этой же академической среде сделала себе имя и сама Элизабет – её сочинения исполняют лучшие ансамбли мира. Но это не мешает Харник вести двойную жизнь: пользоваться расширенными техниками игры, экспериментировать с электроникой и принадлежать одновременно и к миру свободной импровизации. В этом качестве она играет с биг-бендом London Improvisers Orchestra (чем-то вроде сборной звезд современного фри-джаза) или куда более камерными составами Barcode, Plasmic и Redder.

Связующим звеном между флангами оказывается, разумеется, сам Вандермарк. Его родной язык – джаз, но он так же свободно чувствует себя и в среде экспериментального рока, и в академической композиционной музыке. Впрочем, в DEK Trio композиторские навыки он не применяет, здесь принято импровизировать. Как следствие – три альбома из четырех, составляющих дискографию трио, записаны живьем, в трех разных клубах (один из которых – знаменитый нью-йоркский клуб Джона Зорна Stone), но в ходе одного и того же турне. И если после многочисленных осенних импров-концертов в "Доме" вы соскучились по фри-джазу, где есть не только эксперименты со звуком, но еще и грув и виртуозные соло, то музыка Кена, Элизабет и Диди придется вам по душе.

Москва, КЦ "Дом"
16 ноября, 20:00

08.11.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)