SPIRITUAL FRONT  Что-то, что есть только у них

Взгляд на концерты Spiritual Front в Москве

Среди зарубежных гастролей всегда есть такие, которые ты никогда не пропускаешь. Даже если ничего сверхъестественного от них не ждешь, даже если последний альбом артиста "не зашел" - все равно надо идти. Просто потому что у артиста есть особая связь с Россией, которая всегда чувствуется. Таковы, например, IAMX и Enter Shikari.
С итальянцами Spiritual Front такая же история: впервые услышав несколько лет назад их нигилистический суицидальный поп, я, как и многие русские слушатели, нашел в их лице единственную итальянскую группу, творчество которой стоит того, чтобы в него влюбиться, и стал регулярно ходить на их концерты.

В этот раз концертов в Москве должно было быть целых два - в субботу 6 октября и в воскресенье 7-го, и во второй день нас ждал сет-лист, состоящий из песен The Smiths и Morrissey. В образе, воплощенном на сцене лидером и секс-символом Spiritual Front Симоне Сальватори (Simone Salvatore), мне и раньше виделся Моррисси - только более жовиальный и порочный. 7 октября на сцене Zil-Arena все окончательно встало на свои места.

Разница между двумя концертами была поразительная, и дело тут не только в списке песен. В первый день концерт был ровным, но показался каким-то обычным. Звук в Zil-Arena, пожалуй, вообще невозможно отстроить хорошо, поэтому что именно поет Сальватори было не разобрать. Это не так плохо, учитывая, что за соблюдением грамматических норм английского языка в своих текстах Симоне не особо следит, но помимо песен он еще много говорил между ними, и тут уже не понимать его было довольно грустно. И акустическую гитару было слышно только тогда, когда все другие инструменты молчали.

Сет-лист во многом напоминал московский концерт двухлетней давности: "Shining Circle" в начале, акустическая "Dear Lucifer" на двух аккордах в качестве одного из бисов, вот только томную "Children of the Black Light" с последнего альбома неожиданно перенесли в самый конец, уже после привычной "Bastard Angel".

В голову назойливо лезли сравнения. Например, с прошлым концертом в "Театре" на Старой Басманной, когда сет-лист был поинтереснее, а атмосфера немного теплее. Или с масштабными летними шоу, которые сразу подняли планку очень высоко - Franz Ferdinand, Nick Cave And The Bad Seeds и, конечно, Arcade Fire. В общем, первый день выглядел как нечто, что вполне можно было бы пропустить. Праздника не случилось.

Зато седьмого числа он был, да еще какой! Народу было намного меньше, люди встали рядов в пять, и можно было легко пройти прямо к сцене. Мы разговорились с Максимом из Russian Synth Community, которые привозили Spiritual Front в этот раз (обычно их привозило Arcto Promo, но прошлой весной организатор, по слухам, залег дома с депрессией, что привело к отмене целого ряда концертов, в том числе Dälek и Swans), и мне рассказали, что в отсутствии ажиотажа нет ничего удивительного, потому что у SF и Моррисси совершенно разная аудитория. Например, паблик Morrissey в ВК никак не отреагировал на сообщения о концерте, хотя это редкая возможность услышать музыку их кумира живьем. Тем более что сам Моррисси вряд ли в скором времени снова к нам приедет. Когда мы беседовали с Сальватори, он рассказал, что многие поклонники Spiritual Front любят The Smiths. Видимо, не в России.

Но на самом деле отсутствие толпы было скорее плюсом: чем меньше народу, тем больше исходящего со сцены тепла достается каждому. Группа смогла создать ощущение, что мы все находимся не в клубе, а просто у кого-то на квартирнике.
По многим параметрам кавер-концерт во многом затмил единственный московский концерт самого Моррисси, состоявшийся, матерь божья, девять лет назад. Артисты, исполняя его хиты, явно стремились выложиться по-полной, чего давно не ожидаешь от "первоисточника". И сет-лист был поразительный: представьте себе все свои любимые хиты, и бьюсь об заклад, ваши ожидания процентов на 70 совпадут с сет-листом. Серьезно, было вообще все: "The Queen is Dead", "Bigmouth Strikes Again", "This Charming Man", "Last of the Famous International Playboys", "Every Day is Like Sunday", "Girlfriend in a Coma", "All You Need is Me", "You Have Killed Me", "There is a Light That Never Goes Out", "What Difference Does it Make" - я был там, но даже я в шоке от этого списка.
"How Soon is Now" Сальватори представил очень смешно:
- Это не песня The Smiths, это песня T.a.t.u, но Smiths тоже ее играли!

Сам Сальватори был в ударе: пел отлично, танцевал еще лучше, порой явно копируя типичные движения Моррисси. "You're dancing great", - закричал я ему. В этот вечер все было отлично слышно, так что общение между музыкантом и публикой было довольно непринужденным. "Thank You", - ответил он с улыбкой.

В свое время на концерте Моррисси меня удивило присутствие в зале агрессивных хардкорных фанатов, напоминающих скорее представителей ультраправых радикальных группировок, которые вряд ли слушают подобную музыку. В этот раз без полоумного фаната тоже не обошлось: веселый лысый чувак (совсем не агрессивный, но было в нем что-то пугающее), самозабвенно танцующий под все песни, постоянно кричал что-то типа "Симона, жги!", требовал больше сольного творчества Моррисси, а в какой-то момент пустился во все тяжкие и полез на сцену. И попытался спровоцировать остальных зрителей на аналогичный шаг. Никто не пытался его снять - получается, никакой охраны на сцене вообще не было. Я задумался о том, а есть ли она вообще сейчас в маленьких клубах...
Надо признать, Spiritual Front разрулили ситуацию максимально галантно. Группа начала играть "There is a Light That Never Goes", Симоне приобнял этого парня, тот был явно на грани умопомешательства от счастья, а потом солист распрощался с ним - после первого припева, кажется - и тот спокойно слез. Все максимально дружелюбно, никакой агрессии, всем хорошо, у всех есть, что вспомнить. Очень круто.
Кстати, именно к этому парню Симоне ранее обратился вот с какими словами ( как раз в ответ на призыв играть больше Моррисси):
- Это песня для тебя, потому что тебе погибать первым из банды ("This is for you, because you are The First of the Gang To Die").

Симоне неустанно благодарил зал, спрашивал, что они хотят услышать (явно рассчитывая, что это совпадет со следующим номером) и вообще был в отличном настроении.

На бис Spiritual Front сыграли четыре своих песни ("Jesus Died in Las Vegas", "Slave", "Pain is Love" и "The Bastard Angel", и еще одну я мог забыть), и, о чудо, их встречали гораздо активнее, чем песни The Smiths и Morrissey. Хотя в какой-то момент показалось, что от каверов сами музыканты получают гораздо больше удовольствия. Сразу несколько зрителей просили "Autopsy of Love", и Симоне заверил, что в следующий раз ее обязательно сыграют.

По эмоциональной наполненности второй концерт полностью перекрыл первый. Когда лидер-вокалист спустя какое-то время вышел общаться с поклонниками в зал, я подошел к нему сфотографироваться, поблагодарил за концерт и отметил, что во второй день вышло куда душевнее. "Да, потому что обстановка была более интимной", - согласился он.

После общения с поклонниками группа отправилась на афтерпати в караоке-клуб Bowie. А я направился домой, думая о том, что у Сальваторе и его ребят есть что-то такое, чего я бы никогда не получил ни на Franz Ferdinand, ни на Нике Кейве, ни на Arcade Fire. Но это - после второго концерта. Сходи я только на один, выводы были бы совсем другие.

11.10.2018, Борис СТАРОДУБЦЕВ (ЗВУКИ РУ)

SPIRITUAL FRONT - свежие публикации:

SPIRITUAL FRONT