В Россию возвращается Spiritual Front, итальянское пост-шансон-кабаре, ведомое Симоне Сальваторе по прозвищу Хеллвис. В канун концертов в Москве и Питере Звуки созвонились с ним, чтобы узнать историю его песни "Владимирский централ", обсудить даркфолк и порассуждать о вселенской тоске, объединяющей народы мира.
Звуки: Как прошел ваш недавний концерт в Неаполе?
Симоне Сальваторе: Ужасное место, там всегда очень трудно. Представьте себе худший район Москвы. Представили? Ну вот, а Неаполь считается одним из худших мест в Италии. И самых опасных - из-за числа грабежей и убийств, которые там происходят. Но со мной все было в порядке, все равно же опыт интересный.
Звуки: Да, у Неаполя та еще репутация.
Симоне: Жестко там. Но парень, который устраивал наш концерт, специально организовал его для того, чтобы повысить привлекательность места. Такое культурное подвижничество с его стороны. Хотя вряд ли это сработает (улыбается).
Звуки: А вообще как часто зрители странно реагируют на вашу музыку или странно ведут себя на ваших концертах?
Симоне: Да постоянно. Люди прыгают на сцену, плачут, дарят еду какую-то, просят, чтобы ты порезал их, или кричат, чтобы ты нахрен убирался - все это постоянно происходит, на каждом концерте. Скучно никогда не бывает. Я думаю, нам повезло играть для тех, кто нами по-настоящему интересуется, чувствует то же, что чувствуем мы.
Звуки: В декабре прошлого года вы выпустили самопальный сборник песен Spiritual Front разных лет - не знаю, можно ли его считать своеобразным "best of" или нельзя. Вы его просто для промоушена отпечатали или за этим релизом стояло желание подвести какую-то черту, перевернуть страницу?
Симоне: Да нет, просто так получилось, что мы отправлялись в тур, а я не мог взять с собой все наши диски на продажу. Тяжело было таскать их с собой, могли возникнуть проблемы на таможне, к тому же мы решили, что удобнее закатать песни из разных альбомов Spiritual Front на один CD. И мне удобнее - сам записал, сам продал, все деньги забрал себе (смеется). Но мы это сделали для гастролей.
Звуки: Я понимаю, что термин "нигилистическая суицидальная попса" вы под себя придумали, но давайте представим, что вам нужно составить тематический сборник с таким подзаголовком. Кого бы вы в него включили помимо Spiritual Front?
Симоне: Ну, мы-то первые и единственные представители жанра (смеется). А так на меня много кто повлиял. Я думаю, на сборнике было бы много кантри. Того же Джонни Кэша (Johnny Cash), у которого много горьких песен. Там были бы девичьи группы 60-х вроде The Shangri-Las и The Ronettes, исполнявших поп-музыку, но очень печальную подчас. Стоило бы упомянуть нью-вейв. Но я бы предпочел оставить термин "nihilist suicide pop" для нас и только для нас, потому что мы все эти источники свели вместе и сделали на их основе очень специфическую вещь.
Звуки: Но при этом сформировался ли у вас какой-то внутренний круг единомышленников? Вы же много с кем записывались.
Симоне: Даже не столько единомышленников, сколько людей одного настроения. Мне кажется, я сотрудничаю с теми, кто по характеру похож на меня. Уж не знаю, можно ли их назвать внутренним кругом, это было бы преувеличением, но то, что это люди, которых мы уважаем и которые уважают нас, совершенно точно. Например, с Томасом [Петтерссоном] из Ordo Rosarius Equilibrio мы знакомы очень давно. При этом у Spiritual Front был сплит с Лидией Ланч, но я не могу сказать, что мы прямо закадычные друзья с ней. Или, скажем, мы много гастролировали с Death in June, но правильнее будет сказать, что мы с ними представляем одну сцену. И это позволяет нам поддерживать связь, где бы мы ни находились - а нас иногда заносит на противоположные концы света.
Звуки: Когда я слушаю Spiritual Front, на ум приходят немецкое слово "зензухт" (sehnsucht) и португальское "саудади" (saudade). Оба они означают примерно одно и то же - смесь ностальгии и тоски по чему-то, что человек не может получить - а иногда даже и назвать. У итальянцев есть слово для этого?
Симоне: Что-то большее, чем ностальгия? Да, наверное, это есть в нашей музыке. Мы все так или иначе чувствуем ностальгию или сплин, или меланхолию. Это важная темная стороны нашей жизни, и отрицать ее глупо и лицемерно. Даже лучшие люди этого мира состоят из добра и зла. И раз нельзя избежать темной стороны, она и в музыке обязана присутствовать. Ну, может, в музыке для вечеринок и не обязана. Но если ты пишешь от души, по-настоящему вкладываешься в то, что делаешь, это чувство само собой просачивается в музыку. Его можно называть разными словами, но я думаю, оно в любой культуре оно присутствует, поскольку это обязательная часть человеческого опыта.
Звуки: Вместе с тем в даркфолке и неофолке всегда есть место иронии, а мне кажется, далеко не все фанаты жанра ее считывают. Вы часто сталкиваетесь с тем, что вас воспринимали слишком серьезно?
Симоне: Я бы не назвал нас даркфолком в чистом виде, вся эта эзотерика с рунами уж точно не про нас. Хотя мы делали какие-то даркфолковые и неофолковые вещи поначалу. А вот иронии у нас действительно всегда было много. Но иронию тоже нужно применять с умом. Она может облегчить вашу жизнь, но не сделает ее менее глупой. Иронией легко затыкать дыры. Смешное и серьезное, ироничное и трагическое - как две стороны улицы, нужно уметь переходить с одной на другую. принимать и то, и другое. Если ты все время иронизируешь, в конечном счете выставляешь себя клоуном. Но совсем без иронии ты становишься скучным.
Звуки: У вас есть песня "Владимирский централ", кто-то даже считает, что это кавер на Михаила Круга! Это же явно каким-то из ваших трипов в Россию навеяно?
Симоне: Мне нравится Круг, но тут просто совпадение было. Верите или нет, но я не слышал его "Владимирский централ" до того, как написал свой! Я большой фанат татуировок, тату-студий и мастеров, и в какой-то момент добрался до российской культуры тюремных наколок. К тому моменту я устал от бессмысленности тату-сцены, из нее как будто ушла вся жизнь - одна мода, и никакой идеи за ней. А тут я как раз наткнулся на традицию криминальных татуировок в России. Они, может, и не такие стильные, они могут быть очень примитивными - но они рассказывают историю. Какую историю, это другой вопрос, но важно, что за ними стоит настоящий человеческий опыт, чье-то существо, чья-то реальная жизнь. Пусть это и не жизнь прилежного бойскаута. И "Владимирский централ" посвящен этой традиции. Мне хотелось написать о ней и не быть поверхностным.
Звуки: О, а вы же наверняка смотрели "Порок на экспорт" Кроненберга? Там как раз языку тюремных наколок приличная часть посвящена.
Симоне: Да! Он чересчур голливудский на мой вкус, но все равно фильм интересный.
Spiritual Front
03 июня - Санкт-Петербург, Place
04 июня - Москва, Театръ
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)