GOAT'S NOTES  "Полез играть такую музыку, какую играем мы, - терпи"

В преддверии 10-летия ансамбля Goat’s Notes его лидер рассказывает о своих многочисленных проектах и о том, как поддерживать в творческой форме импровизационный состав

8 и 9 октября в Культурном центре ДОМ отмечается десятилетие ансамбля Goat’s Notes. Секстет с уникальным составом (фортепиано, контрабас, скрипка, кларнет, тромбон, ударные), создающий произведения в реальном времени по принципу свободной импровизации, уверенно прописался на московской сцене и выпускает альбомы на уважаемом лейбле Leo Records. Goat’s Notes любят гостей, нередко приглашают музыкантов-единомышленников выступить вместе и сами образуют друг с другом и с друзьями гибкие родственные формации. На концертах в ДОМе, помимо собственно "Козьих заметок", выступят в различных сочетаниях саксофонист из Франции Фред Коста (Fred Costa), его коллега из Львова Юрий Яремчук, гитаристы Анхель Онтальва (Angel Ontalva, Испания) и Гурам Мачавариани (Грузия), пулеметное московское Speedball Trio, электризованное московское же трио Metro 3, скрипачка Анна Чекасина и альтист Сергей Полтавский.
С одним из основателей Goat’s Notes, пианистом Григорием Сандомирским, мы говорим о его многочисленных проектах и коллаборациях.

Звуки: Итак, каков итог десятилетней деятельности? Три альбома?
Григорий Сандомирский: Да, три. Плюс выпущен — тоже на Leo Records, как и все наши альбомы, — альбом "Free Trees" трио Вовы Кудрявцева (контрабасист и сооснователь Goat’s Notes - прим. Звуков), Маши Логофет (скрипачка Goat’s Notes прим. Звуков) и Юга Венсана (французский виолончелист прим. Звуков), результат их сессии и концерта здесь. И сейчас у нас почти готовы еще два альбома. Один уже сведен, мастер готов, Саша Михлин делал — это проект Goat’s Notes Acoustic Fringe, струнный квартет с фортепиано (альтист Сергей Полтавский, скрипачка Анна Чекасина, Маша Логофет, Вова Кудрявцев и я). И сводится альбом Goat’s Notes.

Звуки: Принцип отбора материала для альбома такой же, как и раньше? Все соединяется из кусочков записей?
Григорий: Вова обычно старается брать более или менее законченные фрагменты, но всегда собирает их сам. В этот раз много дополнительного материала. Я даже не сразу смог вспомнить одну из записей - мы ее делали квартетом года два назад: барабанщик Петя Талалай, Вова, Маша и я, Петя там использует много электроники. Плюс Вова добавил туда какие-то текстовые сэмплы — чума, получилось другое звучание, "как у взрослых".

Звуки: Сэмплы впервые будут использованы в вашей записи?
Григорий: Впервые, до этого использовалось только записанное нами вживую.

Звуки: А сами живьем сэмплы использовать не планируете?
Григорий: Живьем мы, кстати, использовали сэмплы: когда Маша собиралась рожать, а у нас должен был быть концерт, мы попросили ее перед отъездом в роддом записать сэмплы. Она записала маленькие фрагменты на сорок минут, и я их в реальном времени включал, просто передвигал руками вперед-назад на компьютере, примитивным способом, при помощи плеера foobar2000, скакал между треками. Ребята взаимодействовали с ними. Самому играть не очень получалось при этом (но, может, оно и хорошо — наконец-то занялся делом!). На том концерте было еще видео, с ним импровизировал Леша Наджаров (композитор, электронщик - прим. Звуков).

Звуки: Изменилось ли за эти годы что-то с точки зрения основных принципов — подхода к исполнению, к взаимодействию?
Григорий: Не могу сказать, что мы радикально стали что-то делать по-другому. Но хотелось бы надеяться, что мы все растем, развиваемся, учимся взаимодействовать в разных составах. Поэтому общая схема меняется. Мы анализируем концерты, стараемся искать разные возможности взаимодействия. Но есть определенный минус в том, что мы не очень часто играем. В этом году получилось чаще. Но и несмотря на это мы тем или иным образом в течение года в различных сочетаниях функционируем, в том числе и с непостоянными участниками. Мы очень часто играем в трио с Машей и Лешей Наджаровым, электроакустическую музыку, и приглашаем других музыкантов - гитариста Лешу Чичилина, саксофонистов Юрия Яремчука, Сергея Храмцевича. Еще один вариант — Acoustic Fringe без контрабаса: две скрипки, альт и фортепиано.

Звуки: Не возникало ли за это время усталости от тотальной импровизации, ощущения, что все возможности исчерпаны, что все становится банально?
Григорий: Конечно, периодически такое ощущение возникает. Натыкаешься на то, что используешь одни и те же приемы, повторяешься. Тогда начинаешь думать, что можно поменять, в себе в первую очередь. Но все-таки с Goat’s Notes мы не настолько часто играем, чтобы начать так уж сильно повторяться. Музыканты меняются, все что-то ищут и каждый раз приходят на концерт немного другими.

Звуки: Обсуждаете ли вы, проговариваете ли между собой именно эту проблему?
Григорий: Да, для того, чтобы ее решить, мы слушаем записи перед концертами. Кто-то предлагает попробовать какие-то идеи. Иногда я пробую давать четкие указания — какие-то точки, в интервалах между которыми музыканты могут действовать свободно. По факту, даже если я что-то расписал, все равно с какого-то момента музыка ведет исполнителей сама. Единственный мой опыт следования полностью выписанной схеме — это когда мы играли в трио с Машей и Наджаровым плюс Яремчук и ударник Ираклий Санадирадзе, называлось "3+2". В первый раз в жизни я расписал все на бумажке, там были чередования трио и дуэтов, перебирались все возможные сочетания музыкантов по трое и по двое, а в конце мы играли квинтетом. Это было интересно и требовало определенной концентрации, отличной от той, которая нужна при тотальной свободе. Но мне и полная свобода нравится, я вижу смысл в том, чтобы радикально все менять, вести всех в неожиданную сторону. В такой музыке главное — способность коллективного слушания и способность самоограничиться в нужный момент.

Звуки: Повлиял ли кто-то из музыкантов, которых ты слушал в последнее время, на твое отношение к творчеству, к тому, что ты делаешь в рамках Goat’s Notes?
Григорий: Я много чего слушаю разного. Иногда бывает, что находишь у каких-то музыкантов подтверждение тому, что ты делаешь. То есть слушаешь и понимаешь: оказывается, можно сделать именно так, как я хотел! В этом плане мне очень понравился сольный альбом Крэйга Тэйборна "Avenging Angel" 2011 года, сольный альбом Мэтта Митчелла "Forage" 2017 года. Это необязательно авангардный джаз, просто что-то, что вызывает какие-то ассоциации, желание куда-то двигаться.

Звуки: Насколько удается существовать и в Goat’s Notes, и в Ансамбле средиземноморской деконструкции? Помогает ли одно другому, мешает ли?
Григорий: Я бы не сказал, что мешает. У этих ансамблей даже для меня во многом разные подходы. Все-таки у "Ансамбля средиземноморской деконструкции" музыка по большей части написанная, во всяком случае форма довольно жестко обозначена. Есть моменты, где мы можем свободно взаимодействовать, но в большинстве случаев мы следуем аранжировкам. Правда, в основном, это аранжировки, сделанные, так сказать, по принципу Эллингтона,- то есть музыканты фактически сами создают свои партии живьем, на репетициях.

Звуки: Влияет ли этот опыт на Goat’s Notes?
Григорий: Он скорее влияет внутри меня самого: какие-то вещи, которые приходится развивать и тренировать для АСД, начинают работать в Goat’s Notes. С Андреем и с Машей мы очень много играем в разных проектах, поэтому сложно говорить о том, что на что влияет. В какой-то степени, возможно, все всюду играют одно и то же!

Звуки: Помимо тех проектов, связанных с Goat’s Notes, которые ты уже назвал, а также «Ансамбля средиземноморской деконструкции», появлялись ли какие-то особенно значимые для тебя ансамбли?
Григорий: Мне очень понравилось то, что мы в течение года под именем Goat’s Notes делали несколько раз для проекта "Эшколот" - мы вчетвером с Машей, Наджаровым и Андреем Бессоновым (кларнетист Goat’s Notes - прим. Звуков) взаимодействовали с чтецами, с актером Федором Степановым. Мы сыграли концерт, в котором использовали сэмплы из чтения книги «Зоар» (комментарий к Пятикнижию, источник каббалистического учения - прим. Звуков), Леша их обрабатывал с помощью каких-то своих эффектов, а я запускал их просто вживую с ноутбука, при этом параллельно мы что-то играли. Еще мне в какой-то момент пришло в голову, что надо все-таки попытаться организовать свободное фортепианное трио. И вот я поговорил с барабанщиком Петей Ившиным и контрабасистом Игорем Иванушкиным, и они неожиданно согласились. Летом мы собрались в "Доме" на запись, остались очень довольны друг другом и намерены продолжить. На весну уже запланировано несколько концертов в Клубе Алексея Козлова. Петя вообще-то любит более организованное музицирование по части формы и идеи. И когда мы собрались на запись, у меня было что-то вроде меню идей и приемов, которые оговаривались перед началом: взаимодействие скорости и разреженности, наслоения, пуантилизм и так далее.

Звуки: Часто ли Goat’s Notes удается играть за пределами Москвы?
Григорий: К сожалению, очень редко, это прежде всего моя проблема как организатора. По-хорошему, нужна помощь в этом плане. Я тыкаюсь, вроде как и знакомые есть в других местах, но понятно, что сложно организовать приезд импровизационного состава из шести человек куда бы то ни было. Удается изредка на каких-то фестивалях выступать.

Звуки: Что вам или тебе лично дал тот факт, что ваши диски выходят на Leo Records?
Григорий: Понты! (Шутка.) Прежде всего это греет душу. Все-таки Leo Records — это имя. В каталоге компании много выдающихся музыкантов. И отзывы самого Лео (Лео Фейгин, эмигрант из СССР, живущий в Великобритании, популяризатор отечественной свободной импровизационной музыки, основатель Leo Records — Г.Д.) дорогого стоят. Когда он послушал запись, которую мы сделали с Машей, Аней Чекасиным и Полтавским, он был очень воодушевлен и всячески убеждал нас издать это. Конечно, все упирается в необходимость финансирования. Но все-таки диски Лео расходятся по разным критикам, мы получаем отзывы с разных концов Вселенной.
Интересна была реакция, когда наш альбом "Cosmic Circus" получил премию Independent Music Awards. Я разговаривал с приятелем из Израиля - он говорил, что если бы кто-нибудь у них в стране получил международную премию, его на руках носили бы, гордились и проталкивали бы. И в жюри этой премии сидят не последние люди, начиная с Тома Уэйтса. И они действительно слушают и отбирают эти альбомы. Например, в номинации "Eclectic Album", помимо нас, был аккордеонист Гай Ключевсек, который выпускался у Джона Зорна, я его слушал еще десять лет назад. В другой номинации был гитарист Джулиан Ладж. Но при этом здесь никто к этой премии всерьез не отнесся. Это не та сфера, где у нас могут гордиться нашими музыкантами. Конечно, когда на Западе выстрелило трио LRK (пианист Евгений Лебедев, контрабасист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов - прим. Звуков), у них поддержка здесь была, про них писали. Но что делать: полез играть такую музыку, какую играем мы, — терпи.

Звуки: А с АСД ты не сдвинулся в сторону публики с более традиционными вкусами, не получил более широкого признания?
Григорий: Публики на концертах стало больше. Но здесь это все равно тоже очень нишевая музыка. Я постоянно обсуждаю это с Аней Гофман, у которой свой сефардский ансамбль (Mazal Bueno Orquesta - прим. Звуков.). Ставлю себя на место руководителей клубов: два ансамбля, имеющих в своем описании или названии отношение к сефардам, — зачем? И это при том, что ансамбли абсолютно разные.

Звуки: Существует ли еще ансамбль Surfin’ Dog?
Григорий: Да. Весной мы играли композицию, длящуюся около сорока минут, но построенную на одном квадрате из "Giant Steps" Колтрейна. Каждому аккорду соответствовал свой фрагмент в определенном стиле. Все было выписано: здесь сёрф, здесь джаз и так далее. Случалось ли тебе играть какую-то более традиционную музыку?
Григорий: Я участвовал с саксофонистом Лешей Кругловым и певцом Дмитрием Носковым в проекте, посвященном Синатре. С гитаристом Владимиром Русиновым играю блюз иногда.


Goat’s Notes

8 и 9 октября в стенах Культурного центра ДОМ Goat’s Notes сыграют в своем классическом составе – секстете, а также представят свою акустическую версию, Goat’s Notes Acoustic Fringe. В качестве специальных гостей вечера приглашены не только западные музыканты, но и некоторые из лучших молодых авангардных групп Москвы.
Полная программа юбилея Goat’s Notes:

8 октября

Fred Costa, саксофон, бас кларнет (Франция) - Юрий Яремчук, саксофоны, бас кларнет (Украина-Россия), Angel Ontalva– , гитара (Испания) - Гурам Мачавариани, гитара (Грузия).
Speedball Trio: Сергей Болотин, барабаны - Антон Пономарев, саксофон - Хассан Мустафин, бас-гитара.
Goat's Notes: Мария Логофет, скрипка - Андрей Бессонов, кларнет, бас кларнет - Илья Вилков, тромбон - Григорий Сандомирский, фортепиано - Владимир Кудрявцев, контрабас - Пётр Талалай – барабаны.
Алексей Наджаров – видео-арт.


9 октября

Goat's Notes Acoustic Fringe: Мария Логофет, скрипка - Анна Чекасина, скрипка - Сергей Полтавский, альт - Владимир Кудрявцев, контрабас - Григорий Сандомирский, фортепиано.
Метро 3: Константин Сухан, труба - Дмитрий Кузовлев, электроника, гитара - Петр Отоцкий, барабаны
Fred Costa Moscow Quartet: Фред Коста, саксофон, бас кларнет - Григорий Сандомирский, фортепиано - Владимир Кудрявцев, контрабас - Пётр Талалай – барабаны.
Алексей Наджаров – видео-арт

03.10.2018, Григорий ДУРНОВО (ЗВУКИ РУ)