Герой сентябрьской сессии SOUND UP – люксембургский пианист Франческо Тристано. Музыкант, принадлежащий одновременно двум мирам - миру классическому и пространству современной, если не сказать клубной электроники. Он с одинаковым успехом исполняет Стравинского и Баха, сочиняет техно и играет в коллективах, совмещающих первое со вторым.
Поначалу ничто не предвещало такой раздвоенности: Франческо начинал как типичный (если это слово вообще применимо к людям творческих профессий) пианист-вундеркинд. Он с раннего детства играл на рояле и кларнете, учился в консерватории, в девятнадцать играл Прокофьева с Российским национальным оркестром. Однако затем Тристано отправился в Джульярдскую школу, а молодому человеку в Нью-Йорке трудно остаться в стороне от клубной жизни. Так Тристано полюбил техно, причем не абы какое, а самую что ни на есть классику (тут видимо тоже сказывается бэкграунд) – Деррика Мея (Derrick May), Карла Крейга (Carl Craig), Джефа Миллза (Jeff Mills).
Примерно в те же годы значительно расширился и его исполнительский репертуар – место рядом с Бахом, Равелем и барочной музыкой заняли произведения Лючиано Берио (Luciano Berio), а вскоре Тристано записал композицию, в корне изменившую ход его карьеры. В 2006-м на французском лейбле Infine выходит сингл "Strings of Life" – фортепианная интерпретация классического техно-трека Деррика Мея. После этого Франческо внезапно оказался полноправным участником электронной сцены – его треки звучали в диджейских сетах и переиздавались на компиляциях, ремиксы для него записывали такие звезды, как Apparat и всё тот же Карл Крейг. Параллельно с развивающейся карьерой классического пианиста, Тристано регулярно выступал и на электронных фестивалях, при этом исполнял не только вариации на тему техно-канона, но и свои собственные пьесы.
Дальше – больше. Вместе с соратником по Джульяроской школе, ливанским пианистом Рами Халифом (Rami Khalifé) Тристано создает группу Aufgang, в которой чудесным образом уживаются солирующее фортепиано, живая ритм-секция, электроника и техно-драйв. Неоклассика, которая до этого была жанром несколько бестелесным, поднимает мясистые кулаки. Перемещение между классикой и электроникой становится для него приятной привычкой. Почти одновременно Франческо записывает фортепианные пластинки для Deutsche Grammofon и Sony (сочетая классический репертуар со своими собственными пьесами) и издает прекрасный техно-альбом "Sufrace Tension" на детройтском Transmat под крылом у Деррика Мэя. Наконец, когда техно-легенда Карл Крейг решает собрать свой "синтезаторный ансамбль" и отправиться в тур, место за роялем (единственным в составе живым инструментом), естественно, достаётся Тристано. Впрочем, в коллективах Франческо надолго не задерживается – как только их жизнь превращается в гастрольную рутину, Тристано оставляет пост и переключается на сольное творчество и новые проекты. Постоянная востребованность во всех возможных качествах даёт себя знать.
Московская программа Франческо Тристано – тоже история про двойственность. Здесь у него даже не концерт в двух отделениях, а два самостоятельных шоу. В первом – барочная музыка, Равель и пьесы с недавнего фортепианного альбома "Piano Circle Songs". Во втором – диалог рояля с электроникой на все лады, дополненной сюитой Баха.
10 сентября, Москва, Гоголь-центр
19.30: Акустика
21.30: Акустика + электроника
Eric IDLE (1943)
VANGELIS (1943)
Johnny DOWD (1948)
Michael BRECKER (1949)
Ирина КРУГ (1976)