Montreux Jazz Festival перевалил за половину, ознаменовавшись выступлениями Queens Of The Stone Age и Nine Inch Nails - столпами американского поп-рока и industrial. Обе группы достойны внимания, однако содержание "шоу со световыми мечами" QOTSA уже всем хорошо известно, а вот турне NIN, в силу занятости Трента Резнора (Trent Reznor) в сольных проектах и кино - редкая возможность услышать группу живьем.
9 июля. Певец Апокалипсиса
Для нового тура Nine Inch Nails Резнор кардинально пересмотрел программу, сделав ставку на лаконичную визуальную составляющую (если можно считать лаконичными стробоскопы и кроваво-красные адские всполохи) и жесткие, по-панковски оторванные вещи. Врубив интро "The Eater Of Dreams", он быстро перешел к зверскому биту "Me, I'm Not", а дальше ушел в апокалиптические хиты "Sanctified", "March of the Pigs" и "The Great Destroyer". В отличие от предыдущего турне, в котором NIN больше показывали "кинематографические", атмосферные вещи, которые Резнор писал для таких режиссеров, как Дэвид Линч ( "Lost Highway") и Дэвид Финчер ("Gone Girl"), нынешний концерт был весь построен на шоке и хаосе - с мощными ударными, насыщенными риффами гитар, электронными бомбардировками.
Великолепным сплитом прозвучали свежая вещь Резнора "God Break Down the Door" и хит Дэвида Боуи "I`m Afraid Of Americans", в ходе которой на сцену вышел отец синти-попа Гэри Ньюман (Gary Numan). Он в тот вечер появился на сцене еще раз - исполнив на бис "Metal". К сожалению, заглавной песни с нового альбома "Bad Witch" не прозвучало, однако финал был по-настоящему мощным: публика была оглушена и добита "Hurt". На современной сцене мало найдется настолько убедительных "певцов катастрофы", и NIN по праву занимают первое место в этом чарте.
10 июля. Возрождение Нового Орлеана
Trombone Shorty and Orleans Avenue - проект Троя Эндрюса (Troy Andrews), молодого тромбониста, трубача и певца из Нового Орлеана. Трой - потомок известной музыкальной семьи, его дед Джесси Хилл - знаменитый джазовый певец. Несмотря на достаточно юный возраст (1986 г. рождения), Шорти уже имеет 9 студийных альбомов, большой концертный опыт (он - звезда New Orleans Jazz & Heritage Festival), несколько фильмов, книгу и благотворительный фонд, поддерживающий музыкальные школы в Новом Орлеане.
Trombone Shorty начинает с резкого, динамичного инструментального трека – чтобы на первых минутах было понятно, что парни тут не случайно. Трой играет на тромбоне с четырех лет, инструмент - словно естественное продолжение его руки. Его техника непрерывного дыхания производит сильное впечатление: музыкант переключается с инструмента (трубы и тромбона) на голос моментально.
Как хороший дирижер, Трой великолепно управляет музыкантами своего состава, дает слово каждому. Благодаря инструментальной мощности (тромбон, труба идва саксофона - придают объем и плотность звучанию), незамысловатые тексты песен обогащает звук. За пять лет, с момента выпуска последнего альбома, коллектив стал звучать слаженнее и сильнее. За 20 минут Trombone Shorty and Orleans Avenue подняли зал на уши. Слов особо никто не знает, но со второго куплета, поняв логику, три тысячи зрителей подпевают в голос.
Просто посмотрите, как он сносит зал!
Это уже четвертый приезд Trombone Shorty в Монтрё, - наблюдать развитие этого музыканта в динамике чрезвычайно интересно. Изменилась энергетика концертов, состав стал звучать стал резче и ярче. Выступление напомнило сцену из "Ла-ла-ленд"во время концерта Джонни Ледженда: на экране обратный отсчет - 3, 2, 1, выключается свет - на сцене и перед вами звезда!
11 июля. Старикам здесь место
В среду в Auditorium Stravinsky играли старики. И Ван Моррисон (Van Morrison), и Стив Уинвуд (Steve Winwood) - постоянные гости фестиваля с 1972 года. Разные по духу, близкие по смыслам. Время, когда эти музыканты разбивали гитары на сцене, прошло: оба концерта они сыграли слаженно и четко, без опозданий и откровений. Люди, живущие на сцене по 50 лет, уже не могут иначе. Сцена и публика - это то, что продлевает им жизнь.
Несколько лет назад на фестиваль приезжал Эл Джерро (Al Jarreau). Дряхлого старика буквально вывели на сцену, поставили к микрофону, и когда заиграла музыка, "включился" музыкант. Самая большая ценность фестиваля - именно в таких моментах. Кажется, нет ни одного другого такого места, где великие джаз-, блюз- и рок- пенсионеры чувствовали бы себя востребованными и нужными миру.
Ван Моррисон, по традиции, не снимает своих фирменных черных очков, но из--под очков глаза музыканта сияют: в них видны усталость и удовольствие. На первой же песне он церемонно представляет состав музыкантов (обширный), однако и сам с удовольствием берет на себя инструментальные партии. Жонглирует инструментами: переходит от фо-но к гитаре, и в каждой второй песне подыгрывает себе на губной гармошке; исполняет партию саксофона в "The Party's Over". Вечеринка не прекращается: Ван Моррисон исполняет пронзительный блюз Лайтин Хопкинса (Lightin' Hopkins). "Кельтский соул" раскатист, но мягок; теплый голос, а не децибелы звука, заполняет зал.
Британец Стив Уинвуд начинает выступление со стейтмента:
- Кажется джаза тут уже нет и мне это даже нравится, мы рады играть здесь нашу винтажную музыку!
Уинвуд - типичный "Working Class Hero", красивый мужчина в простой голубой рубашке, совершенно не похожий на рок-музыканта. Его карьера началась в 70-х, но известность к музыканту пришла только к концу 80-х. Так же как Ван Моррисон, Уинвуд - мультиинструменталист и играет на всем, что попадает ему в руки. Он большой любитель гитар, и на каждую песню берет новую. Песни следуют одна за одной – нет время на разговоры, музыканты стремятся выжать максимальный КПД из этого вечера, и получают явное удовольствие от игры. И это не шоу, как будет завтра у Кейва, это "мы играем музыку которую любим_ - и зрители благодарны Уинвуду именно за это. Один из главных хитов "Higher Love" зал поет со Стивом хором.
Логика концертного дня осталась не очевидна – почему Уинвуд играет после Моррисона? И по какому принципу они вообще оказались в одной программе? Это два абсолютно разных человека, больших музыканта, наполненных невероятной любовью к музыке. Не каждый концерт должен стать событием, однако в стариках на фестивале подкупает их честность, прежде всего к самим себе. Они уже все всем доказали. Это их фестиваль.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)