САУНДТРЕК  Целлулоид: "Оставленные"

Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке.

Саундтрек месяца

"Оставленные" (The Leftovers)

Кино: Прощающийся со своими немногочисленными, но верными поклонниками телесериал "Оставленные" - феномен, разбираться в котором еще никто толком не начал. Подобно "Прослушке" или, допустим, "Хулиганам и ботанам", это преступно недооцененное при жизни шоу HBO обречено на долгую счастливую жизнь на подарочных бокс-сетах и стриминг-сервисах. Большинству голливудских режиссеров известен закон, в соответствии с которым реальная цена и подлинный вес того или иного фильма раскрываются не по итогам первого уик-энда в прокате, а декаду спустя. Вероятно, именно об этом сейчас думают и создатели "Оставленных", автор вдохновившего сериал романа Том Перротта (Tom Perrotta) и один из шоураннеров "Лоста" Деймон Линделоф (Damon Lindelof).

Те, кто начал смотреть "Оставленных" три года назад из-за могучей сюжетной интриги (140 миллионов людей - 2% населения Земли - внезапно исчезают с ее лица) и впечатляющего актерского ансамбля, скоропалительно впал в депрессию от беспросветного мрака первых эпизодов и переключился на что-нибудь попроще, не имеют ни малейшего представления о том, что они потеряли. "Оставленные" всегда оставались мрачными (столь сокрушительную завязку, как ни крути, не проведешь), но постепенно переставали быть депрессивными - позволяя себе то, на что не хватало яиц другим шоу (в одном из недавних эпизодов фигурировали пронзительный трибьют старинному ситкому, прыжки на батуте под песню Wu-Tang Clan и натуральные всадницы Апокалипсиса), и развивая при этом совершенно железную хватку.


Где-то на середине второго сезона, когда "Оставленные" окончательно превратились в веселый, страшный и необыкновенно смелый апокалиптический сюр, сериал шагнул в лигу, где давно прописались "Клан Сопрано", "Во все тяжкие", "Безумцы" и та же "Прослушка": сериалы, от которых не оторваться и которым всегда есть, что сказать. Первыми это заметили критики: рейтинг шоу на Rotten Tomatoes рос по траектории 81% (первый сезон) - 93% (второй) - 98% (третий), а на Metacritic он поднялся с 65/100 до 98/100. На очереди - "Эмми": если этим летом телевизионные академики вновь не отметят ни Джастина Теру (Justin Theroux), ни Кэрри Кун (Carrie Coon), ни титанический труд шоураннеров, то со времен "Прослушки" они научились вообще ничему.

Если совсем вкратце, то сегодняшнее прощание с "Оставленными" - возможно, главное событие телевизионного сезона. И да, это, строго говоря, не кино - но каждый из семи последних эпизодов шоу мне показался лучше любого из семи десятков новых фильмов, которые я успел посмотреть в этом году.

Музыка: Ах да, музыка: композитором "Оставленных" является выдающийся британский неоклассик Макс Рихтер (Max Richter), и сочиненный им саундтрек - совершенно самостоятельный, но тоже, похоже, недооцененный шедевр (единственной наградой Рихтеру остается премия Hollywood Music in Media Awards за лучшую музыку для начальных титров).

Симптоматично, что эти самые титры претерпевали на протяжении трех сезонов изменения, в целом симметричные тем, что переживал сериал. Первый сезон встречал мрачной росписью, представлявшей экран стенами пережившей конец света Сикстинской капеллы, и угрюмой и помпезной, в стилистике "умри все живое", мелодией Рихтера. Второй - чуть более веселыми (по крайней мере, на первый взгляд) картинками и издевательски беззаботным фолк-номером "Let the Mystery Be", ну а в третьем каждый эпизод начинается с новой (или крепко забытой старой) тематической песней в диапазоне от лаунж-версии "Personal Jesus" до суровой "1-800 Suicide" рэперов Gravediggaz. (По признанию Линделофа, к этому решению - оставить веселые картинки, ротируя титульные треки, - создателей сериалы подтолкнула необходимость сэкономить на производстве новых титров, а получилось в любом случае здорово.)


При этом музыка Рихтера, притворившегося за минувшие три года и Арво Пяртом (Arvo Pärt), и Томасом Ньюманом (Thomas Newman), и группой Friends of Dean Martinez, используется в последних сериях довольно экономно - и как никогда эффективно. Плодов его трудов хватило в итоге на полтора часа и три официальных саундтрека - выпущенный ограниченным тиражом на виниле "Season 1", изданный на CD "Season 2" и обнародованный на днях - пока только в цифровом виде - пятитрековый EP "Season 3". Все вместе - дистиллят божьей благодати (с которой у Линделофа, судя по "Лосту", "Оставленным" и сценарию "Прометея", отношения глубоко специфические) и вселенской скорби (по части которой Рихтеру вообще мало равных).

Также в продаже

"Стражи Галактики. Часть 2" (Guardians of the Galaxy Vol. 2)

Кино: Неминуемый реюнион самой дикой (но, как обычно, симпатичной) команды супергероев в кинематографической вселенной Marvel, ряды которых в этот раз пополнили Курт Расселл (Kurt Russell) и Сильвестр Сталлоне (Sylvester Stallone).
Музыка: "Awesome Mix Vol. 2" - если не лучше, то как минимум оригинальнее "Vol. 1" (чей главный хит двумя декадами ранее уже вспомнил Тарантино), с ELO, Fleetwood Mac и Кэтом Стивенсом (Cat Stevens) во главе пелотона.


Песня месяца

Chris Cornell, "The Promise" из фильма "Обещание" (The Promise)

Тут вариантов быть не может - мелодрама о любовном треугольнике на фоне краха Великой Османской империи и геноцида армян с треском провалилась в прокате, но не будет забыта благодаря последней прижизненной песне Криса Корнелла, обладателя одного из мощнейших голосов в истории рок-н-ролла.


Новость месяца

Фронтмен Radiohead Том Йорк (Thom Yorke) станет автором оригинальной музыки к ремейку канонической "Суспирии", которым занимается режиссер "Большого всплеска" Лука Гуаданьино (Luca Guadagnino). Если коллега Йорка Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) съел на сочинении саундтреков уже не одну собаку, то для Тома это дебют в амплуа кинокомпозитора.

04.06.2017, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: