МУЗЫКА  Проверка пульса: октябрь

Электроника октября: возвращение Cerrone, дебютный диск Powell, новый Kuedo и многое другое.

Steve Hauschildt "Strands" (Kranky)

За последнее время Стив Хошильд (экс-участник трио Emeralds) совершил впечатляющий рывок, перейдя с полуимпровизационных экспериментов на тщательно продуманные, "композиторские" пластинки. Вот уже пару-тройку альбомов Стив работает в режиме "каждый следующий еще сильнее предыдущего". "Strands" хорош и типично хошильдовской эмоциональной глубиной (в которой американец вполне может соревноваться с Fennesz ), и тем, что в довольно короткой (42 минуты) пластинке Стив обозревает с высоты птичьего полёта всё хорошее, что произошло с эмбиентом за последние 30 лет. Тут можно услышать и отсылки к середине девяностых (FSOL, Spacetime Continuum) и Брайану Ино (Brian Eno), и новую коллажную музыку (хочется написать "в духе Лопатина", но для формирования жанра сам Хошильд сделал не меньше), и щемящую печаль, которой славен Тим Хекер (Tim Hecker).

36 "The Infinity Room" (A Strangely Isolated Place)

Деннис Хаддлстон (Dennis Huddleston) довольно долго шёл общей со Стивом Хошильдом дорогой – он начинал практически с дрон-эмбиента, но с каждой новой пластинкой усложнял структуру полотна и добавлял деталей. "The Infinity Room" – пожалуй, нарушает это правило, по крайней мере в том, что касается сложности текстуры. Строго говоря, это и не эмбиент уже, а синтезаторный лоуфай-минимализм: нарочито скупые по форме, но эмоционально яркие (грусть и ностальгия – наше всё) пьесы, выстроенные вокруг коротких мелодических лупов. Так могли бы звучать эскизы для альбома Global Communication "76:14", записанные в середине 1980-х.

VA "Voiceless X" (Analogical Force)

Испанский лейбл Analogical Force, специализирующийся на жанре braindance, а также обитающих где-то рядом разновидностях техно, электро и эйсида – несомненное открытие года. До этого момента испанцы выпустили четыре ЕР, а юбилей решили отпраздновать компиляцией. И кажется, перед нами лучшее, что произошло с "умными танцами" как минимум за последний год, никакой Aphex Twin и рядом не валялся. Kettel, Dwaalicht (ранее известный как Wisp), EOD, Microlith и их менее известный коллега Shinra делают идеальный ностальгический рейв для очкариков, которым снятся антикварные синтезаторы.

The Orb "Chill Out, World!" (Kompakt)

Про группу The Orb не скажешь, что их каждый релиз шедеврален или просто хорош, но при этом Алекс Патерсон (Alex Paterson) и Томас Фельман (Thomas Fehlmann) сохранили способность записывать пластинки яркие и даже выдающиеся. "Chill Out, World!" (по версии самих музыкантов, "самый амбиентный альбом в их дискографии") вызывает ассоциации с нетленной классикой вроде "Pomme Fritz" (пожалуй, наиболее близкая аналогия) или "U.F.Orb", но при всем сходстве формы, содержание всё же разнится. Казалось бы – все ингредиенты знакомы до боли: фрагменты оркестровых партий, обрывки телефонных разговоров, шум машин, ленивый перебор гитары и металлофона, синтезаторные арпеджио и даб-техно аккорды (всё это, как водится, давится асфальтовым катком фильтров и тонет в эхе). Но складывается из них не невыносимо лёгкая пост-рейверская психоделия, а музыка 2010-х с плотной текстурой и каким-то тревожным подтекстом. И за это Orb можно только похвалить – остаться собой, но не заниматься самореконструкторством есть великое благо.

Cerrone "Red Lips" (Because Music)

Новый эпизод в череде камбэков, альбом 64-летнего диско-патриарха Жан-Марка Черроне (Jean Marc Cerrone), автора "Love In C Minor" и "Supernature", хорош уже хотя бы тем, что Cerrone не пытается переиграть молодёжь на её поле, не лезет в модные жанры, а гнет свою линию. И хотя "Red Lips" куда больше похож не на классику авторства самого Cerrone, а на американский танцевальный мейнстрим 30-летней давности от Dazz Band до Майкла Джексона (Michael Jackson), в отходе от идеалов Жана-Марка не обвинишь. Cerrone занят ровно тем, что умеет лучше всего – играет праздничный диско-фанк с ярким вокалом (к микрофону поочередно подходят Aloe Blacс, Кайза, Алексис Тейлор из Hot Chip и еще десяток певцов и певиц), бравурной духовой секцией и квакающими гитарами. Получился дружеский привет нынешним героям вроде The Weeknd или Марка Ронсона (Mark Ronson) с его "Uptown Funk" – мол, наше поколение тоже еще кое-что может. Посмотрим, чем теперь ответит Найл Роджерс (Nile Rodgers).

Kuedo "Slow Knife" (Planet Mu)

5 лет назад Джейми Тисдейл (Jamie Teasdale) записал блестящий дебютный альбом, но продолжение всё не появлялось. Поначалу кажется, что мы всё же дождались - открывающий пластинку трек "Hourglass" звучит как сиквел альбома "Severant" (т.е. как вдумчивый гибрид бас-музыки и IDM с обилием синтезаторной грусти), но дальше Джейми бросает то в жар, то в холод. Сначала к электронному каркасу добавляется вокал, что превращает музыку в хмурый пост-R&B, затем исчезает бит, на месте которого появляются басовитое гудение и атональный скрежет неведомых механизмов. Не то, чтобы это было плохо – талант Джейми за 5 лет никуда не делся. Но эти два базисных вектора, деконструкция соула и бесструктурный мрак, в последнее время почти целиком определяют пространство электронного звука. Такого много и без Kuedo, а вот в музыки, продолжавшей бы линию "Severant", отчаянно недостаёт.

Oval "Popp" (Uovooo)

Поколению 30-летних и старше Маркус Попп (Markus Popp) известен в первую очередь как один из главных (и в общем, редких) положительных героев книги Андрея Горохова "Музпросвет", где Попп фигурировал в роле этакого Льва Троцкого цифровой революции. Как и положено настоящему революционеру, к моменту, когда глитч стал мейнстримом, Овал исчез с радаров и вернулся к музыке лишь 10 лет спустя. С тех пор Попп превратился в добротного артиста второго ряда и регулярно выпускал добротные, но не выдающиеся пластинки. "Popp" из этого шаблона выбивается хотя бы тем, что Маркус нащупал новый для себя звук – более энергичный и ритмичный (под некоторые треки вполне можно если и не танцевать, то интенсивно кивать в такт), но имеющий в основе всё те же микроколлажи. Из обрывков вокала, гитар, клавиш и ударных немец собирает музыку, максимально приближенную к жанру IDM – тому, который по версии Горохова Попп и сбрасывал с трона в конце девяностых.

Powell "Sport" (XL Recordings)

Музыке британца Оскара Пауэлла (Oscar Powell) принято приписывать тэги "techno, EBM, industrial", но пусть это вас не обманывает, на вечеринке Discipline его треки не сыграть, слишком авангардно. Скорее это причудливый синтезаторный авант-панк, созданный по лекалам радикальных проектов, обитавших на рубеже 70х-80х на Mute Records. На ум приходят The Normal или Cabaret Voltaire . "Sport" это хаотичная структура треков, нарочито сырые синтезаторные тембры, шум, гудение, рёв, стрекотание ритм-машин, обрывки голосов, будто бы нарезанные с телевизора случайным переключением каналов и даже гитарные рифы, звучащие так, словно Оскар впервые держит в руках гитару. Ну а главный сюрреализм ситуации в том, что "Sport" (формально – дебютный альбом Пауэлла) издает респектабельный XL Recordings, в чьем каталоге этот радикализм соседствует с балладами Адель. Странные настали времена.

Vakula "Cyclicality Between Procyon and Gomeisa" (Dekmantel)

Один из героев прошлого года (пластинка "A Voyage To Arcturus" фигурировала не в одном итоговом списке лучших релизов) украинец Михайло Витюк вернулся на голландский лейбл Dekmantel и записал альбом, еще более чудаковатый и отстраненный, чем "Путешествие на Арктур". Если описывать "Cyclicality Between Procyon and Gomeisa" одним словом, то это психоделия. Если же разбираться в деталях, то музыка Вакулы похожа на калейдоскоп. С каждым новым треком он показывает нам новую картинку, которая выглядит совсем иначе, чем предыдущая, но знакомые детали всё же проглядывают, поэтому история выглядит связной. Сначала мы слышим сэмпладелику в духе ранних The Orb, потом перекликающиеся петли в стиле Стива Райха, дальше – field recordings и бесформенные синтезаторные эксперименты в эстетике пятидесятых, за ними аутичное даб-техно, а под конец Михайло разгоняется в ленивый летний хаус и диско-фанк. У поборников чистоты жанра (какого бы то ни было) этот диск наверняка вызовет морскую болезнь, но в жанре полистилистического путешествия – просто бесподобно.

The Future Sound Of London "Environment Six / Environment Six point Five" (FSOLdigital)

Современная история FSOL – тема для отдельного исследования. В 90-х они добились сумасшедшего успеха для музыкантов, играющих, по сути, бескомпрмиссно-экспериментальную музыку. Затем надолго ушли в затвор, вернулись с психоделик-рок проектом Amorphous Androgynous, и лишь к концу 2000-х возродили свою эмбиент-ипостась. С тех пор группа регулярно выпускает самиздатные альбомы, в которых методично исследует пространство, заданное 20 лет назад классической трилогией " Lifeforms ISDN Dead Cities". Этот двойной релиз – не исключение. Чуть больше ритма, чуть больше фортепиано, чуть больше фокуса на деталях, в остальном – классическое коллажное звучание FSOL девяностых, повлиявшее на уйму музыкантов от Burial до Oneohtrix Point Never, но прямых продолжателей так и не получившее.

ISAN "Glass Bird Movement" (Morr Music)

Энтони Райан (Antony Ryan) и Робин Савиль (Robin Saville) потерялись где-то во временной петле и решили записать лучший альбом 2000-го года. "Glass Bird Movement" звучит как потерянное звено, связывающее диски "Salamander" (1999) и "Lucky Cat" (2001), ну то бишь как идеальный образчик почти забытого жанра "индитроника". Тихонько и неторопливо чавкает ритм-секция, гудит жирный аналоговый бас, выводят нехитрые и по-хорошему наивные мотивы клавиши. Тёплые нулевые. Сейчас докачаем с "Напстера" очередной альбом, запишем на CDR и отправимся на концерт в "Авант-клуб".

Эти и другие альбомы доступны в интернет-магазине "Союз"

31.10.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: