В начале августа в Катовице прошел фестиваль OFF, набирающий силу open-air без громких хедлайнеров, зато полный разнообразной музыки, которую в незапамятные времена звали "неформатом". Съездив на OFF и оценив местную сцену, Иван Сорокин по просьбе Звуков выбрал 10 польских исполнителей, на которых стоит обратить внимание уже сегодня.
Jesień
Бескомпромиссный приджазованный постпанк из Торуня в лучших традициях лейбла 4AD: вокала мало, все умрут. При этом обвинять юных Мацея, Михала и Шимона в излишнем поклонении алтарю Ника Кейва совершенно не стоит: во-первых, очевидными источниками трио совершенно не ограничивается (один и тот же трек может осциллировать в диапазоне от Уэйтса до Life Without Buildings и от Fugazi до Трики); во-вторых, их шуршащее мускулистое звучание сложно спутать с чем-то ещё. В общем и целом, главное откровение фестиваля.
"Dziewczyny z Kurska" (2016)
SBB
Патриархи польского прога находятся в отличной физической форме и продолжают выпускать новые альбомы - но на фестивале они исполняли песни с пластинки 1975 года "Nowy Horyzont". Это хоть и ортодоксальный, но бесконечно разнообразный образец жанра, одновременно заставляющий вспомнить о клавишных партиях Rush и апокалиптичной религиозности Aphrodite’s Child (а заодно насладиться невероятным техническим мастерством участников).
"Wolność z nami" (1975)
ŻÓŁTE KALENDARZE
Даже тот электропоп, который позиционируют как "грустный", редко наполнен аутентичной тоской - но тут на помощь приходят общеславянские стереотипы. Группа, названная в честь старинного эстрадного шлягера Петра Шчепаника, хоть и работает в стилистике, слегка отдающей 2008 годом (и даже конкретно отдельными треками группы NRKTK), но вполне искупает это уровнем мелодий, энтузиазмом и общей степенью искренности.
"Ryk Syreny" (2014)
Adam Gołębiewski
Работающего на стыке авант-джаза и индастриала перкуссиониста Адама Голембьевского можно смело назвать самым бескомпромиссным из числа артистов OFF: во время своего сета Адам поставил ударную установку в зал и в течение получаса колотил по барабанам, едва меняя ритм. Слово "гипнотический" здесь не будет метафоричным, а уж на записях этот эффект только усиливается.
"Straight, mute" (2015)
Kaliber 44
Братьям Мартен ещё нет сорока, но иначе как ветеранами польского хип-хопа их не назовешь: во второй половине девяностых они записали три альбома, на которые до сих пор ориентируется местная сцена, а выпущенная после шестнадцатилетнего перерыва недавняя пластинка стала большим событием далеко не только в родном для Kaliber Катовице. Откровений от этой музыки ждать вряд ли стоит: рэп здесь сделан по заветам "Illmatic" и "Enter the Wu-Tang (36 Chambers)". Однако любителям ранней Касты и группы Юг, а также ценящим живые инструменты на хип-хоповых концертах (включая виолончель!) стоит присмотреться.
"Normalnie o tej porze" (2000)
ZIMPEL/ZIOŁEK
Кларнетист и клавишник Вацлав Зимпель и мультиинструменталист Якуб Зёлек ещё не выпустили ни одного совместного трека - но их послужные списки выглядят очень внушающе: Зимпель записывает этно-джаз, эмбиент и треки в духе Стива Райха с кучей разных людей; Зёлек наиболее известен построковым проектом Stara Rzeka, но пишет музыку под десятком псевдонимов. Их инструментальная коллаборация куда доступнее и спокойнее, чем можно вообразить, и порой заходит чуть ли не на территорию лаунжа - что ничуть не делает ее менее изобретательной.
Odpoczno
Совершенно огненный танцевальный фолк в исполнении четырёх музыкантов с самым разным бэкграундом: фолковым, джазовым, инди, академическим. Вся конструкциия будто норовит развалиться каждую секунду (и переменные размеры тут, конечно, помогают) но мощный вокал Йоанны Ганцарчик удерживает каждую песню в узде - а заодно помогает отправить буквально весь зал в пляс.
"Jedna noga w Odrzywole"
Rosa Vertov
Какой летний фестиваль обойдётся без девичьей гаражной группы? Бас наперевес, сигареты через губу, глаза в пол - всё хоть и по классике, но свою роль эпигонов в кубе (здесь копируются уже копии копий, вроде The Raveonettes) Rosa Vertov, судя по всему, прекрасно осознают и умеют на эту тему рефлексировать. Ну и славно.
"Aubade" (2015)
JAAA!
Музыку JAAA! хочется классифицировать как стадионную индитронику, даже если до стадионов они ещё явно не доросли: идеально продуманный визуальный образ (флюоресцирующие костюмы, освещение, небрежно разбросанная по всей сцене ткань нужного цвета с узором), будто специально предназначенные для фиксации в инстаграме танцы, обрушивающиеся сверху припевы. Местами становится очевидно, что Марек, Камиль и Мирон уж слишком безоговорочно любят Royksopp и Эрленда Уйе - но криминальным такой подход точно не назовёшь.
"Spook" (2015)
Brodka
За последние десять лет Моника Бродка сменила столько образов и стилей, что иным хватило бы на полторы карьеры. Сейчас она остановилась на образе Наташи Хан, неожиданно увлекшейся творческим наследием Fleetwood Mac, - и звучит это интереснее, чем можно подумать по описанию. На родине Бродка большая звезда, а новые треки и особенно новое концертное шоу должны поработать и на заграничную популярность: Моника одевает дюжину музыкантов в робы, будто позаимствованные у баптистского хора, и заставляет их играть так, будто на дворе 1976 год. Как говорил со сцены игравший после артистки Девендра Банхарт, "мне никогда не хотелось стать частью религиозной организации, но теперь я готов перейти в религию Бродки".
"Horses" (2016)
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)