Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ  5 мгновений Микаэла Таривердиева

Малоизвестные страницы из жизни композитора "С легким паром" и "17 мгновений весны"

Звуки публикуют несколько историй из книги Микаэла Таривердиева "Я просто живу". Нам хочется рассказать вам о "человеческих" гранях личности композитора - удивительном жизнелюбии, щедрости и любви к водным видам спорта, - его словами.

Как Таривердиева разыграли

После выхода картины "17 мгновений весны" Таривердиев стал по-настоящему популярным композитором. Его песни пели на улицах, жюри телефестиваля "Песня-72" наградило автора сразу двумя первыми премиями, а радиостанции ставили в эфир "Мгновения" и "Где-то далеко" в исполнении Иосифа Кобзона. И представьте: в разгар этого триумфа у председателя союза композиторов Тихона Хренникова на столе появляется международная телеграмма на французском: "Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей". Вслед за этим звонят с киностудии имени Горького и сообщают, что им звонили из французского посольства: "Ваш Таривердиев музыку украл!". Новость тут же облетает всё учреждение и очень быстро слухи просачиваются за его стены.
Таривердиев, который поначалу отмахивался, считая это шуткой завистников-коллег, обеспокоен и даже пытается оправдаться: "Ну, похож первый интервал, но только он и похож. И вообще моя музыка написана раньше — фильм-то снимался три года". Но ситуация уже завертелась…

Коллеги из издательства "Музыка" предлагают издать ноты Таривердиева и ноты Лея на одном развороте, чтобы было очевидно - музыка разная. Но Микаэл Леонвич переживает и злится – его песни начинают убирать из эфира, а на одном из концертов из зала приходит записка – "Правда ли, что советское правительство заплатило сто тысяч долларов штрафа за то, что вы украли музыку?"
В отчаяние Таривердиев звонит в посольство и назначает встречу с советником посла по культуре. Советник очень удивлен - оказывается, из посольства никто не звонил на киностудию и телеграмм не слал. В стремлении оправдать свое честное имя Таривердиев хочет получить от Лея опровержение и договаривается о новой встрече - уже в посольстве. В тот же вечер к нему домой заходят 2 сотрудника КГБ и вежливо напоминают, что товарищ композитор должен "помнить о последствиях своего визита". Впрочем, обещают помощь. Помогает в итоге представитель Совэкспортфильма в Париже, который лично знаком с Леем. Спустя 3 дня в здание Союза композиторов приходит телеграмма от самого маэстро - он возмущен и зол, называет всю историю провокацией и клеветой на него. Записка на французском из стола Таривердиева тут же едет на Петровку и там следователи узнают, что телеграмма-то не настоящая - кто-то просто наклеил бумагу с печатным текстом на обычный международный бланк и принес это в офис Хренникова.
…Спустя много лет Таривердиев все еще подозревал в розыгрыше Никиту Богословского – главного шутника и провокатора в их цехе. Тот, впрочем, так и не признался – его ли рук это было дело...

Как Таривердиев жил на широкую ногу

Микаэл Леонович вырос в интеллигентной армянской семье, волею судеб перебравшейся в Тбилиси. Фамилия его матери была Акопова и в ее роду были одиозные персонажи – вроде дяди, бывшего недолгое время главой города. Рассказывали, что для передвижений по городу Акопов использовал, минимум, три экипажа – в одном из них он ехал сам, в другом передвигалась его трость, а третий предназначался для шляпы. Естественно, такая важная часть гардероба не могла игнорироваться молодым Микаэлом – пускай уже гражданином страны Советов. Свой первый гонорар, полученный за партитуры для Тбилисского оперного театра, композитор потратил на шляпу. С новым головным убором он отправился на фотоателье и сфотографировался – для придания солидности новому образу.

Таривердиев любил дарить подарки, и вообще был довольно щедрым человеком. Узнав, что его выдвинули на премию Ленинского комсомола за цикл на стихи Михаила Светлова «Песни старых комсомольцев», он поспешил разделить свой успех с исполнителями – Галиной Бесединой и Сергеем Тараненко. Не дожидаясь выплаты, Таривердиев купил дуэту новую гитару и пианино и торжественно вручил подарки. Разумеется, его благодарили. Но комсомольская премия в итоге оказалась, чуть ли не вдвое меньше той суммы, которую он потратил в благородном порыве.

Таривердиев никогда особо не интересовался политикой и был, скорее, внутренним эмигрантом, а точнее человеком, который "всегда за себя". Однако его пренебрежение к советскому официозу иногда отражалась в веселых выходках вроде той, которую он устроил после премьеры "Мгновений". Автор сценария Юлиан Семенов достал некоторым членам съемочной группы волшебные "вездеходы" - удостоверения "без права остановки", подписанные лично Андроповым. С одним из них композитор въехал на машине на Красную площадь и стал ждать, когда к нему подойдет гаишник. Когда это случилось Таривердиев, не утруждая себя опустить стекло в машине, вальяжно продемонстрировал заветный "вездеход". У гаишника, по мере того как он разбирал написанное, глаза стали вылезать на лоб, потом он поспешно козырнул и ретировался.

Но главным шиком в семье композитора всегда был новый год. И дело было не в праздничном столе - в кавказских семьях он традиционно ломится от вкусностей и кулинарных излишеств. Дело было в ёлке. Символ нового года композитор каждый раз самостоятельно украшал многочисленными … орденами и лауреатскими значками, перед которыми никогда не испытывал ни малейшего пиетета.

Как Таривердиев воду любил

Любовь к плаванию у Таривердиева открылась еще в детстве и продолжалась всю жизнь. Началось все с того, что в 10 лет маленький Микаэл чуть было не утонул в Сухуми, запутавшись ногой в рыболовной сети. Спас его друг, Гурам Шубладзе, - сын знаменитого в Абхазии врача. Другой случай произошел в Тбилиси. Родители оставили будущего композитора с домработницей Марусей и, воспользовавшись её рассеянностью, Микаэл сбежал с дворовым пацанами на речку, забыв им сообщить, что не умеет плавать. Прыгнули в воду. И я тоже. Но плавать я не умею. Сказать стесняюсь. Меня несет, но я молчу. Ребята понимают, что происходит, — я среди них самый младший, — и начинают кричать. Какой-то незнакомый молодой человек прыгает в воду, подхватывает меня, но выйти на берег тоже не может. Вместе они проплыли полгорода – от цирка до рынка и только там добрались до лестницы на набережной.

Став признанным композитором, Таривердиев не утратил любви к водным процедурам и видам спорта. Вместе со своим другом Родионом Щедриным они были одними из первых любителей виндсерфинга в Союзе, упражняясь в искусстве управляться с доской на пляжах Сухуми. Своё 50-летие композитор и вовсе отметил оригинальным способом – вместе с Щедриным они вышли в море и там, покачиваясь на волнах, раздавили бутылку коньяка на двоих. Другим увлечением Щедрина и Таривердиева были водные лыжи. Этому виду спорта композитор даже пытался научить Эльдара Рязанова, но у того ничего не вышло. Занимались водными лыжами они вместе с Щедриным. Один работал рулевым на катере, а второй в это время катался. Потом менялись. "Сверхзадачей" обучения было сбросить партнера в воду. Во время очередной придури друзей Щедрин решил "утопить" Таривердиева, снизив скорость лодки (нормального катера у них тогда не было) почти до нуля. Расчет был на то, что уйдя под воду, лыжник выпустит фал - как только лодка начнет набирать скорость. Но Таривердиев фал не отпустил и, резко дернувшаяся посудина, взлетела в воздух и перевернулась, выбросив на ходу и самого Щедрина и мальчишку, которого взяли с собой «для веса».
Апофеозом буржуазного увлечения Микаэла водным видами досуга стала так и не состоявшаяся покупка списанного речного трамвая, который супруга Льва Кулиджанова – автора затеи – заранее окрестила «Кораблем дураков». Заболев этой идеей, Таривердиев решил приобрести для начала что-нибудь попроще - вроде катера, за которым можно кататься на водных лыжах. "Мне хотелось, чтобы у него был мощный мотор, который бы мгновенно заводился. Я купил мотор от «Жигулей». Сиденья от «Москвича» и еще бог знает что я к нему покупал! К весне он вроде был готов".

Сдав на права, Таривердиев уехал на гастроли, потом на другие, затем на третьи. А потом кончился сезон. Надо было ставить катер на стапель. За это Микаэл Леонович заплатил 2 тысячи рублей и столько же отдал весной, чтобы снять катер. В итоге прожорливое транспортное средство, которым композитор воспользовался всего раз 5, пришлось продать за полцены.

Как Таривердиев музыку отказывался писать

Микаэл Леонович в своих воспоминаниях не раз упоминал, что всегда любил писать музыку для фильмов. Его, как и многих художников этого жанра, захватывал не столько сам процесс создания композиций – сколько процесс «оживления» отснятых кадров при помощи музыки. Но были случаи, когда Таривердиев не брался за проекты - и не потому, что фильм попадался плохой или режиссер оказывался с гонором. Просто не находилось подходящего звукового решения. Так случилось с дебютным фильмом Саввы Кулиша "Мертвый сезон", сценарий которого Таривердиеву понравился, но какая музыка нужна фильму – композитор так и не понял. В итоге по совету самого же Таривердиева саундтрек написал клавесинист – Андрей Волконский. До сих пор эта работа – одна из самых необычных в советском кинематографе.

Некоторым режиссерам Таривердиев и вовсе советовал избавить свой фильм от мелодий. Так было с картиной Михаила Ромма "Девять дней одного года", про которую Микаэл сказал, что в ней не должно быть "ни единого такта музыки". Аналогичный вердикт был вынесен фильму "Преступление и наказание" Льва Кулиджанова, саундтрек для которого, после долгих обсуждений с Таривердиевым, собрали только из шумов.

В спектакле Галины Волчек "Восхождение на Фудзияму" по пьесе Чингиза Айтматова также не было музыки. В качестве музыкального сопровождения использовался прото-эмбиент, который Таривердиев записал при помощи нескольких генераторов. "… они создавали ощущение напряженности. Искаженные звучания стали лейт-тембрами спектакля. Герои в ситуациях, казалось бы, бытовых, реальных, погружались в атмосферу воспоминаний. Именно через колышущуюся электронную стихию звучания этих инструментов проявлялся пласт памяти", - писал он позднее в мемуарах.

По признаниям самого композитора, он всегда сторонился массовых жанров и не предпринимал попыток написать шлягер. Только однажды коллеги Микаэла поймали его на «слабо», заявив, что он отказывается писать такие песни просто потому, что не умеет. Таривердиев оскорбился и тут же сочинил песню "Ты не печалься" для фильма «Большая руда», которую исполнила Майя Кристалинская. Песню запели на всех углах. Спор был выигран.

Как Таривердиев с Лилей Брик встречался

В конце 50-х в Большом театре состоялась премьера вокального цикла Таривердиева, написанного на ранние стихи Маяковского - "Лиличке, вместо письма", "А вы могли бы?", "Кое-что про Петербург", "Тучкины штучки", "Послушайте, ведь если звезды зажигают…" и других. На другой день после премьеры в квартире у композитора раздался звонок. "Это говорит Лиля Юрьевна Брик, - представился голос. - Вы написали музыку на стихи Маяковского. Мне кажется неправильным, что мы не знакомы. Приходите в среду в пять часов".
…Эта первая встреча положила начало дружбе между молодым Таривердиевым, Лилей Брик и ее супругом Василием Катаняном. Композитор стал регулярно посещать обеды в доме музы Маяковского на Кутузовском пр-те, 12, куда помимо него захаживал поэт Луи Арагон, писательница и переводчица Эльза Триоле, художница Надя Леже, балерина Майя Плисецкая, друг Таривердиева – композитор Родион Щедрин (двое последних жили по соседству) и поэт Андрей Вознесенский.

В 1958-м году Брик издала книгу "Новое о Маяковском", которая содержала более сотни писем поэта адресованных к ней. Многие из них носили весьма интимный характер и стали поводом для начала "антибриковской компании", целью которой было снизить в глазах общественности роль женщины в творчестве и жизни поэта. Таривердиев также прочел эту переписку и остался с двойственным впечатлением. На его взгляд, не стоило слишком обнажать некоторые интимные подробности взаимоотношений пары. Сказав об этом уже почти 70-летней "музе русского авангарда", он услышал в ответ: "Я хочу, чтобы, пока я жива, все, что связано с Маяковским, стало достоянием всех. Желающих извратить наши отношения, уверяю вас, предостаточно". На память об этой встрече Лиля Брик вручила Таривердиеву экземпляр новой книги с подписью "Микаэлу Таривердиеву. Эта книга о правде и кривде Маяковского"....

Звуки благодарят вдову композитора Веру Таривердиеву за предоставленные отрывки книги "Я просто живу", использовавшиеся для подготовки этого материала.

12.08.2016, Карэн КАЗАКОВ (ЗВУКИ РУ)

Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ - свежие публикации:

Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ

Микаэл Таривердиев не примыкал ни к одному течению в искусстве. Лишь однажды его страстное желание быть понятым было декларировано им как эстетический принцип.

Дата рождения:

15 августа 1931

Подробности из жизни:

Микаэл Таривердиев, армянин по
происхождению, родился 15 августа 1931
года в Тбилиси. Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в
Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс Арама
Хачатуряна) и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до
смерти в Московский театр имени Ермоловой, он провел в Москве. Умер в Сочи,
куда уехал на море. Он был спортсменом, фотографом, за год до смерти попал в
список секс-символов России, многие годы слыл плейбоем и светским человеком,
вел телепрограммы и писал музыку кино. Он композитор необычной судьбы. Его имя
было популярным на протяжении всей его жизни в искусстве. Для многих он так и
остался автором музыки к кинофильмам "Семнадцать мгновений
весны" и "Ирония
судьбы" Широко известные
работы в кино заслонили огромный пласт творчества
Микаэла Таривердиева. Вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты,
инструментальные концерты - все это оставалось в тени.…

Далее... →