МУЗЫКА  Проверка пульса: июль

Камбэк Avalanches, юбилейный сборник Air, ретромания Aphex Twin и другие электронные новинки июля.

Камбэк Avalanches, юбилайный сборник Air, ретромания Aphex Twin и другие электронные новинки июля.

The Avalanches "Wildflower" (Modular Recordings)

Камбэк австралийских виртуозов сэмпладелики, мягко говоря, затянулся – с их дебютной пластинки "Since I Left You", нахватавшей премий и восторженных рецензий, прошло 16 лет. Тем более удивительно, что "Wildflower" звучит так, будто XXI век и не думал наступать. Easy listening и киномузыка шестидесятых, диско семидесятых, хип-хоп восьмидесятых и дурашливые сэмплы из мультфильмов и детских радиопередач смешаны в равной пропорции и положены на бодрые фанковые брейки. И главное – никаких следов вонки, бас-музыки и, прости господи, EDM. Такое чувство, будто Avalanches сразу после записи первого диска заперлись в студии со старым сэмплером и коллекцией пластинок, да так увлеклись, что провели там полтора десятка лет. Не сказать, что "Wildflower" чем-то лучше, чем "Since I Left You", но на фоне попыток звучать современно от таких мэтров как DJ Krush или DJ Shadow (не говоря уже о Fatboy Slim), новый Avalanches звучит как откровение.

Zhu "Generationwhy" (Columbia)

Американец с китайскими корнями Стивен Жу (Steven Zhu) – новый фаворит музыкальной индустрии. Два года назад его заприметил лейбл Columbia, с тех пор Жу успел записаться с AlunaGeorge, A-Trak и Skrillex, стать постоянным гостем американского танцевального чарта и даже номинироваться на "Грэмми". Теперь дело дошло и до дебютного альбома. Музыка Zhu – это мягенький хаус, слегка адаптированные под современные реалии и разбавленный модными элементами вроде гэрриджевых сбивок и "заторможенных" голосов. Каких-то откровений мистер Жу, пожалуй, не демонстрирует (это скорее сильно облегченная версия ранних Disclosure или Gorgon City), но текущие тенденции его пластинка иллюстрирует очень хорошо – видно, например, что все окончательно устали от перекачанного клубного звука и мало-помалу формируется запрос на танцевальную музыку с человеческим лицом. То, что пять лет назад звучало на ибицианских афтепати, сегодня неплохо чувствует себя в поп-чартах.

Aphex Twin "Cheetah EP" (Warp Records)

Главного новатора девяностых по полной программе накрыло ретроманией. Ричард Джеймс (Richard James) с наслаждением копается в наследии Чикаго и Детройта конца восьмидесятых. "CHEETAHT7b" звучит как оммаж первооткрывателю дип-хауса Ларри Хёрду (Larry Heard), "2X202-ST5" как потерянная техно-пластинка 25-летней давности, "CIRKLON 1" – как ауттейк с "Аналордов". Записано всё явно с любовью, эстетика соблюдена очень достоверно, и даже почерк самого Ричарда в этом вполне можно узнать, но эмоций эти этюды не вызывают ровным счетом никаких. И все же одна вещь на этом фоне резко выделяется в лучшую сторону. Это, естественно, "CIRKLON3" (Колхозная mix)", нашумевшая благодаря названию и видеоклипу. Здесь Рич наконец раскрывается не только как саунд-дизайнер, но и как мелодист.

Echo 106 "Shifting Multiverse EP" (Analogical Force)

Главная проблема Ричарда Джеймса последних 10 лет в том, что подобную музыку куда лучше него записывает молодёжь. Испанский лейбл Analogical Force, которому нет и года, тоже осваивает ниву ретроградского аналогового техно и электро, но делает это куда убедительнее. Лучшая тому иллюстрация – пластинка швейцарцев Echo 106, ранее светившихся на лейблах Mathematics и Lux Records. Маршевый ритм драм-машины TR-909, неврастеническое повизгивание TB-303, хмурые, но завораживающе красивые пэды – примерно таким техно было 20 лет назад, на заре клуба "Птюч". Echo 106 эффектно смотрелись бы не только в ряду ретроманов, но и в каталоге лейбла R&S середины девяностых, по соседству с Майком Дредом (Mike Dred), CJ Bolland и тем же Афексом.

John Roberts "Plum" (Brunette Editions)

Нью-йоркский хаус-продюсер Джон Робертс всегда тяготел к необычным звуковым гибридам – на его первых двух альбомах клубные тек-хаус ритмы уравновешивались нагромождением живых звуков. Это музыку вполне можно было бы назвать индитроникой или даже фолктроникой, если бы не ярко выраженная нацеленность на танцполы. На третьей пластинке Робертс вроде бы остался верен собственной идеологии (коллажная техника и принцип сдержек и противовесов вроде бы на месте), но источники вдохновения выбрал совсем другие. Ритмы стали более рваными и экспериментальными, мелодии – более простыми и наивными, а вместо живых инструментов появились дешевые цифровые синтезаторы из восьмидесятых. В результате "Plum" звучит так, будто Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin) решил записать саундтрек к японской аркадной игре. Неплохо в своём роде, но по старому Робертсу мы явно будем скучать.

AIR "Twentyears" (Aircheology)

Ушедшие в последнее время в тень и увлеченные прикладными проектами, Николя Годэн (Nicolas Godin) и Жан-Бенуа Дюнкель (Jean-Benoît Dunckel) решили отпраздновать 20-летний юбилей группы трехдисковой антологией. Первые два диска – это довольно предсказуемый по составу, но от этого не менее эффектный "грейтест хитс", французская аналоговая easy-электроника во всей невозможной красе. Для новичков самое то, но вот фаны едва ли найдут для себя что-то новое, кроме разве что парочки концертных версий. Но зато третий диск, где собраны ремиксы AIR на других музыкантов (и не абы каких – Depeche Mode, David Bowie, Neneh Cherry, MGMT и т.д.) – отличное добавление к любой коллекции, благо ремиксы французам удаются порой не хуже, чем собственные треки.

bvdub "A Thousand Words" (Not On Label)

Этот альбом вышел в последний день июня и в предыдущий обзор попасть уже не успел, но обойти его вниманием было бы непростительной ошибкой. В многостраничной дискографии Брока Ван Вея (Brock Van Wey) чёрт ногу сломит, но "A Thousand Words" точно войдет в список обязательного прослушивания. Bvdub, который в последнее время затерялся где-то между эмбиентом, даб-техно и этаким "чиллвейвом на диссоциативах", кажется нашел выход из замкнутого круга. Главное отличие этого диска от предыдущих в том, что "A Thousand Words" звучит не как бесконечный гипнотический луп, а как симфония с сюжетом, драматургией и сменой декораций. К фирменному "оркестру, закатанному под асфальт" добавляются фортепиано, полевые записи и пронзительно-печальный power-ambient в духе Fennesz или Тима Хекера (Tim Hecker). Ничего более выразительного Брок, кажется, еще не записывал. Ну и какова обложка!

01.08.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: