Звуки публикуют обещанную вторую часть большого интервью с Дмитрием "Сидом" Спириным. В канун серии юбилейных концертов в Москве, а также основательного тура по стране, мы узнали о самом приятном и неприятном событии в истории Тараканов!, состоянии панк-рока в России в начале нулевых и сейчас, успехах Сида в области крафтового пивоварения, а также главном итоге 25-летнего существования группы. Первую часть интервью читайте по ссылке.
Звуки: Когда я разговаривал с Чачей, он говорил, что новый панк-рок - это Noize MC На Ивана ходит совсем молодая публика, много ли сейчас такой у Тараканов!?
Дмитрий: Я давно не видел слушателя, если честно, потому что мы значительное время перед мартом 2016-го "сушили" Москву, Питер, да и регионы тоже. Честно говоря, я немного и подзабыл уже, какой он - нынешний слушатель Тараканов!, юный или не очень. Но я думаю, что всё-таки преимущественно юный. Девчонки и ребята, которые прижаты подростковыми грудями к ребру сцены, а не те, что сидят на VIP, - им до 20 лет. И чем глубже в зал, к противоположной стене, тем более возрастная публика. Надеюсь, примерно так всё и сохранится. Дело в том, что мы совсем недавно преодолели комплекс "нам всем по 35, а нашему зрителю - 17", так что мы не страдаем от иных возможных раскладов.
Звуки: Юность и молодость, всё-таки, двигатели панк-рока.
Дмитрий: Естественно. Но с другой стороны большое число нынешних подростков вскоре отскочат от субкультуры, не останутся в ней. Многие не воспринимают себя её частью, будучи поклонниками таких групп, как Наив, Тараканы! и Король и Шут - для них эти группы просто мейнстрим-имена, которые просто играют более динамично, чем, например, группа Сплин, но при этом остаются в диапазоне условных групп "с Нашего Радио". Мы себя так не воспринимаем - Наше радио для нас не идеологический союзник по каким-либо вопросам, а способ донести нашу музыку, промо-механизм. Так что привычная для нас ситуация - полная смена публики за период в 3-3,5 года, когда очередные 18-летние, которые жили в ином социокультурном контексте, открывают для себя этот пласт рок-музыки. С другой стороны, стоило разменять группе третий десяток, как VIP-сектора на концертах тоже начали продаваться, потому что те самые когда-то 18-летние к нам возвращаются. Мне трудно сказать, кто из этих слушателей для нас приятнее и ценнее. Клёво, что человек решил свои бытовые вопросы и вдруг вспомнил, что есть музыка, которая его вдохновляла и бодрила, помогала ему в непростые периоды. А тут оказывается, что группа до сих пор существует и сочиняет всё примерно в таком же духе, ничего с ней не случилось, можно пойти на концерт.
Звуки: А каково состояние панк-рока в России среди играющей музыку молодёжи? Явно же не так благодатно, как в начале нулевых.
Дмитрий: Ты прав, начало нулевых было расцветом панк-рока в России. Уже старые на тот момент группы, вроде уже упомянутых КиШа, Наива, Distemper, Элизиума, нас и других сделали шаги в сторону рок-мейнстрима, стали интересны в разы большему количеству зрителей. Одновременно с этим на западе был пик т.н. калифорнийского поп-панка. В стране у нас заиграло MTV, где нам показали The Offspring, Blink-182 и Green Day, всё это возникло в единый момент. Панк-рок стал моднейшей музыкой у тех ребят, кто впервые брал в руки гитары и решил себя попробовать в роке. То бишь, когда мне было 15 лет, точно также не стоял вопрос, что играть - понятное дело, метал! Через некоторое время после того, как панк-волна спала, у молодых ребят не стоял вопрос, что рубить - конечно, альтернативу или эмо! В то время в моде был как раз телеканал A-One. От волны осталось то немногое, что она принесла на берег, остальное бесследно пропало. Что самое поразительное, до 2016 года не дожила ни одна группа, созданная в те времена - на плаву лишь те, кто начал задолго до 2002 года. Что касается новых групп: успех молодой группы Порнофильмы - очень интересная история. Вызовет ли она новый виток интереса к жанру в принципе? Думаю, что нет. Интерес к определенным именам обычно не образует массового интереса к жанру в целом, слушателю просто песни нравятся. Это ценное умение - сочинять такие вещи, что твоим слушателем может стать кто угодно. Возвращаясь к сказанному в конце книги "Тупой панк-рок для интеллектуалов", видишь, как нам было важно сформировать контекст, в котором наша музыка бы работала? Сейчас я уверен, что важнее сочинять песни, к которым слушатель будет хотеть прорваться сквозь контексты и звучание, желать достичь их сути.
Звуки: Насколько я знаю, немало времени ты проводишь в Будапеште, а в Венгрии как с панк-роком?
Дмитрий: Очевидно, что он там есть - лет десять назад на Sziget было много локальных сцен, где играли местные панки и хардкор-группы. Сейчас фестиваль несколько отошёл от культрегерских амбиций в пользу узнаваемых имён. А по поводу сцены - для того, чтобы быть в контексте определенной сферы событий, нужно вступить в кучу facebook-групп, время от времени мониторить местные сайты и журналы о музыке. А так как всё это на венгерском языке, то для нас это, конечно, очень сложно, - мало что дублируется на английском. Через общих русскоязычных знакомых мы знаем о нескольких местах, где проходит какая-то музыкальная активность, но за последнее время нам довелось увидеть живьём пока лишь одну венгерскую панк-группу, кажется, под названием Punkrupt. Ну и я точно знаю, что в Будапеште есть парочка трибьютов Ramones со всеми необходимыми внешними атрибутами.
Звуки: Немного отойдём от музыкальной темы. Довелось мне года полтора назад попробовать сваренное тобой в домашних условиях пиво, как ты преуспел на этом поприще с тех времён?
Дмитрий: Преуспел значительно! Та варка была сделана на самом простейшем домашнем оборудовании путём комбинации зернового варения и экстрактового в домашней кастрюле на плите. А также брожения в простейших пластиковых контейнерах для того предназначенных, хотя то, что называется home brew system - это всего лишь ёмкости для брожения, а вовсе не целая пивоварня. Потом мы прошли через период варки в автоматизированных конструкциях, сделанных из красивого никелированного железа с электромоторами. Эта история на 50 литров и пока ещё помещается дома, и это действительно миниатюрная копия того, что стоит на промышленных пивоварнях. Ну и был третий период деревенского пивоварения, когда я ездил под Рязань, где живёт мой товарищ Иван Вотяков, руководитель собственной ремесленной пивоварни. Сначала мы пробовали что-то делать у него в сарае, потом отправились в ещё одну деревню под Можайском, где оборудование для пивоварения собственно и производится. Все эти перемещения связаны только с одной задачей - увеличивать объемы. Чем больше объемы - тем сложнее, профессиональнее и интереснее. И сейчас мы вышли на самый вышак крафтового пивоварения, когда люди становятся контрактными пивоварами, gipsy brewers, арендующими мощности промышленного производства. На таком уровне мы сейчас и действуем - специально к юбилею группы был сварен английский strong (в смысле не крепости, а горечи) bitter, более традиционный и классический, чем взявшие распространение сорта типа IPA и DIPA. Мы же всегда были группой, которая балансирует между навязчивыми поп-припевами и динамичным грязно-гитарным звуком, но, тем не менее, наша главная фишка была в балансе. Потому мне бы хотелось, чтобы пиво было традиционное, чтобы оно намекало на солидный возраст коллектива, было английское, чтобы продемонстрировать корни жанра, горьковатое, чтобы это всё-таки был панк-рок, но не было экстремальным, чтобы подчеркнуть отсутствие некоей оголтелости в нашей музыке. Её, как ни крути, нет. И сорт пришёлся людям по душе - по правде говоря, я испытываю удивительные в связи с этим эмоции. Потому что я погрузился во время, когда Четыре Таракана писали альбом "Best Before", и мы его тиражировали дома, на кассетнике, а прямо здесь (интервью проходило в окрестностях Кутузовского проспекта - прим.ред.) был один из первых "ксерокс"-салонов, где я копировал ему обложки. И развозил по ларькам по 5-10 кассет, потому что брать больше хозяева не собирались, ведь группа тогда была неизвестной. Вот примерно тем же самым мы с Иваном сейчас и занимаемся - кому кегу оставляем, кому две, где по предоплате, а где с отсрочкой, ну и знакомимся, таким образом, с владельцами заведений. Такая же ручная дистрибуция.
Звуки: Раз уж вспомнили про былое, то вернёмся к истории. Что первым ты вспомнишь, если попросить тебя рассказать о самом приятном событии в истории Тараканов!
Дмитрий: Меня взяли в группу, тогда ещё называвшуюся Кутузовский проспект. Мы провели, наверное, не более 5 или 6 репетиций вместе, разучив уже существовавшие песни "Четыре таракана", "Крыса", "Под потными обоями", которую потом переименовали в "Песню о жизни"... Через месяц или полтора мы записали на небольшой кассетник демо, которое отвезли в Московскую рок-лабораторию. Та в своём информационном листке "Сдвиг" объявила о приёме подобных записей от начинающих групп для отбора в фестиваль. Нам тут же перезвонили - вот тут мы со стульев и попадали. Мы совсем были юными и зелеными, которые и поверить не могли в какой-то успех, какой-то звонок от маститых дядек. Позже такие мысли наверняка бы стали занимать наши головы, но не тогда. Другие группы Лаборатории не были "стариками" - редкие тамошние музыканты достигли к тому моменту 30-летнего возраста. Но, когда тебе 16-17 лет, твои кумиры из группы Наив, которые уже и в армии отслужили, и только потом собрались играть, казались натуральными дедами.
Звуки: А если говорить о самом неприятном воспоминании?
Дмитрий: Март 2005 года. Пара дней прошло с той ночи, когда мы ехали из Москвы в Петербург, и я сильно поругался с нашим тогдашним менеджером Ильей Островским, будущим Команданте земли русской (руководитель и вдохновитель многострадального фестиваля Kubana - прим. Звуков). Он вышел в Твери, покинув наш коллектив. Я тогда не думал о том, что это событие станет настолько судьбоносным - ушёл и ушёл, Бог с ним, найдём нового где-нибудь, или сам вернусь к этим обязанностям. Но через пару дней после оказалось, что не все так спокойно восприняли этот факт, и вслед объявляет о своём уходе гитарист Дмитрий Кежватов. Это решение потянуло за собой и другие уходы, что в результате придало ситуации особенный драматизм. В тот момент ледяной злой ветер неопределенности подул мне прямо в лицо. Я как будто почувствовал, что впереди годы, которые преодолеть будет непросто. До этого момента мне трудно вспомнить по-настоящему неприятные истории, связанные с Тараканами! Любые изменения составов воспринимались спокойно и, в основном, до того с нами случались только приятные вещи - клёвые концерты, фестивали, альбомы, тусовки, а негативные рецензии в прессе меня вообще никогда особо не трогали.
Звуки: Вспоминая, что ты изначально был в группе басистом, - ещё играешь на басу?
Дмитрий: На постоянной основе нет, хотя инструмент я люблю, мне нравится его специфика. В той единственной группе, где я выхожу с гитарой наперевес, а именно Ракеты из России, место басиста уже занято классным музыкантом Николаем Богдановым из группы Наив. Но временами, когда Коля занят на гастролях своей основной группы, а у Ракет вдруг ни с того ни с сего возникает концерт (как правило, частное мероприятие), мы играем как трио, я беру бас-гитару. Выбираем самые простые песни из кавер-репертуара. Партии у меня упрощенные, но у меня хорошая правая рука, так что я могу компенсировать недостаток умения ритмичностью и активной подачей.
Звуки: Напоследок, отметишь главный итог за 25 лет существования Тараканов!?
Дмитрий: Для себя я отвечаю на этот вопрос всегда одинаково - слава Богу, что мы просто существуем.
Звуки: А как же, например, усилия по популяризации жанра в России?
Дмитрий: В моём рейтинге я это даже на второе место не поставлю, ведь это не происходит целенаправленно, это такой приятный "побочный эффект" творчества. Если бы была машинка, которая позволяла считать количество музыкальных групп на Земле доживших до 25 лет и нет, интересно, как бы это соотношение разнилось в зависимости от территории. В постсоветской России, думаю, в сравнении с Европой или Америкой, этот баланс был бы смещен куда сильнее. Тут и доживших до 10-15 лет не так уж и много. Впрочем, те, кто дожил до 15 лет, доживают и до следующих юбилеев - к этому моменту группа уже обрела поклонников, была вложена куча сил, в конце концов, ты потратил на неё действительно лучшие годы своей жизни, почему бы и не погубить ради неё и худшие годы (улыбается). Так что именно существование и бодрствование на столь длительном промежутке времени является главным итогом. Ничто нас не сломило, и это круто, это и есть реализация твоих самых смелых и идеалистических мечтаний, которые были, например, у меня в подростковом возрасте. С огромным сожалением и сочувствием отношусь к тем, кто имел подобные мечты, но кого поглотили быт, рутина и необходимость зарабатывать здесь и сейчас, а также слабые мотивация и упорство. Рок-музыка - это не просто приятное времяпрепровождение, это и призвание в том числе. И когда ты вынужден изменять своему призванию, мало кто остаётся по-настоящему счастливым человеком.
Тараканы!: Лучший способ не стареть - 25 лет
Москва, YotaSpace
5-6-7-8 марта, 20:00
Дата образования:
21 февраля 1991
Bob COOPER (1925)
Jay LEONHART (1940)
Jonathan KING (1944)
Randy RHOADS (1956)
Peter BUCK (1956)
Ben WATT (1962)
Роман СТОЛЯР (1967)
Ульф ЭКБЕРГ (1970)
Ulf "Buddha" EKBERG (1970)