ТАРАКАНЫ!  "Не могу представить, насколько я казался тогда себе важным человеком"

Первая часть разговора с Дмитрием Спириным: о новом альбоме Тараканов!, сериале про группу, краудфандинг и собственную амбициозность.

Первопроходцы поп-панка в России Тараканы! имеют основательные планы на 2016 год - тут и выпуск нового (как оказалось, двойного, но об этом ниже) альбома, и сериал о похождениях группы, и целая серия юбилейных концертов в столицах с масштабным туром по стране после. Словом, по части активности группа, чья история насчитывает уже 25 лет, даст фору многим и многим более молодым коллективам. Чтобы выяснить подробности, Звуки встретились с Дмитрием "Сидом" Спириным: разговор получился долгим и интересным, поэтому мы опубликуем его в два этапа. Первая часть, которую вы читаете сейчас, больше связана с современными новостями о группе, а вторая посвящена вопросам общим и в чем-то даже фундаментальным.

Звуки: Начнём вот с чего: прошлый альбом "MaximumHappy" был двойным, писался в Германии и вообще был знаковым для группы, в чем-то став её перезагрузкой. Чем будет важна и интересна новая работа?
Дмитрий: Да, недавно у нас случился знаменательный день, мы достигли искомой суммы на краудфандинговой платформе за 12 дней до номинального окончания сборов. Приятно чувствовать такую поддержку, ну и мы продолжим кампанию - посмотрим, сколько мы сможем собрать к моменту, когда нам нужно будет отправляться в Германию. Мы планируем отправиться туда в начале мая месяца, и, соответственно, собираемся провести там около трёх недель, чтобы записать пластинку. Альбом тоже будет двойным, но не в том смысле, в каком был "MaxiumumHappy". Похожий пример был у группы HIM: они сделали диск и его дубль в unplugged-версии. Мы думаем сделать то же самое, но не абсолютную акустическую копию, а чтобы альбомы не были идентичными по треклисту. Возможно, будет меньше песен, возможна и парочка замен на совсем другие композиции, у нас сейчас всё в процессе репетиций и попыток эти песни половчее аранжировать. Несколько раз получалось так, что мы разгоняем новую песню на репетициях и внезапно совместно решаем, что её обязательно надо сделать в каком-то нетипичном для нас жанре. Например, песня-скоростной боевичок в электричестве в какой-то момент для всех нас прозвучала как баллада в духе Джона Фрусчанте (John Frusciante). Мы сделали демо-запись, звучит клёво, но совершенно не ясно, как она "встанет" на нашу "стандартную" пластинку. Ещё одна вещь прозвучала в стиле кантри, например, ну и так далее. Сначала мы думали оставлять эти песни прямо в таких версиях, но всё-таки решили в угоду цельности и концептуальности придерживаться более привычного звука. Мы, в общем-то, и так показываем, что можем играть в разных стилях. Так что флагманский диск будет в стилистике близкой и знакомой нашему слушателю, а вот таким довеском будет ещё один альбом альтернативных версий. У нас есть ещё один повод так сделать - где-то год мы практикуем специальную программу с ироничным названием "Полноприводная акустика: Солидный панк-рок для солидных господ".

Звуки: Насколько я понимаю, сейчас вышел одноименный альбом.
Дмитрий: Да, это концертная запись, сделанная в январе 2015 года в московском клубе RED на первом таком концерте. Позвали Серёгу Егорова из Marksheider Kunst с перкуссией, позвали девушек бэк-вокалисток и поняли, что всё это выглядит и звучит так, что это надо обязательно записать живьём. На этих концертах свои известные и не очень композиции мы переигрываем в нетипичных для нас жанрах - и свинг, и босса-нова, и easy listening. Вот аранжировки со второй пластинки будут заранее готовы к такому исполнению. Возвращаясь к первому вопросу, "MaximumHappy" действительно во многом стал для группы перезагрузкой и прорывом на третьем десятке лет существования. И "флагманская" часть нового диска будет в чем-то продолжением тех идей, которые на прошлом альбоме мы только начали нащупывать. Единственное, что "MaximumHappy" был довольно эклектичной пластинкой. Там были и диско-номера ("Плохие танцоры"), и баллады ("Пять слов"), здесь же в плане стилистики всё будет ровнее. Тем не менее, текстовые и аранжировочные идеи, хитрое взаимодействие двух гитар и необычная ритмика - всего этого будет в достатке. Мы попросили нашего бывшего коллегу, который был гитаристом у нас в группе и соавтором трёх ключевых альбомов "Страх и ненависть", "Улица Свободы" и "Ракеты из России" Дмитрия Кежватова побыть на время записи нашим музыкальным продюсером и художественным руководителем. Он согласился, и где-то с ноября месяца мы проводим репетиции под его чутким руководством. Он слушает сделанные до его вмешательства демо-записи, приносит какие-то идеи, пытается с ребятами наковырять новые ходы, и с его помощью у нас получается значительно освежить звучание. Достичь результатов, до которых своим умом мы бы не дошли. Всегда важно иметь кого-то, кто является независимым экспертом с одной стороны и прекрасно понимающим творческие задачи группы с другой. Чтобы холодным расчетливым взглядом со стороны на что-то тебе указать, поправить тебя. Раньше мы этим не занимались, теперь решили такую вот ключевую персону ввести.

Звуки: А он вообще по жизни занимается звуком?
Дмитрий: Да. С момента, когда Дмитрий покинул Тараканы! в 2005 году он немножечко пометался по составам, например, был в группе Приключения Электроников. После чего уехал на долгое время в Санкт-Петербург, где стал частью группы Spitfire, известную тем, что это группа Ленинград без Сергея Шнурова. Там он сошёлся с известным сотрудником студии Добролёт Андреем Алякринским - именно под его руководством эти три памятные наши пластинки и были записаны. Дмитрий стал много времени проводить на студии, со временем выучившись не сколько саунд-продюсированию, а именно что музыкальному. Да, конечно, он может быть звукорежиссёром, знает, как работают приборы, но, всё-таки, он скорее научился там находить более выгодную подачу для песен и музыкальных идей - нужные звуки, нужные партии, выстраивать взаимодействие партий инструментов и вокала, подбирать верные темпы и удачные тональности, ну и так далее.

Звуки: Кроме альбома в краудфандинг-компании был анонсирован сериал - это будут какие-то бэкстэйджовые приколы, концертные съемки, или всё подряд?
Дмитрий: Скажу сразу, у нас есть источник вдохновения - это сериал американской панк-группы NOFX "Backstage Passport". Они снимали эпизоды для него во время тура, который длился у них весь 2007-2008 года и был посвящен, кажется, тоже их 25-летию. Они решили, что так долго находятся на сцене и так долго гастролируют по относительно благополучным территориям планеты Земля, что острота ощущений и панк-рок-дух из всего этого выветрился. Усилиями своего менеджмента они проложили свой маршрут по всяким экзотическим точкам планеты - Малайзия, Перу, Китай, Бали, ЮАР, Израиль и так далее. И это сработало - мало того, что зрители видят 12 серий сделанного по всем телевизионным канонам "роуд-муви", видят группу, взаимоотношения между музыкантами, гастрольный и жизненный быт, организационный процесс. К тому же это помещено в необычные локации и антуражи разных точек нашей планеты. Это прикольно и интересно. Кроме того, у NOFX в каждой серии помимо концертов была какая-то дополнительная активность - тут они едут на страусиную ферму; тут они тусят в баре и пытаются зазвать на концерт двух темнокожих ребят, потому что обламываются, что приехали играть в Африку, а на первом концерте были только люди со светлым цветом кожи; тут они едут в садо-мазо-клуб, ну и так далее. Сделано круто, смешно, обязательно посмотрите.
Мы вдохновлялись этим сериалом и решили сделать такую же историю. Поэтому дали задачу нашему менеджменту сделать тур на 25-летие группы максимально состоящим из непривычных и экзотических для группы Тараканы! мест. Что такое экзотические места для группы Тараканы! в 2016 году? Это Камчатка, Сахалин, Крайний Север. Северные области Китая, так как это достаточно близко к таким нашим привычным концертным точкам, как Иркутск и Барнаул. Такие страны СНГ как Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан. Несмотря на то, что много наших соотечественников постоянно играют в Израиле, Тараканы! там тоже ещё не бывали. И это помимо достаточно большого числа эпизодов, которые планируем снимать на более доступных территориях. Скажу честно, пока что букинг в вышеобозначенных местах даётся со скрипом. Грузия оказалась географически недоступной - заехать через Абхазию в неё нельзя, значит вплести её в тур по Краснодарскому краю невозможно, а лететь через Москву дорого. На Камчатке и Сахалине просто не находятся под нас промоутеры. Израилю не до нас, но мы, в общем, будем стараться. Процентов на 40 это будет "роуд-муви", автобусы-поезда-самолёты. На какую-то часть репетиционный процесс, включающий подготовку к записи нового альбома, а также празднованию 25-летия группы на крупных концертах в Yotaspace. Конечно же, бэкстейдж. Запись альбома в Дюссельдорфе - пока это единственная подтверждённая экзотическая площадка (смеётся). А съемки группы, играющей на сцене, займут, от силы, 10-15 процентов всего времени. Я очень надеюсь, что мои пацаны проникнутся идеей представить будущему зрителю интересное действо, и не будут после концертов сразу идти спать, но и пустятся в различные авантюры. Каждая серия обходится примерно в 100 тысяч рублей, так что чем больше мы соберём во время кампании на "Планете", тем больше серий будет подготовлено и выпущено.

Звуки: Довольно лояльная фан-база-то сложилась у группы - не первый раз получается собрать такую немаленькую сумму.
Дмитрий: Да, группа уже немолодая. Много людей, чей личный жизненный опыт преодоления каких-то проблем вместе с нашей музыкой, в том числе бытового и финансового характера, сильнее, чем желание заявить в Интернете о непримиримости с финансированием таким способом творческой активности. Потому что в среде панк-активной молодёжи, конечно, неоднозначное отношение к краудфандингу. По непонятной причине группа Distemper, наши кореша и друзья, около полутора лет назад записали песню с названием "Где твой панк-рок, ...? [врун]", где эта модель сильно критикуется. Точнее, не она сама, а факт её использования панк-группами. Тем не менее, мы рады, что наши слушатели в этом плане куда более лояльны. У Тараканов! немало взрослой публики, которая на собственном опыте знает как и что даётся, поэтому готова нам помогать.

Звуки: В конце книги "Тупой панк-рок для интеллектуалов" был мощный спич по поводу разницы столиц и регионов, популярности панк-рока и много другого - в любом случае, точка у книги получилась жирная и размашистая. Изменилось ли что-то с тех времен?
Дмитрий: Признаюсь честно, за многие пассажи мне сейчас стыдно. Мне тогда казалось, что я правду-матку рублю, сейчас же я понимаю, что в основе части сказанных мыслей было желание показать, какие мы хорошие, а какие все вокруг м..... и как они нас, прекрасных, не понимают. Сейчас же я в такую позицию по жизни, конечно, не встаю. Моё мнение соответственно изменилось не касаемо регионов, а скорее касаемо моего собственного восприятия себя, группы, нашего места. Не надо ... [выпендриваться], надо просто песни сочинять! И окажется, что люди раз и поворачиваются к тебе, откуда-то возникают толпы слушающих. Конечно, никто не отменяет и не скидывает со счетов определенную культурную неподготовленность масс, в любом жанре есть первопроходцы - в поп-панке таковыми оказались мы. И мне очень хотелось, чтобы толпы были здесь и сейчас, а их всё не было. Сейчас, скажем так, рынок сформирован - для нас его не было. Но злиться по этому поводу было плохим посылом во Вселенную. Лучше просто рубиться и делать своё дело. Это мой вам совет, дорогие начинающие музыканты.

Звуки: Это одна из причин, почему книга не переиздаётся?
Дмитрий: Нет, она переиздавалась недавно! Несмотря на большое количество скептических ощущений касаемо моих личных свершений предыдущих лет, я никогда был близок к идее перезаписывания старых альбомов, как многие делают - типа, материал вот неплохой, но записан ... [плохо]. Это переписывание истории, попытка исправить мгновенную фотографию эпохи, показав себя с лучшей стороны. Так и в этой книге, несмотря на некоторые страницы, которые я бы сейчас не написал, хотя в остальном текст отличный, мне не хотелось бы её изымать из продажи или не переиздавать. Так что новое издание вышло, и вышло с исправленным опечатками, в хорошем переплёте, в отличие от оригинального тиража 2003 года, напечатанного силами магазина "Рок-арсенал". Правда, чтобы повысить коммерческий потенциал, издатели настояли на изменении названия на "Бунтари на руинах СССР", но я согласился.

Звуки: События, которые охватывает книга, уместились в 12 лет жизни группы, с момента её написания прошло столько же времени. Не пришло ли время для нового литературного опуса? Или интенсивность происходивших событий за то же время оказалась сильно меньшей?
Дмитрий: Что касается интенсивности, то я, действительно, окидывая ретроспективным взглядом собственную жизнь и жизнь своей группы, поражаюсь тому, что было время, когда судьбоносные события происходили чуть ли не каждый день. 95-й - мы выпускаем второй DIY-альбом, 96-й - нас подписывают FeeLee, 97-й - выходит "Украл? Выпил? В тюрьму!" песни с которого играют на Maximum, 98-й - мы на модных сборниках и в модных журналах. Сейчас я событий подобного уровня не вспомню и за последние 5-6 лет. У нас идёт всё по накатанной и стабильно. Эти моменты для группы можно, перенося на жизнь человеческую, сравнить со вхождением в тинейджерский возраст, где ты сразу после школы попадаешь в армию, потом надо получать образование, первые деньги, женитьба, покупка жилья, а в 30 такой "Уффф, можно и расслабиться". Вопрос этот задают часто, я говорю всем - нет, продолжения не планируется. Изначально она и не была длительным дневником, а имела четкое начало и конец, просто по жанру была автобиографией. Не помню я что-то авторов биографий, которые с определенным интервалом дописывают уже изданные книги на десяток-другой страниц. И самое главное, 27-летний парень, который садится за мемуары - это, честно говоря, чересчур. Даже не могу представить, насколько я казался в те времена себе важным человеком, что мне в тот момент просто необходимо было написать мемуары. Книги-то я писать хочу, но не знаю, как быть литератором, как они выдумывают эти истории и сюжетные перипетии. Может, когда я чуть угомонюсь с делами группы, года этак через полтора, и найду время, то попробую углубиться и изучить эти моменты.

Читайте во второй части о самом приятном и болезненном событиях в истории Тараканов!, о современном состоянии российского панк-рока и успехах Сида в области крафтового пивоварения.

Ракеты из России: Дни рождения Дмитрия Спирина и Николая Стравинского
Москва, China Town Cafe
22 февраля, 20:00

Тараканы!: Лучший способ не стареть - 25 лет
Москва, YotaSpace
5-6-7-8 марта, 20:00

20.02.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

ТАРАКАНЫ! - свежие публикации:

Сайт: www.tarakany.ru

ТАРАКАНЫ!

Дата образования:

21 февраля 1991