МУЗЫКА  Рифмы и биты: микстейпы октября

Meek Mill, Master P, ЛСП и Pharaoh в новой подборке микстейпов на Звуках.

Meek Mill, Master P, ЛСП и Paharoh в новой подборке микстейпов на Звуках.

Mnogoznaal "Ночной ловец солнца"
Уроженец Печоры Mnogoznaal состоит в объединении Dead Dynasty, но на фоне прочих членов тусовки заметно выделяется. Артисты DD прочно ассоциируются с клауд-рэпом и разнузданным нестройным матерным рэпом про "лали", "крали", "зиплоки" и так далее. Северянин Mnogoznaal же делает музыку совершенно непохожую: его психоделический хип-хоп с нотами нью-эйджа не предназначен для отвисания на "трэп хате".
Продвижением звука, на который похож то, что делает Mnogoznaal, весьма продолжительное время занимался нью-йоркский уличный бренд МИШКА. Под их эгидой вышли пластинки подзабытого проекта из Окленда Main Attrakionz, а также памятный альбом шведа Янг Лина (Yung Lean) "Unknown Death 2002". Добавить в этот ряд также можно и группу из Атланты G-Side, однако все эти сравнения не дадут полной картины - все же российский рэпер записывает по-настоящему оригинальный хип-хоп. Это клауд-рэп, настоянный на нью-эйдже и этнике, однако, это отнюдь не расползающаяся во все стороны музыка для духовных практик. Каждый трек оснащен упругим битом и предполагает ритмичные движения в такт. Сам рэпер читает очень абстрактный, пропитанный эзотерикой рэп с четким и техничным флоу, конкуренции которому в Dead Dynasty (да и во всех прочих сопряженных объединениях) попросту нет. "Ночной ловец солнца" звучит самобытно, необычно и оригинально, в звуке сильно чувствуется место происхождения этой музыки, что не подкупать не может. Местами рэпер напоминает ATL (особенно это заметно в треке "Zarni"), местами его стиль слегка утомляет, но в целом, "Ночной ловец солнца" - одна из наиболее интересных отечественных хип-хоп записей в этом году, а сам Mnogoznaal - артист, за которым следует следить как можно пристальнее.

Meek Mill "Dreamchasers 4"
Прошлогодняя перепалка филадельфийского рэпера Мика Милла с самым популярным хип-хоп исполнителем на планете Дрейком стала одним из самых громких и продолжительных "бифов" в истории современного рэпа. Если вкратце, то Милл обвинил Дрейка в том, что тот активно прибегает к услугам наемных "литнегров" и не пишет свой материал сам, на что Дрейк ответил несколькими композициями, среди которых оказался ураганный бэнгер "Back to Back", впоследствии номинированный на "Грэмми". Милл продолжал подливать масла в огонь, и "диссил" канадца то там, то тут, но все как-то неубедительно: ни один из опубликованных им треков не мог конкурировать с материалом Дрейка. Чтобы укрепить позиции и предметно высказаться по всем вопросам, бойфренд Ники Минаж прибегает к новой части серии микстейпов "Dreamchasers", которая когда-то сделала его популярным.
На обложке "Dreamchasers 4" красуется полицейский снимок юного Милла, на котором он предстает изрядно побитым, но бесстрашно вглядывающимся в объектив снимающей его камеры. Собственно, лучшей иллюстрации для этого проекта и не подобрать: в ходе бифа с Дрейком, рэпера равняли с землей, списывали со счетов и превратили в мем фразу "R.I.P Meek Mill". Однако, как показывает "DC 4", вот он, на месте, по-прежнему в первой лиге, жив-здоров и выдает пафосный крикливый трэп про то, как продолжает всех вокруг нагибать. Основной навык Милла – чтение мотивационного рэпа на повышенных тонах под совершенно эпические биты с сэмплами из оперы. Вот и "Dreamchasers 4" открывается треком "On the Regular", в котором сэмплируется Карл Орф, а рэпер читает браваду про отсутствие конкуренции и свое материальное превосходство над соперниками. Дальше – больше: среди гостей микстейпа числятся Никки Минаж (Nikki Minaj), Пуша Ти (Pusha T), Янг Таг (Young Thug), а также новые имена, вроде 21 Savage и Lil Uzi Vert, биты прут на слушателя, Милл плюется в микрофон, как в последний раз. "Dreamchasers 4" не звучит, как откровение. Это довольно банальный поп-трэп, слышанный уже не раз, однако запись справляется со своей основной задачей: укрепляет позиции крепкого, напористого и энергичного рэпера, карьеру которого не смог похоронить даже человек, продающий по миллиону альбомов в сутки. 

Master P "The G Mixtape"
Джей Зи, Пи Дидди, Доктор Дре, Бердман – когда перечисляют самых успешных хип-хоп предпринимателей, часто забывают о Масте Пи (Master P), и делают это несправедливо. Обладатель состояния в $400 млн. и основатель лейбла No Limit Records совершил основательный вклад в южный хип-хоп, звук которого вот уже десять лет определяет звучание мейнстрима. С 1991 по прошлый год Мастер выпустил 14 альбомов, а его звукозаписывающая компания печатала сотни разных альбомов исполнителей хип-хопа, став оплотом южного звука и сформировав вокруг него свою эстетику. Последнее десятилетие Мастер Пи не гнался за хайпом, сконцентрировавшись на инвестировании заработанного капитала. Периодически император No Limit напоминает о себе; "The G Mixtape" – очередной такой случай.
Свежий микстейп Мастера Пи начинает за здравие. Первые три трека предвещают первосортный хип-хоп: "Can’t Count Us Out" звучит свежо, ремикс на "No Limit" Ашера содержит гостевые куплеты от Гуччи Мейна (Gucci Mane), 2 Chainz, Трэвиса Скотта и A$AP Ferg, в совместной "Heaven for a G" Мастер Пи вместе с The Game читают на бит Тупака. Увы, но дальше безразмерный 25-трековый тейп начинает буксовать. Последним треком, который можно будет отличить от прочих, становится "Green" – агрессивный гангста-рэп про то, что Hennessy и марихуана – лучшая комбинация из возможных. В остальном на "The G Mixtape" звучит третьесортный трэп, в котором нет ни запоминающегося бита, ни интересного флоу. Изредка на треки забегают любимые исполнители, вроде Лил Уэйна (Lil Wayne), Рика Росса (Rick Ross) и E-40, но погоды они не делают. Альбомы Мастера Пи и No Limit Records всегда славились своей избыточностью и необязательностью, классику среди всего, что выходило под этими вывесками, искать бесполезно. Рэпер и его команда брали слушателя не качеством, а количеством, и на сей раз своим правилам они не изменяют.

MMG "Priorities 5
Рэпер из Майами Рик Росс основал компанию Maybach Music Group в 2009 году, выходя на самый пик своей популярности. С 2010 по 2013 год включительно Росс и его жырнючий гангста-поп-рэп были неимоверно востребованы и здорово продавались: уже к 2012 году рэпер сделал более 200 "фитов" и имел четыре альбома с тиражом от 500,000 копий и выше. Maybach Music Group во многом была продолжением "лакшери лайфстайла", вокруг которого строил свое творчество Росс: подписанты, среди которых такие занятные личности, как Уэйл (Wale), Сталли (Stally) и Мик Милл, записывали коммерческий хип-хоп, не претендуя ни на какие революции в жанре и на то, чтобы называть свою музыку большим искусством. К 2016 году Росс и Maybach Music Group не то, чтобы подрастеряли в хватке или актуальности, но определенно успокоились, прочно заняв свою нишу. "Priorities 5" – очередной смотр талантов MMG.
Компиляция открывается трэп-бэнгером "Check" Фэт Трэла (Fat Trel), автора микстейпа с лучшей обложкой года "Muva Russia", вместе с Россом и Янг Долфом (Young Dolph). Спродюсированный Лексом Люгером (Lex Luger) бит и подача артистов возвращают в 2010 год, во времена альбома "Flockaveli". Подобная музыка уже ничего, кроме скупой ностальгической слезы не вызывает, но это далеко не повод ставить крест на "Priorities 5" ведь дальше становится намного интересней. На этом сборнике MMG поставляет далеко не сплошную коммерческую жвачку: четвертым треком идет "Chemtrails & Muslim Wars" Исы Мухаммада (Isa Muhammad) – довольно неожиданный образчик "сознательного" рэпа, в котором принимает участие Талиб Квели (Talib Kweli). "Сознательную" линию продолжает и другой молодой подписант Maybach Music Group Рокки Фрэш (Rockie Fresh); на сборнике представлены три его сольные композиции, и все заслуживают внимания. Особняком стоит запись искрометного восьми минутного фристайла Мик Милла на нью-йоркском радио, в которых он грандиозно проезжается по Дрейку, и просто физически не может перестать читать рэп, даже когда заканчивается бит. Фристайл стоит услышать, чтобы уверовать в Милла: этот человек не просто так взъелся на рэпера номер один, он представитель настоящей старой школы, амбициозный и голодный, имеющий право претендовать на лавры. "Priorities 5" звучит разнообразно и занятно, и дает понять, что на Maybach Music Group есть и поп-рэп, и хардкорный рэп, и треки, отягощенные смыслом, и тупое дуракаваляние (трек под названием "Supa Cindy", например). Здесь куют хип-хоп, как говорится.

ЛСП & Pharaoh "Кондитерская"
Два настоящих лидера новой школы: белорус Олег "ЛСП" Савченко и Глеб "Pharaoh" Голубин объединились для небольшого, но громкого совместного тура, а также выпустили совместную небольшую EP "Кондитерская". На этом релизе оба артиста наконец-то сполна осознают свою безграничную власть над девушками школьного возраста, начинают копать конкретно в этом направлении, и предстают полноценной реинкарнацией группы Фактор-2 с поправкой на трэп.
Результат выходит неоднозначный. С одной стороны, ЛСП и Pharaoh прекрасно понимают, что делают и для кого работают - практически каждый из шести треков с микстейпа немедленно оседает в памяти (даже если доносится через стену; проверено), каждый создан для того, чтобы его можно было проорать на концерте тысячей девичьих глоток. Оба артиста гармонично сосуществуют на треках, при этом, у каждого свой собственный подход, свой отличимый флоу, свой достаточно уникальный способ обходиться с русским языком. Микстейп звучит громко и ярко, и превосходит по мемоемкости и запоминаемости другие подобные пластинки, вроде недавнего подобного релиза Pharaoh "Плакшери". Слушать "Кондитерскую", при этом, очень непросто: подростково-ориентированность EP практически сразу же дает о себе знать и больно режет уши. ЛСП и Фара привычно читают о гедонизме, сексе и наркотиках, но на этот раз работают на совсем уж юную и впечатлительную аудиторию. Их куплеты - абсурдные, крикливые и совершенно бесстыжие - стопроцентно вгонят в краску любого, кому больше 25-ти лет; оба эмси, при этом, не читают, но буквально стонут, ноют и вопят, фонтанируя гормонами. Музыка здесь, по большей части, такая же – перегруженная и пронизывающая барабанные перепонки, призванная огорошить своих слушательниц, впечатлить остро заточенными, сотрясающими пространство звуками. И ЛСП, и Pharaoh наверняка расширят за счет "Кондитерской" свои фан-базы, однако не стоит забывать, что окучивать стоит и другие аудитории. Пример Фактора 2 тут как нельзя кстати: подростковая популярность и востребованность, как известно - одно из наиболее скоротечных явлений в природе.

03.11.2016, Алексей АЛЕЕВ (ЗВУКИ РУ)