Цельнометаллическая команда Grenouer без малого 20 лет поставляет на российскую сцену отборный heavy. За годы работы команда переехала из Перми в Питер и начала успешную карьеру на западном рынке: ее с удовольствием принимают европейские фестивали и публикуют именитые лейблы. В дискографии группы в этом году появилась уже восьмая студийная пластинка, и как раз в эти дни музыканты обкатывают концертную программу, чтобы представить ее в ходе масштабного концерта. Мой собеседник - вокалист Grenouer Андрей Ind, и сегодня мы решили поговорить о разных видах признания.
Звуки: Андрей, начнем с простого: что в программе?
Андрей: Выступление двух коллективов, нас и Retrail. Последние празднуют свое пятилетие, а Grenouer отыгрывает программу, состоящую на 95% из новых песен, с альбома "Unwanted Today", который весной был издан в Европе. О российском издании альбома на физическом носителе пока договоренностей нет, но разумеется, он доступен на цифровых платформах. Вся вторая половина 2015 года для Grenouer в плане живых выступлений - это по сути, презентация "Unwanted Today". Grenouer, как всегда, немного своенравны в части концертных плейлистов, и практически не играют ничего с предыдущих релизов.
Звуки: Я впервые вас увидела в смешанном концерте, где вы были едва ли не самой "тяжелой" командой. А насколько вы вообще стремитесь сохранять жанровое единообразие с коллегами, с которыми вместе выступаете? Это вообще имеет для вас значение?
Андрей: Grenouer давно не формат с точки зрения традиционных тяжелых жанров, хотя все 90-е прошли для нас под вывеской стандартной экстремальной кузницы. С наступлением 2000-х коллектив начал делать первые шаги в сторону, а еще десять лет спустя просто сорвался на рысь. С тех самых пор в одной обойме Grenouer звучит слишком мелодично и легко, а в другой тяжеловато; ортодоксальные металлисты считают нас опопсевшими предателями, заигрывающими с альтернативой, для альтернативщиков мы слишком традиционны, ну а для чистой коммерции, конечно, чересчур андеграундны. Впрочем, я нисколько не раскаиваюсь по поводу избранного пути, так как это и называется осознанным творческим выбором.
Звуки: А вообще сейчас металлическая тусовка - это совсем маргиналы, или она за годы стала ближе к рок-истеблишменту?
Андрей: Существует несколько тусовок, и каждая из которых будет считаться металлической,- притом, небезосновательно. В мир тяжелых гитар я попал в 80-е годы и тогда, заслушиваясь Kiss и Motley Crue, я и не предполагал, что бывает совсем другой метал, не стадионно-гламурный, а подпольный и скрежуще-режущий. С тех пор мое "музыкальное образование" существенно расширилось, но созерцая афиши и штудируя канонические для любого метал-хэда издания, я констатирую для себя, что на свет появилось приличное количество тяжелых поджанров, в которых мне уже нечего ловить, так они предназначены совсем для другого поколения. Итак, в это море впадает слишком много рек, чтобы их обобщать - место находится и маргиналам, и государственным чиновникам.
Звуки: Чиновникам?!
Андрей: Да.
Звуки: Вы имеете в виду группу Пилигрим?
Андрей: Вообще-то я имел ввиду, что у Бон Джови много фанатов-сенаторов в Штатах.
Звуки: Но он и не металлист.
Андрей: Хорошо - бывший премьер-министр Норвегии - фанат Darkthrone
Звуки: Поэтому он и бывший!
Андрей: Но нынешний - в Малайзии.
Звуки: Ну, впрочем, российский премьер - тоже фанат Deep Purple. А у вас фанаты - кто?
Андрей: Мое представление о наших фанатах сегодня - это люди за 30, которые отдают предпочтение комбинации низкий гитарный строй плюс масса вокальной мелодики. Эти фанаты не ждут протеста, им нужны доступные для понимания песни, но в которых прослеживается явный намек на интеллект. Такой жанр можно определить как AOM, по аналогии с AOR (изначально album-oriented rock; с развитием альтернативного подполья, считавшего AOR музыкой для "старшего поколения", появилась и другая расшифровка, adult-oriented rock - прим. Звуков), где слово rock заменено на metal.
Звуки: Намек на интеллект.
Андрей: Да - так как нет цели играть и прог. Проще привести примеры западных коллег - группы типа Filter, Sevendust, Starset, Dayshell, взросло, увесисто - но не истошно, как Slipknot.
Звуки: Вы славитесь своими невероятно красивыми клипами - кто их делает и как рождаются их идеи? Мне очень нравится, что каждый из них по-своему содержателен.
Андрей: Около семи лет назад произошла техническая революция с точки зрения продакшна, которая сделала процесс съемки доступным для любого артиста. Мы не могли пройти мимо данного приятного фактора и начали наверстывать упущенное, снимая кряду по несколько музыкальных видео к альбому, а не 1-2, как это обычно делают все. Наилучшей формулой оказалось обращаться сразу к нескольких режиссерам (их их командам), каждый из которых пропускает нас через призму собственного восприятия. Наша личная вовлеченность в процесс бывает разной, но лично мне более всего нравится, когда наши идеи и предложения не принимаются всерьез, и режиссер делает все на свое усмотрение, без нашего вмешательства. Таким образом, вскрывается принципиально новая семантика, но самое захватывающее - это то, что в итоге несколько разных клипов, снятых разными людьми, обязательно что-то объединяет, слово эти точки соприкосновения были придуманы специально.
Звуки: А были у вас случаи, когда клип изменял ваше собственное восприятие песни?
Андрей: Безусловно! Считайте это особой мнительностью, но в некоторых случаях, до окончания монтажа, я даже не подозревал, что у песни есть двойное дно. Теперь же сам удивляюсь, как я ранее мог его не замечать.
Клип "Brain Fever", снятый Александром Афанасьевым и Александром Евдокимовым, открыл мне глаза на собственный же текст. "Лихорадка мозга" - это не просто внутренняя неугомонность или психофизическое отклонение - это вечная борьба с самим собой, в которой нет и не может быть победителей, ведь ее нужно вести в режиме равновесия, иначе, неровен час, химеры съедят тебя с потрохами. Другое красочное видео, "Midday Show", снятое во Вьетнаме Сергеем Шубиным, из тематики тлетворного воздействия СМИ превратилось в целую историю в духе Хаксли и Оруэлла.
Звуки: Как такая музыка, как у вас, находит новых слушателей?
Андрей: Сегодня наш основной слушатель приходит из Европы, где тяжелая сцена менее разобщена и более демократична. Так как мы уже более 10-ти издаемся на зарубежных рекорд-лейблах, то и методы завоевания новой аудитории более характерны для той среды - в первую очередь - публикации в специализированной прессе. Социальные сети также играют свою роль, но мы еще не сталкивались с агрессивными виртуальными промо-кампаниями. Тур-трассы и фестивальные участия - кровь соль и вода любой действующей группы, и Grenouer доводилось успешно скататься в ряд стран.
Звуки: Андрей, а что было самым важным опытом при организации гастролей в Европе?
Андрей: Ничего специфического. Находится букинг-агент, с которым все оговаривается заранее. Разные трассы, разные фесты, разные условия - выбор вариантов огромен. Разумеется, когда все договоренности достигнуты остается не оглашать и соблюсти их. Но для взрослых людей это не должно являть собой проблему.
Звуки: А случались казусы или странные истории?
Андрей: Родина - лучшее место для странных историй и казусов. К примеру, в 2005 году, задолго до завинчивания гаек, наш концерт был запрещен в Кемерово прямо за несколько часов до мероприятия с формулировкой "Пропаганда сатанизма и насилия". Представители силовых структур провели со мной увлекательную профилактическую беседу, в ходе которой в творчестве Grenouer не было выявлено крамолы, однако почти восьмистам фанатам все равно пришлось сдать билеты.
GRENOUER
Санкт-Петербург, клуб Backstage
29 ноября
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)