ФЕСТИВАЛЬ  5 вечеров джаза продолжаются

Гид по второй части фестиваля "Джаз осенью - без стен".

Два концерта серии "Джаз осенью – без стен" уже прошли, но впереди еще три, так что шоу только начинается, и интересной музыки в программе более чем достаточно.

Начнем с завершающего концерта – закрывать фестиваль 23 октября будет германо-японский дуэт Alfred 23 Harth / Kazuhisa Uchihashi (саксофон – гитара). Харт – из тех музыкантов, кому даже рамки джаза кажутся тесными. В конце 1960-х он основал коллектив Just Music, формально относившийся к фри-джазу (их альбом стал вторым релизом мюнхенского лейбла ECM, вскоре ставшего крупнейшим игроком на поле европейского джаза), но в реальности Харт с коллегами регулярно заходили на территорию академического авангарда – они исполняли произведения современных композиторов и не гнушались техниками musique concrete, используя для создания музыки немузыкальные объекты.

Позже Харт увлекся авант-роком, став одним из основателей группы Cassiber, а параллельно занялся проектами, выходящими за рамки музыки как таковой – это были театральные постановки и музыкально-литературные представления. Но генеральной линией для Альфреда всё же был джаз. Харт выступал и записывался с Петером Брётцманом (Peter Brotzmann), Джоном Зорном (John Zorn), Трилоком Гурту (Trilok Gurtu), играл в европейском составе Лестера Боуи (Lester Bowie), а его постоянным партнером по всевозможным арт-авантюрам стал Хайнер Гёббельс (Heiner Goebbels), равномерно распределяющий свои силы между музыкой и театром.

В Москву Харт везет дуэт с участником нойз-роковой группы Ground Zero японцем Казухиса Учихаши, играющим не только на гитаре, но и на созданном несколько десятилетий назад даксофоне – загадочном устройстве, напоминающем гибрид музыкальной пилы и граммофона. Дуэт с Учихаши иллюстрирует еще одно стремление Харта – выходить за рамки европейской традиции. Это проявляется не только в музыке, но и в увлечении восточной культурой и духовными практиками.

От Tradition Trio (они выступают 8 октября) тоже не стоит ждать свинга и диксиленда. Такое ощущение, что слово "tradition" в названии имеет подтекст откровенно издевательский. Такое ощущение, что музыканты задаются целью извлекать из каждого инструмента только те звуки, для которых он не предназначен. На фоне той адской смеси из джаза, авант-рока, нойза, академического авангарда и musique concrete, что исполняет трио, традиционалистом выглядит даже Орнет Колман (Ornette Coleman). Хотя именно его, а также Майлза Девиса (Miles Davis) и Джона Колтрейна (John Coltrane) основатель Tradidion Trio контрабасист Алан Силва (Alan Silva) называет своими вдохновителями.

За долгую карьеру (Силве в этом году стукнуло 76) Алан играл с Арчи Шеппом (Archie Shepp), Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), Уильямом Паркером (William Parker) и даже был участником Sun Ra Arkestra, но ярче всего он конечно же раскрывается в собственных составах. В трио вместе с Силвой входят тромбонист Йоханнес Бауэр (Johannes Bauer) и Роджер Тёрнер (Roger Turner) (перкуссия, ударные), оба – маститые и многоопытные артисты, связанные скорее с новой школой джаза и авангардного рока – Брётцманом, Кеном Вандермарком (Ken Vandermark) и даже Фредом Фритом (Fred Frith). В этом смысле Tradition Trio можно считать связующим звеном между разными поколениями импровизаторов. Тут стоит уточнить, что в Москве трио из-за болезни Ханнеса Бауэра ужмётся до дуэта, но есть все основания думать, что в арсенале Силвы и Тёрнера выразительных средств более чем достаточно.

На фоне опытных коллег пианистка и певица Йоханна Борхерт (Johanna Borchert) выглядит совсем еще юной, да и музыкальный бэкграунд у неё разительно отличается от школы бескомпромиссного эксперимента, взрастившей Алана Харта и участников Tradition Trio. Пластинка "Orchestre Idéal" с инструментальными фортепианными пьесами вполне вписывается в ёмкий термин "неоклассика", а её новейшая на данный момент работа "Fm Biography" и вовсе звучит так, будто альбом продюсировал Мэтью Херберт (Matthew Herbert) – отстраненный вокал Йоханны возвышается над ритмической арматурой хлопков, скрипов и шорохов. Но связей с джазом и авант-роком у Борхерт больше, чем кажется на первый взгляд, и дело тут не только в образовании. Например, на гитаре в альбоме "Fm Biography" играет сам Фред Фрит, а на басу и электронике – клиент лейбла Tzadik Шахзад Исмаили (Shahzad Ismaily).

Фестиваль "Джаз осенью – без стен"
Москва, КЦ "Дом"

8 октября, 20:00 - Tradition Trio
15 октября, 20:00 - Johanna Borchert
23 октября, 20:00 - Alfred 23 Harth / Kazuhisa Uchihashi

Организатор фестиваля - Гёте-Институт в Москве.

06.10.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: