NEW ORDER  Законченное высказывание

Пока Питер Хук гастролирует со старыми хитами, его бывший коллега насочинял новых. И они не хуже.

В последние лет 20-25 New Order будто бы двигались по дороге с односторонним движением, превращаясь из электронного коллектива, открытого к любим новациями (такими их застал приход рейва, на что New Order ответили танцевальным альбомом "Technique") в этакий препарированный брит-поп. Не то, чтобы это было плохо – первая сторона пластинки "Republic" была прекрасна от и до, а на альбоме "Get Ready" Бернард Самнер (Bernard Sumner) кажется достиг своей рок-вершины, чего стоит хотя бы "Crystal". Но дальше идея начала вырождаться, а New Order всё больше стали походить на Bad Lieutenant, этакий сайд-проект без амбиций. Хитов становилось всё меньше, а грустных песен о том, что скучно и грустно и некому руку подать – всё больше. Похожей дорогой двигались и Depeche Mode, и The Cure, и даже Деймон Олбарн (Damon Albarn), и в пору было говорить об усталости и коллективном кризисе среднего возраста. Короче говоря, десятый студийный альбом New Order никаких откровений не сулил, и пилотный сингл "Restless" эти ожидания вполне подтверждал. Песня сама по себе неплоха, но такой альбом (да еще и записанный без Питера Хука) от авторов "Blue Monday", "Temptation", "Bizarre Love Triangle", "Regret", "Crystal" и "Krafty" было уже никак не вынести.

Но в реальности всё оказалось иначе. Во-первых, пластинка примерно на две трети оказалась танцевальной. Ноги у доброй половины "Music Compete" растут из замечательной песни "Here To Stay", записанной 13 лет назад для фильма "24 Hour Party People" при участии Chemical Brothers. Один из "братьев" Том Роулендс (Tom Rowlands) помог New Order и тут, но формально он поучаствовал всего в двух песнях, а фактически влияние Chemical Brothers слышно весь час, что длится альбом. Танцевальный бит, электронный пульсирующий бас (заменивший Хуки Том Чэпмен (Tom Chapmen) из Bad Lieutenant всё чаще уступает место синтезатору) и фортепианные аккорды под хаус конца восьмидесятых вытягивают даже самые хмурые песни. В результате "Singularity" (одна из двух вещей с продакшеном Тома Роулендза), которая в рок-исполнении превратилась бы в еще один "Restless" уже звучит как большой боевик, а дальше градус только повышается.

В "Plastic" есть всё, за что принято любить New Order, и единственное что эту вещь портит – вторичность. Бас похож на "Out of Control", настроение – на "Technique", а припев – на куплет из "Crystal". Идущая следом "Tutti Frutti" - это уже привет из восьмидесятых с диско-грувом, фортепиано и голосом Элли Джексон (Ellie Jackson) из La Roux, которую NO рекрутировали на роль бэк-вокалистки сразу в нескольких треках. Кроме Элли в числе приглашенных звезд есть сам Игги Поп (Iggy Pop), но его номер, "Stray Dog" из общего контекста несколько выпадает. Вещь похожа на тревожный саундтрековый инструментал, которые в боевиках обычно сопровождают погоню, под который Игги хриплым басом начитывает монолог.

"Academic" – флэшбек из времен "Republic" с потенциалом стадионного рок-хита. Самнеровская грусть разрешается духоподъемным припевом – так и видишь, как толпа дружно вскидывает руки, а Барни, кинув взгляд в зал, играет своё фирменное соло. Но это еще не конец, самое лучшее манкунианцы приберегли под финал, на последние 15 минут часового альбома, что само по себе ход рискованный. "Unlearn This Hatred" – эталонный эйфорический "rock'n'rave" боевик, который вполне мог оказаться на альбоме Chemical Brothers (а заодно и пошуметь в чартах от их имени), но Том приберег его для старших товарищей. Идеальный трек для завершения ночного концерта где-нибудь на "Сонаре".

Закрывающая пластинку "Superheated" уже напоминает контрольный выстрел в голову. Представьте себе, что на часах пять утра, последние три из них вы протанцевали в клубе под лучший сет в своей жизни, и будучи уже не в силах двигаться, наконец отправились в бар. И тут из порталов начинает звучать вещь, под которую уже отказавшие было ноги несут вас на танцпол как-то сами, в обход мозга. Песня эта (к слову – дуэт с Бренданом Фрауэрсом из The Killers, спродюсированный Стюартом Прайсом) по своему воздействию похожа одновременно на "But Not Tonight" Depeche Mode, и на "Viva La Vida" Coldplay. Щемящий поп, под который хочется одновременно плакать и смеяться. И вроде бы понимаешь, что это сознательный удар в твои болевые точки, но поделать с этим ничего не можешь, и вот уже рука тянется к кнопке "repeat".

Не то, чтобы "Music Complete" был лишен недостатков, по крайней мере, сокращение до 45 минут ему бы точно не повредило. Но даже в нынешнем виде концентрация хитов запредельная. Если Барни нужна была индульгенция для того, чтобы еще лет на десять уйти в тень и записывать грустные песни в сайд-проектах, то он её получил. Пусть только свозит эту программу в тур. Кажется, в списке тех, кого нужно не пропустить будущим летом, появляется первое громкое имя.

"Music Complete" выходит 25 сентября на Mute

22.09.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

NEW ORDER - свежие публикации: