ФЕСТИВАЛЬ  Sonar: свежая кровь

10 открытий фестиваля Sonar 2015.

Лайнап фестиваля Sonar 2015, как обычно, пестрил звездами. Тут были и Chemical Brothers, и Hot Chip, и Duran Duran, и даже Skrillex, но по правде говоря, главными героями фестиваля они не были. Дело тут и в том, что смотреть звезд всегда всё же лучше на сольных концертах, и в том, что при всей любви к тем же Hot Chip, их регулярное присутствие на Сонаре (группа выступает там всегда, если в данный момент не находится в отпуске или затяжной сессии записи) уже начинает утомлять. Куда интереснее здесь открывать новые имена и смотреть выступления тех, кто либо пробьётся в хедлайнеры пару лет спустя, либо не пробьётся туда никогда, но чьё выступление от этого не становится сколько-нибудь менее интересным. В списке есть пара уже известных имён, но поскольку играли они днём и появились на Сонаре впервые, пусть уж годик поживут в статусе открытий.

1. Jupiter Lion

Как это выглядело: трое очень кудрявых людей, внешне напоминающих Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) играют забористый энергичный неокраут. Ударник идеально, как машина, выстукивает моторик-бит, гитарист в маечке "PORNO" играет бесконечно повторяющиеся фразы, а основная драматургия лежит на клавишнике, который обставлен синтезаторами примерно как Рик Уэйкман (Rick Wakeman) и время от времени поёт в вокодер. В кульминационные моменты гитарист тоже хватается за микрофон, но пением это не назовешь, скорее это декламация повторяющихся фраз. Несмотря на репитативность и длинные треки, зрелище получается абсолютно захватывающее – есть в этой троице какая-то гипнотическая харизма.

Перспективы: сомнительные. Краут-рок – и так музыка нишевая, но кажется, что даже подписаться на какой-нибудь значимый лейбл вроде Pan или Bureau B испанцам будет непросто в первую очередь в силу их происхождения. Испания это, увы, страна третьего музыкального мира, и тамошние артисты, как бы хороши они не были, за пределами Пиренейского полуострова мало кому нужны. Помочь им может разве что появление большой интернациональной звезды калибра Daft Punk, но на горизонте её пока не видно.

2. Arca

Как это выглядело: то, что Арка – выдающийся продюсер, было известно всем уже давно (работа с Канье и FKA Twigs плюс альбом на Mute говорят сами за себя). Но вот того, что Алехандро - сногсшибательный перформер, оказалось сюрпризом. Выступал Arca в дуэте с видеохудожником Джессом Кандой (Jesse Kanda), который под довольно нервную музыку показывал страшноватые сюжеты в духе Фрэнсиса Бейкона с деконструкцией человеческого тела. Поначалу Arca делал то, чего и ждешь от электронщика – копался в лаптопе и время от времени исполнял на клавишах довольно яркие соло. Но дальше начались неожиданности – сначала Алехандро стал выходить к сцене и исполнять перед экраном странные движения (в сочетании с видео, голым торсом и BDSM-нарядом в виде шортов и сапог с "упряжью" уже и это выглядело более чем экстравагантно), а потом вдруг схватил микрофон и начал надрывным криком рэповать по-испански. Передние ряды, кажется, так и остались стоять с отвисшей челюстью. Но самое удивительно в этом перформансе было, что как только приближался момент играть соло, Arca немедленно нёсся в угол сцены, играл свою клавишную парию, а потом возвращался к своему декадентскому балету.

Перспективы: музыкальное будущее Алехандро Герси и так выглядит безоблачным, но есть ощущение, что музыкой он не ограничится и вскоре мы увидим с его участием что-нибудь более театральное.

3. Tourist

Как это выглядело: руководствуясь принципом "одна голова хорошо, а две лучше", Уильям Филлипс (William Phillips) пригласил второго клавишника и тем самым превратил Tourist в электронную группу, которые смотрятся на сцене всегда лучше соло-проектов. Британцы довольно много играют живьем, вот только идущий в записи вокал несколько смущает. Начали Tourist с ремикса на Chvrches, а дальше становились только энергичнее. Получалось нечто среднее между Disclosure и Artful Dodger, то есть музыка с одной стороны совершенно клубная, с другой – песенная, лёгкая и в хорошем смысле слова развлекательная.

Перспективы: радужные. Tourist – пока еще восходящая, но уже яркая звезда клубной сцены. У Филлипса уже есть "Грэмми" за соавторство песни "Stay With Me" Сэма Смита (Sam Smith), так что если завтра Уильям заполонит собой чарты и станет новым Тимбалендом (Timbaland), в этом не будет ничего удивительного.

4. Holly Herndon

Как это выглядело: рыжеволосая женщина с косой устраивает кибер-шоу. Общается с залом при помощи текстовых сообщений в программе notepad, наигрывает на синтезаторе, немного поёт (а если точнее – издаёт странные звуки), манипулируя эффектами, и извлекает из лаптопа зубодробительный перегруженный бит в духе наиболее злых представителей IDM девяностых. В команде с ней – спрятавшийся слева от сцены виджей, а также странное существо, играющее роль не то танцора, не то бэк-вокалиста. При всей странности действа, звучит музыка Холли весьма драйвово (примерно как смесь Speedy J времен альбома "Public Energy #1" и Лори Андерсон (Laurie Anderson)) и местами даже танцевально. Холли при всём своём академизме, похоже, рассчитывает именно на танцы и настойчивыми сообщениями требует от зрителей встать (концерт проходит в сидячем зале Sonar Complex). Примерно ползала радостно поднимается с кресел, но танцевать тут всё равно негде. Интересно бы как-нибудь посмотреть на это в клубном формате.

Перспективы: вполне возможно – стать новой Лори Андерсон, то есть авторитетом в области contemporary art и желанной участницей всевозможных выставок, арт-инсталляций и тому подобного.

5. Fernando Lagreca

Как это выглядело: грузноватый бородатый мужчина, обставленный синтезаторами, ритм-машинами и эффект-боксами (разумеется, никаких компьютеров), выдаёт идеальный one-man electronic performance – поочередно (а то и одновременно) на всём этом играет и иногда даже поёт. К счастью, все его манипуляции с "железом" в мельчайших подробностях транслируют на большой экран. Звучит это на удивление лучше записей – на альбомах у Лагреки преобладает лоу-файный инди-поп и чиллвейв, а живьем получается весьма породистое итало и нью-диско. Лучшего саундтрека для середины дня на залитой солнцем главной арены фестиваля просто не придумать.

Перспективы: туманные. По идее ничто не мешает Фернандо подписаться на какой-нибудь интернационально значимый диско-лейбл вроде Bordello A Parigi, но тут опять же играет роль фактор Испании и то, что записи его всё же проигрывают лайвам.

6. WIFE

Как это выглядело: записи Джеймса Келли (James Kelly), прошлогоднего призывника лейбла Tri Angle, меня не убедили совсем, но в лайнапе как раз образовалась пауза и ноги сами принесли меня в Sonar Dome, откуда я в результате так и не ушел до конца выступления. Келли, который в записи звучал как этакий "нойз-соул", живьем оказался похож скорее на этакий "синти-поп на диссоциативах". Поначалу его песни напоминали группу Cause & Effect, тонущую в эхе - живьем у Джеймса оказался приятный голос и "восьмидесятническая" манера пения а-ля Нил Теннант (Neil Tennant). Но где-то минут через двадцать Келли, продолжив петь, сменил прямой бит на заторможенный герридж Burian'овского разлива. Получилось еще интереснее – ингредиенты вроде бы все знакомые, но гибрид вышел свежий.

Перспективы: в пелетоне Tri Angle британец явно не затеряется, но и выше прыгнет вряд ли. Вывести его на более высокий уровень сможет разве что смена тренда, при которой задротский соул в духе Джеймса Блейка (James Blake) вдруг вытеснится не менее задротским синти-попом.

7. Brigitte Laverne

Как это выглядело: миловидная барышня с синтезатором (и при помощи юноши с электронными барабанами и еще одного с клавишами) исполняет чрезвычайно простые, но удивительно приятные электропоп-песни под восьмидесятые. Похоже не то на совсем раннее итало-диско, не то на шведскую итало-ренессанс диву Салли Шапиро (Sally Shapiro). Живьем звучит пока сыровато, но песни так хороши, а подача такая обаятельная, что любые шероховатости за это можно простить.

Перспективы: Бриджит – совсем еще новичок, песен едва хватает на получасовое выступление. Так что прежде чем говорить о перспективах, давайте подождем пока она запишет хотя бы одну пластинку.

8. Vessel

Как это выглядело: ничего не видно, всё грохочет и публика в трансе. Себастьян Гейнсборо (Sebastian Gainsborough) вроде бы не новичок – и на Tri Angle уже два альбома издал, и на саблейле Mute пластинку выпустил. Но на глаза попался впервые, и впечатление произвел сильное. Смотреть особенно не на что (тёмный силуэт за компьютером едва виден сквозь плотную дымовую завесу), но музыка впечатляет – уже не Haxan Cloak, но еще не совсем техно. Мрачно, агрессивно, плотно, оглушительно громко – metal machine music как она есть. Танцевальные ритмы для бала роботов после ядерной катастрофы.

Перспективы: хедлайнерские слоты на фестивалях с ночной программой.

9. Kate Tempest

Как это выглядело: татуированная блондинка с харизмой уличного проповедника читает суперэмоциональный рэп. Кейт Темпест – из тех артистов, для кого рэп — это не столько музыка, сколько поэзия, она и известна-то скорее не как музыкант, а как литератор. И хотя аккомпанирует ей очень серьезная группа с клавишницей, барабанщиком и бэк-вокалисткой, но музыка Кейт Темпест, что называется, качает вокалом. Англичанка то и дело выходит на край сцены, нагибается вперед и глядя в глаза зрителям в первых рядах, обрушивает на них свой надрывный монолог. То и дело она просто читает стихи без музыкального сопровождения. Если бы не харизма и этот безумный эмоциональный заряд, действо было бы уж слишком логоцентричным, но Кейт как никто умеет работать с залом. Через двадцать минут переполненный Sonar Hall уже готов кричать "Аллилуйя!".

Перспективы: если повезет, может вырасти достойной наследницей Патти Смит (Patti Smith) – не по масштабу, но по роли этакого "общественного деятеля от искусства".

10. Paranoid London

Как это выглядело: как эйсид-техно вакханалия с танцами на столах и фриковатым эм-си фронтменом. То, что в записи звучало как довольно сдержанный и даже трендовый lo-fi acid, живьем оказалось адским балаганом. Сразу вспомнились термоядерные техно-джемы группы Министерство Психоделики в московских клубах конца девяностых. Примерно так, наверное, проходили и нелегальные эйсид-вечеринки в берлинских сквотах году в 1993-м – 1994-м. Быстро, громко, сыро – секс, наркотики, алкоголь, рейв.

Перспективы: неопределенные. С одной стороны, перформанс всегда в цене, с другой – это настолько очевидные маргиналы, что представить себе как они встроятся в какой бы то ни было упорядоченный мейнстрим невозможно.

30.06.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: