MUSE  Назад к основам

Ужавшись до бенефиса одной группы, Park Live 2015 не растерял фестивальной атмосферы.

Park Live в нынешнем году, как и многие другие музыкальные мероприятия, претерпел значительные изменения, и из амбициозного фестиваля европейского образца превратился по сути в расширенный концерт одной группы. Впрочем, Muse – не та группа, на приезд которой можно жаловаться, поэтому этот Park Live представлялся мне как мероприятие, совмещающее и романтику сольного концерта, и расслабленную фестивальную атмосферу.

Кто приходит на фестиваль к началу? Этим же принципом, видимо, руководствовались и организаторы, поставив в начало сета московскую группу Jack Action, выступление которой за пределами площадки звучало как чей-­то саундчек. В целом под их музыку было приятно пробираться к арене от метро, поражаясь количеству вооружённых полицейских, бродить между фургончиков с едой и искать нужный вход, однако те, кто тот момент был уже внутри, отзывались об этой группе менее лестно.

По­-настоящему экшн начался всё же с выходом на сцену Triggerfinger. Не могу сказать, что выступление бельгийцев отличалось чем-­то особенным в музыкальном плане — они сыграли пару известных песен, включая "Camaro" и "By Absence of the Sun", при этом почему-­то полностью проигнорировав широко известную "I Follow Rivers" и композиции со своего второго альбома “What Grabs Ya?”. Однако не обратить внимание на сцену было просто невозможно. В глаза бросался не только колоритный фронтмен Рубен Блок (Ruben Block), потрясающий седой шевелюрой и напоминающий университетского профессора, но и походящий на "нового русского" басист Поль Ван Брюйстегем (Paul Van Bruystegem), а также барабанщик Марио Гооссенс (Mario Goossens), который периодически делал попытки откусить кусок от своего хай­хэта. И все-таки выступление запомнилось как нескончаемое, и даже сейчас для меня остаётся загадкой — как можно играть шесть песен целых сорок пять минут?

Следующий пункт программы — Incubus, умудрившиеся задержаться на 15 минут и сбившие до той поры соответствующий заявленному график. И хотя ожиданий от их выступления было достаточно много, в общем и целом группе можно было бы присвоить титул "Разочарование вечера". Несмотря на старательно отыгранные хиты, включая "Wish You Were Here", "Dig" и, конечно же, "Drive", группа произвела значительно менее яркое впечатление, нежели те же Triggerfinger. Даже лучшие их песни звучали невыразительно, и хотя изредко возникало ощущение "Ещё чуть-­чуть, и они зазвучат по-­настоящему", чуда так и не произошло. Удивительным показалось и отсутствие в сетлисте ожидаемой "Love Hurts". В итоге это выступление подчеркнуло скорее концертную составляющую вечера и ощущалось как разогрев перед основной командой, который зрители терпят из последних сил. А терпеть пришлось полтора часа, после которых предстояло ещё и ожидание Muse.

Ждать их пришлось уже не по-­фестивальному — около часа, и когда наконец группа вышла на сцену, поначалу и их выступление чувствовалось каким­-то ненатуральным и недостаточно ярким. Первый трек — "Psycho" с последнего альбома "Drones" – по сути сделан на основе гитарного рифа, который группа играет уже столько лет, сколько я помню их концерты, поэтому новизны и свежести в таком начале концерта почти не чувствовалось. Безусловно, для разнообразия в начале песни добавлена речь некого сержанта, до безобразия напоминающая отрывок из фильма Стэнли Кубрика "Цельнометаллическая оболочка", внесены новые элементы, и всё же — какая же это новая песня?

Впечатление от концерта не улучшается после "Supermassive Black Hole" – самой переоценённой композиции Muse, под которую на концертах зрительницы всегда начинают визжать и прыгать, но которая для творчества группы наименее репрезентативна. И только исполнение "The Handler" (опять же, с нового альбома) начинает погружать в привычную магию концерта Muse. На экране появляется волшебный видеоряд о том, как некий кукольник управляет каруселью из игрушек, вокруг начинает темнеть, и наконец приходит осознание того, зачем мы все сюда пришли. Атмосферы добавляет и исполнение "Micro Cuts" со второго альбома "Origin Of Symmetry", которую неподготовленный зритель в лице меня совсем не ожидал. Фальцет фронтмена Мэттью Беллами (Matthew Bellamy) в этой песне не может не поражать — из-­за высоты нот, которые он берёт, подпевать не получается чисто физически.

Первый шок и восторг прошёл, и теперь можно рассмотреть, что вообще происходит на сцене. Невозможно не смотреть на Беллами, но внимания заслуживают и другие участники группы. Басист Крис Уолстенхольм (Chris Wolstenholm) всё так же ритмично трясёт головой под все до единой песни и использует те же инструменты, что и раньше, в том числе и бас­-гитары со светящимся грифом или тачпэдом. Барабанщик Доминик Ховард (Dominic Howard), похоже, чувствует себя очень комфортно на стадионе, хотя возвышение для ударной установки совсем не такое большое, как в туре в поддержку альбома "The 2nd Law". Неофициальный четвёртый участник группы Морган Николлз (Morgan Nicholls) играет на тех инструментах, на которые у основных участников Muse не хватает рук. Вообще же по сравнению с предыдущим туром шоу у группы значительно более простое: нет ни какой­-то особенной конструкции сцены, ни пиротехники, не говоря уже о роботе или артистах. Остались только экраны, на которые проецируется видеоряд и крупные планы. Хотелось бы надеяться, что это не навсегда, а только на период летних фестивалей, хотя слова Беллами об упрощении всей концепции Muse немного настораживают. Эта идея в стиле "назад к основам" на новом альбоме ощутима, но не столь заметна, хотя в целом имеет позитивный характер, а вот на концертах упрощение было бы шагом назад.

Но вернёмся к концерту. На очереди очередная раскрученная песня с последнего альбома — "Dead Inside". Несмотря на очевидное сходство с более ранней "Undisclosed Desires", эта композиция действительно звучит менее электронно, хотя исполнять её Беллами начинает с гитарой за спиной и лишь через некоторое время берёт её в руки. Пожалуй, это один из тех редких для Muse случаев, когда заглавная композиция действительно заслуживает внимания.

Следующая далее "Hysteria" проходит незаметно, затем после длительного инструментального джема звучит "Madness", во время которой весь зал включает мобильные телефоны и светит ими в сторону сцены. Чувствуется какое­то общее единение, а финал песни пробирает до мурашек. А потом случается апокалипсис. То есть начинается всё хорошо — звучит барабанная партия из "Apocalypse Please", Беллами и Уолстенхольм начинают хлопать в ритм музыки, зал мгновенно подхватывает, но когда начинается сама песня — вокала не слышно вообще. Есть бэк-­вокал, есть изображение Беллами на экране, где отчётливо видно, что он поёт, ­ но самого вокала нет. Причём такая ситуация сохраняется до середины второго куплета, после чего вокал наконец появляется.

Впрочем, концерт продолжается как ни в чём не бывало. В "Plug In Baby" Беллами показывает всё своё мастерство игры на гитаре, о которой в песне и идёт речь, а петь периодически предоставляет залу. "Mercy" звучит мощно, но не агрессивно, а в конце песни в сторону зрителей выстреливают конфетти и серпантином — практически как в старые добрые времена. На "Time Is Running Out" на экран проецируется оставшееся до конца песни время — весьма своеобразный способ продемонстрировать символический смысл песни, однако он напомнил мне один московский концерт, где аналогичный обратный отсчёт включился с начала выступления разогревающей группы. "Reapers" — очередная новая песня, которая тоже напоминает что­-то из старенького, но не внушает особенного восторга. Видеоряд под эту композицию достаточно непритязательный — участники группы, находящиеся как бы под оптическим прицелом. В конце песни в зал летят большие надувные шары (на сей раз чёрные) — визитка концертов Muse. Группа продолжает играть, пока шары летают по залу, и в какой­-то момент создаётся впечатление, что они будут продолжать джемить, пока все шары не лопнут, однако начинается следующая песня — "Stockholm Syndrome", которая оставляет исключительно приятные впечатления и воспоминание о старых временах после выхода альбома "Absolution". Ностальгия возникает неспроста ­ это окончание сета.

Конечно же, это ещё не всё. Довольно скоро группа выходит, чтобы сыграть "Uprising" – гимн свободе, в котором периодически звучит восклицание "Russia!", не лишённое (как хочется верить) символического смысла. Концерт завершают "Starlight", во время которой обязательно нужно хлопать в ритм, и "Knights of Cydonia", исполнение которой, хотя и остаётся неизменным на протяжении долгих лет, всегда прекрасно воспринимается в конце каждого выступления. На этом уже действительно всё — второй выход для этого концерта­фестиваля не предусмотрен. В памяти остаётся только фраза "We love you, Russia!", после которой зрители, подбадривая друг друга овациями, движутся к выходу.

На этом очередной Park Live завершился, и впечатления от него остались в целом приятные, хотя и смешанные. Очевидно, что это всё же был концерт одной группы, хоть и с фестивальным привкусом. Безусловно, хотя новая программа не отличается разительно от старой, Muse способны придать привлекательности любому мероприятию. С другой стороны, от их концерта я ожидала большей сценичности, хотя сетлист приятно удивил редкими и давно не исполнявшимися песнями. Будем надеяться, что сольные концерты всё же будут представлять собой полноценное шоу без ущерба для музыкальной составляющей.

24.06.2015, Анна ТАЛЛЕР (ЗВУКИ РУ)

MUSE - свежие публикации:

Сайт: muse.mu

MUSE

Группу Muse часто называют одной из главных музыкальных надежд современности. В самом деле, музыканты столь много взяли от классиков рока и перенесли благодатное семя на современную почву, что поневоле впору записать их в современные классики. И даже самое начало карьеры Muse уже определило, что музыканты настроены на покорение самых больших музыкальных вершин.

Дата образования:

1 января 1994

Подробности из жизни:

Muse - британская группа.
Жанр: рок

Состав:
Мэтью Беллами (Matthew Bellamy)– вокал, гитара, клавишные
Крис Уолстенхолм (Christopher Wolstenholme) – бас-гитара
Доминик Ховард (Dominic Howard)– барабаны

Группу Muse часто называют одной из главных музыкальных надежд современности. В самом деле, музыканты столь много взяли от классиков рока и перенесли благодатное семя на современную почву, что поневоле впору записать их в современные классики. И даже самое начало карьеры Muse уже определило, что музыканты настроены на покорение самых больших музыкальных вершин.Сперва они оказались победителями местной The Battle Of Bands и, обзаведясь устойчивым коллективом поклонников, Muse принялись охаживать звукозаписывающие лейблы с прицелом на выпуск первого альбома. Дебютную пластинку "Showbiz" критики приняли неоднозначно – музыка была излишне эклектична. Беллами впитал в себя все возможные британские звуковые течения , а экспрессивность текстов, носившая порой…

Далее... →