Весь ноябрь группа ДДТ находится вдалеке от родного Санкт-Петербурга -
музыканты отправились в тур по 12-ти городам с новой программой "Единочество",
в которую включены свыше десяти новых произведений.
Впрочем, и те композиции,
которые ранее можно было услышать в апрельском концерте "АкуСтика" в ГЦКЗ
"Россия", тоже несколько изменились, поскольку к тому, чисто акустическому
звучанию, добавилась и ритм-секция.
На сцене отсутствуют лишь привычные "дудки"
- "братья Колобки" дядя Миша Чернов и Ваня Васильев, которые сейчас заняты
своими джазовыми проектами. Лидер коллектива Юрий Шевчук находит время
встретиться с журналистами, в этот раз мы присутствовали на его
пресс-конференции в Перми.
Надо
отметить, что сама пресс-конференция была довольно своеобразной - все
журналисты были просто приглашены в гримерку к Юрию. Все это разительно
отличалось от "помпезных" столичных пресс-тусовок с кучей телекамер, и скорее
напоминало обычную дружескую беседу за чашкой чая. Да и вопросы, задававшиеся
во время разговора, иногда могли вызвать некоторое недоумение у московских
"акул пера", что говорит о сильном информационном голоде вдалеке от
столицы.
Для начала решили все-таки выяснить, почему ДДТ не участвует в
фестивалях, составив исключение лишь для "Нашествия":
Юрий Шевчук: - Нас ломает участвовать во всяких фестивалях, "пивных
путчах", где происходит реклама всего этого, и группы, которые в этом
участвуют, нам не
нравятся - они поют ни про что, их тематика песен эстрадная. Вот Би-2 и все
другие подобные группы, играющие музыку а-ля "Брат-2", как я их называю, -
такая музыка мне не интересна, она меня не волнует. Я до сих пор люблю, и это
во мне не изменилось, какую-то альтернативу в молодежной музыке, потому что
рок-н-ролл - это всегда какой-то протест против существующего, всегда какой-то
поиск мировоззрения, мироощущения, жажда нового, попытка понять наше время и т.
д. Это очень важно! Меня интересует именно проблемная музыка, а на фестивалях в
Москве музыка не проблемная.
- ДДТ не было и на "Кинопробах"...
Ю.Шевчук: - Это вообще дешевая коммерческая тусовка! Бедный Цой, он
три раза в гробу
перевернулся, наверное! Такое было наше мнение, и мы в этом не участвовали.
- А какие группы на "Нашествии" были "ваши"?
Ю.Шевчук: - Наши группы? Ну, вот Пилот, Король и шут, Восьмая
Марта, несколько
панковских групп, и еще несколько коллективов не приехали. В наш день еще
выступали Текиладжаззз, Ночные снайперы -, тоже хорошие команды, - в общем,
достаточно. Но несколько отличных групп, которых я хотел видеть, например,
Кому вниз и т. д., не смогли приехать. Такая настоящая альтернатива! Я очень
хотел, чтобы Егор Летов был, но этого, естественно, тоже не случилось.
Звуки.Ru: - Что ты можешь сказать о трибьюте Летова, который готовится к изданию?
Ю.Шевчук: - Творчество Егора Летова я очень уважаю, он человек очень
талантливый - это
безусловно. Альбом 'Сто лет одиночества' у меня вообще на полочке стоит, и я
его часто прослушиваю. Конечно, мне сейчас уже немного не по душе некий его
радикализм плакатного свойства. С чем-то я не согласен, безусловно, но самое
главное, что он очень талантлив. Мне Егор Летов гораздо ближе по душе, чем
группы 'Брат-2'. Он человек очень искренний - и в прорывах своего сознания, и в
своих заблуждениях. Но он чрезвычайно
искренен - и это видно, это слышно.
Что касается трибьюта 'Гражданской обороны', то я с удовольствием приму в
нем участие, если это кому-то поможет. С другой стороны, некоторые группы,
которые представлены для участия в этом трибьюте, мне кажутся чересчур
попсовыми. Я пока не очень понимаю смысла этой пластинки. Там есть масса очень
хороших команд, отвечающих за свои слова, и есть группы, поющие в казино,
кабаках, то есть те группы, которым Летов как раз и находится в альтернативе.
Но почему-то они тоже будут петь его песни, вот это я не понимаю, честно
говоря. Вообще, я не особо понимаю смысл этой пластинки - Летов же и сам поет неплохо.
Б
Звуки.Ru: - Есть ли смысл вообще делать такие проекты при жизни музыканта?
Ю.Шевчук: - Ну, наверное, в этом настолько же мало смысла, как и
после его смерти (смеется).
Звуки.Ru: - Помнится, после пластинки "Странные скачки" с песнями
Высоцкого ты говорил,
что не будешь участвовать больше в подобных проектах.
Ю.Шевчук: - Я говорил тогда, что Высоцкого можно и нужно петь на
кухне, но записывать и выпускать его песни, наверное, не стоит. Высоцкий - это
такая объемная
личность, где и слова, и музыка, и голос, и его личность - все есть на его
пленках. И мы слушаем Личность! А когда остается только слова и музыка и
какой-то неважный голос того или иного "чувака", то эти песни лишаются такой
"ауры чего-то настоящего".
Звуки.Ru: - Не думаешь, что может получиться подобное и с этой пластинкой?
Ю.Шевчук: - Конечно, может. Еще раз повторюсь, что я не вижу смысла
всей этой затеи.
Летов - радикальный человек, очень многими уважаемый и так. Может быть, это
делается для того, чтобы показать его широкой общественности наконец-то, не
знаю. Сколько можно сидеть на одном уровне? Единственный большой плюс этой
затеи, который я пока вижу,- то, что этот диск с большим количеством групп
получит огромный резонанс. Его песни, на самом деле, вставляют-то круто! Может
быть, ему хочется, чтобы его узнала вся страна: не только братцы-рокеры,
но и просто люди, которые живут в каких-то других мирах, может быть.
Звуки.Ru: - А как ты относишься к его политическим взглядам?
Ю.Шевчук: - Политические взгляды я вообще не обсуждаю, потому что у
каждого они свои.
У меня, например, тоже есть свои политические взгляды: под названием "Всех бы
политиков перестрелял" (смеется).
Звуки.Ru: - В свое время Летов выступал как ярый противник коммунистов,
а теперь переметнулся на их сторону. Что ты думаешь по этому поводу?
Ю.Шевчук: - Ну, это уже, по-моему, пройденный этап. Мне кажется, что
Летов сейчас в такие игрушки уже не играет, он все-таки повзрослел. Это было
шоу, эпатаж:
Тогда это было против коммунистов, а когда стали их гнобить, так он встал
вместе с ними. И все "опухли"! Хороший пиаровский ход! Но, с другой стороны, я
не думаю, что Летов серьезно ко всему этому относится. Также я понял, что и
Курехин не относился к этому серьезно. К этому серьезно относятся сами радикалы
- все эти Лимоновы, Дугины, но это уже их проблемы, это - к психиатру. А Летов
- такого рода художник радикальный, он просто-напросто играется этими вещами,
"социальщиной". Но я не вижу в Егоре такого "зюгановского" протеста против
капитализма или какого-нибудь еще системы. Летов мне нравится за то, что он
думает о мире, о личности, о бытие. Он думает о серьезных вещах, о которых
думают серьезные художники. Вот что мне в нем нравится! И поэтому я за таких
ребят, как Егор Летов.
Звуки.Ru: - Какую песню ты будешь исполнять в этом проекте?
Ю.Шевчук: - Если я буду участвовать, то я буду петь песню из 'Сто лет одиночества'.
Есть у него одна, которая мне очень нравится, а какая - я не скажу.
- Помнится, во время одного из прошлых приездов вы проводили эксперимент: в
каждом городе подбирали команду из молодых...
Ю.Шевчук: - Мы не подбирали. Мы до сих пор этим занимаемся - приезжаем
в город и приглашаем несколько местных команд поиграть вместе с нами. Этим
летом у нас то же самое происходило, когда мы играли по стадионам. Здесь же -
камерный концерт, небольшой зал, и если выйдет еще какая-нибудь команда, когда
и так
проблемы с аппаратурой и со звуком: это просто нереально!
- Когда выйдет новый альбом?
Ю.Шевчук: - Где-нибудь в марте. Мы специально согласились на этот тур,
чтобы как-то "найти" эти новые песни.
- Недавно по телевизору показывали фильм Алексей Учителя 'Рок', где БГ
фактически хоронил рок-н-ролл...
Ю.Шевчук: - Да, помню, я тогда в кафе ночным сторожем работал.
- Там был довольно оригинальный подбор групп, и как раз такие панковские
коллективы, типа АВИА, к сегодняшнему дню сошли со сцены, а остались
менее эпатажные группы. Как Вы считаете, это общая тенденция, что эпатаж - это ненадолго?
Ю.Шевчук: - А вы считаете, что "АВИА", гораздо более эпатажно, чем БГ?
Это полная ерунда! "АВИА" - это было выведенное на сцену искусство пролеткульта
20-х -
30-х годов, и там в словах не было ничего, что называлось бы искусством. Был
театр, спектакль, который назывался 'АВИА', и эта пьеса сама себя изжила с
годами. А БГ - действительно умный человек. И что касается эпатажа, уж поверьте
мне, у него этого столько было, столько раз он в кутузке сидел! То, что Боря
жив сегодня, это слава Богу! До сих пор он нас удивляет, радует своими мыслями
о жизни, знаниями.
А в 'АВИА' не было ничего серьезного и стоящего, что могло бы выжить - это
было шоу. А у БГ это выжило. Эпатаж ведь не в том, чтобы орать "Брежнев -
говно!" или "Ельцин - говно!" На это много ума не надо. Эпатажные группы быстро
приедаются, а умные, мудрые, движущиеся, работающие с искусством группы - нет.
Рок-н-ролл вообще можно вытащить до высокого искусства, если отвечать на
вопросы, которые задает искусство. "Быть или не быть?" и т. д. Вот БГ эти
вопросы задает, а 'АВИА' и другие подобные эпатажные группы, кроме как
"накакать" на сцене, ничего не делали. Вот они и кончились!
А что касается эпатажа, то вот сейчас модна группа Ленинград. Они
матерятся со сцены с утра до ночи, но через год их не будет. Эпатаж - это
ненадолго, это самое легкое, что можно сделать. Самое тяжелое и самое серьезное
- думать и работать настоящее искусство, делать интересную музыку. Вот это
живет долго!
- А не кажется тебе, что не все поняли ваши новые песни?
Ю.Шевчук: - Я очень рад этому. Вообще, умереть непонятым - это
великое счастье!
Значит, ты - гений! (хохочет) Это же класс! А когда ты выходишь, и всем все
понятно - это уже "звоночек", сигнал. Я и сам себя довольно часто не понимаю, и
это тоже мне в себе нравится. Чем больше задаешь себе вопросов, тем интереснее.
А как иначе?
Вот эстрадная музыка всем очень понятна, а Башлачева до сих пор
многие не
понимают. Но это уже часть российской культуры, серьезной культуры. Вот
Талькова все понимали, потому что он был немного 'плакатен', говорил просто и
грубо, хотя от души, конечно, от сердца. Царство ему Небесное! А вот, чтобы
понять Башлачева, нужно иметь культуру. Нужно читать поэзию, чтобы понять
Сашины стихи, слушать музыку на только рок-н-ролльную, но и Шостаковича,
и т. д. - нужно быть образованным человеком! Что в этом плохого?
- Сейчас очень интересно наблюдать за группой, приезжающей не в первый раз,
видеть ее в развитии...
Ю.Шевчук: - Согласитесь, что мы все время привозим что-то новое.
Каждый раз! И "Мир
Номер 0", и другие программы... Потому что у нас один из принципов - никогда
не играть
старые программы в городе. Не как некоторые группы - название другое, а песни
все те же. Это уже шулерство мелкое! А мы не врем, новое - значит новое.
- А что все-таки означает название "Единочество"?
Ю.Шевчук: - Я придумал это новое
словообразование - "единочество". Если ты одинок - это очень плохо, а
"единочество" - это когда ты один, но в то же время един с этим миром. Ты часть
этого мира, этой травы, этого неба, этих рек, людей, зданий - всего, что
Господь создал. И тебе не может быть одиноко - тебе единоко! Это такое сложное
русское состояние души.
- Идешь по лесу, сочиняешь стихи...
Ю.Шевчук: - Да, вот я такой же "леший", все время по лесу гуляю
(смеется): Хорошо! Вот
она, радость бытия! Потому что мир - это праздник большой, и нужно это
понимать. Вот об этом и наша новая программа.
- Будете еще писать книги?
Ю.Шевчук: - Ну, у меня вышла одна небольшая книжка, такая первая проба.
Сейчас я готовлю уже большую книгу стихов. Стихи пишутся, много...
- А что можете сказать по поводу "Империи ДДТ"?
Ю.Шевчук: - Это очень лживая, неприятная книжка. Очень много выходит
таких брошюрок,
где люди в силу своего разумения что-то пишут, но я отношусь к этому всему
очень печально.
- То есть нет книги о группе, которая бы Вам нравилась?
Ю.Шевчук: - Нет, такой серьезной книги нет, и никогда не было. Есть
какие-то статьи
неплохие, филологические, вы их можете почитать на нашем сайте. Там что-то
более-менее приличное, о рок-поэзии, о творчестве. Вообще, на литературном деле трудно
заработать, конечно.
- А на роке?
Ю.Шевчук: - Ну, на роке кто зарабатывает? С пластинок очень "печальные"
деньги, потому
что пиратство огромное кругом. Остаются только концерты. Мы сейчас строим новую
студию, и нам нужно очень много денег. Хотим сделать настоящую студию, и
впервые в жизни, наверное, запишем там свой альбом. А дальше на ней будет
писаться рок-н-ролл, со всей страны, я надеюсь. Студия будет очень хорошая. Мы
вкладываемся в это, потому что для нас это самое главное средство производства.
Деньги просто ради денег - это чушь! На это не стоит тратить жизнь. Поэтому мы
не занимаемся никаким бизнесом, ничего не рекламируем никогда - для нас это
скучно и неинтересно.
- Вы много выступаете за границей. Какая публика там?
Ю.Шевчук: - Примерно такая же, как и вы, только говорящая по-русски с акцентом.
Конечно, в основном, эмигранты. Но подросли уже детки эмигрантские, которые
ненавидят Америку, Израиль - такая "альтернатива". Очень много таких деток.
Странно, что в Америке живут дети, которые родились там или попали туда совсем
маленькими, но они все обожают Россию и совершенно не принимают условия игры,
которые существуют в Америке. Я всегда удивляюсь этому. И они, кстати, гораздо
более панки, чем многие здесь. Они ругаются с родителями, убегают из дома, не
видят никакой 'американской мечты', маются. И таких детей на Западе очень
много! Это странно, но интересно.
- А Ваш сын о чем задает Вам вопросы?
Ю.Шевчук: - (после долгого размышления) Мой сын иногда уже избегает
услышать мои ответы! (смеется)
'Лучше папу не трогать - спокойнее будет!"
Кстати, весьма символично, что сегодняшний концерт тура 'Единочество' проходит в Уфе, на "исторической родине" группы 'ДДТ'. А нам остается подождать еще немного до 29 и 30 ноября, когда и московская публика сможет оценить новую программу коллектива, которая будет представлена на сцене легендарной Горбушки,- как известно, весьма любимой Шевчуком сотоварищи в последнее время.
Дата рождения:
16 мая 1957
2006 – В 2006 году на конкурсе Евровидение, проходившем в Афинах, неожиданно для всех победила финская метал-группа Lordi с песней "Hard Rock Hallelujah" »»
Bob FLORENCE (1932)
Charles DAVIS (1933)
Joe COCKER (1944)
Виктор ЛУФЕРОВ (1945)
CHER (1946)
Jimmy HENDERSON (1954)
Jane WIEDLIN (1958)
Susan COWSILL (1960)
Bastian BAKER (1991)