Еще один закон отечественной поп-музыкальной жизни: любые прогнозы сбываются. Не успели мы - достаточно скромно - предсказать в "новогодних тезисах" пришествие в Россию с концертами знаменитых, но ушедших из жизни западных музыкантов, как пришло весомое подтверждение наших профетических способностей. 3 февраля в "Олимпийском" выступят группы: "Манго Джерри", "Ти Рекс", "Кристи", "Глиттер бэнд", "Слейд". Справедливости ради нужно сказать, что не все изначальные участники этих ансамблей умерли, некоторые просто не занимаются музыкой, некоторые работают в других коллективах. Но...
Объединяет все эти героические составы 70-х сегодня лишь то, что, как пишут пресс-агенты намечающегося события, "до нынешнего времени ни одна из групп не сохранила оригинального состава. Лидер T. Rex Марк Болан (Marc Bolan) погиб в автокатастрофе в 1977 году, через четыре года та же участь постигла и его басиста. Перкуссиониста оригинального состава T. Rex не стало в 1980. Фронтменом и солистом стал давний поклонник T.Rex Роб Бенсон (Rob Benson), попавший в коллектив в 1998 году.Гэри Глиттер (Gary Glitter), не играющий со своими музыкантами с конца 70-х, несколько лет назад был арестован за хранение у себя в компьютере детской порнографии и находится в бристольской тюрьме, а ансамблем его имени руководит барабанщик Тони Леонард (Tony Leonard), попавший в группу Гэри Глиттера в 1973 году". И т.д.и т.п. Вот такие страшные истории.
Надо отдать должное организаторам - они собственно ничего и не скрывают, в отличие, например, от лукавых промоутеров какого-нибудь "оркестра Глена Миллера". Российским обустройством этих концертов занимаются люди, которые привозили к нам, например, "Дип Перпл". Oldies but Goldies.
На что же они рассчитывают? Ведь даже если все артисты "дали Лазаря" и заиграли бы как в лучшие дни, - все равно это никак не отменяет факт некоторой стилистической тухлости привозимых муздинозавров. А нынешнее состояние этих коллективов уж никак не дает оснований для аншлагов в крупнейших залах СПБ и Москвы. И все же...
Главное здесь не "ностальгия" по "старым песням" и "лицам". И даже не хоровое пение зала под аккомпанемент т.н. "Ти Рексов" и "Слейдов". Главное - общее понимание всех: подлинность поп-продукта невозможна в принципе. Она невозможна, когда "настоящие" и "живые" артисты поют на стадионах, она невозможна, когда они все это делают под фанеру, подлинность в принципе невозможна в шоу-бизнесе, который в целом построен на общественном договоре по поводу мифологических фигур, будь то Мадонна, Б.Клинтон или Ф.Киркоров.
Предметы культа в общем и не должны обретать плоть и кровь. Достаточно символической репрезентации. В том числе и опосредованной. Достаточно "имени". Достаточно намека - дешево и доступно.
А с другой стороны - где разница между пародирующим и пародируемым? Галкин смотрится явно лучше, чем Путин. А Песков выглядит поживее Пугачевой. Что они говорят или поют - дело второе... Слова и "фанера" не так уж и важны.
И последнее. В о всем этом есть своего рода победа, как сказали бы романтики из позапрошлого века, "мира идеального" над "миром реальным". "Пускай ты умер, но..."
Eric IDLE (1943)
VANGELIS (1943)
Johnny DOWD (1948)
Michael BRECKER (1949)
Ирина КРУГ (1976)