МУМИЙ ТРОЛЛЬ  Work&Rock. Ах, зачем это все?..

Work&Rock - состязание для непрофессиональных команд, однако с момента старта эта концепция претерпела изменения. Жаль, что это оказались изменения к худшему.

Work&Rock - состязание для непрофессиональных команд, однако с момента старта эта концепция претерпела изменения. Жаль, что это оказались изменения к худшему. А все ведь было так хорошо!..
Конкурс для всех желающих. Будь ты трижды с улицы, но если хочешь заявить о себе – вперед!
Патроны состязания идеальные: Мумий Тролль – одновременно и живые классики, и вечные экспериментаторы. Гриша Ургант как музыкант, может, и не очень известен, но наличие безусого родственника, ведущего на Первом канале последнюю программу, где можно играть живьем, многое решает. Алкогольный спонсор – благородный шотландский напиток. Клуб – одна из самых больших и уважаемых площадок Москвы, Stadium Live. Вход бесплатный, что по кризисным временам – более чем милосердно. Народу пришло тысяч шесть. Жюри грамотное: саундпродюсер тех же "Троллей" Павло Шевчук, музобозреватель "Коммерсанта" Борис Барабанов и DJ "Нашего Радио" Игорь Седов, много лет потративший на поиск новых имен – вопросов нет. Призы – то, что доктор прописал: запись мини-альбома у Шевчука и Бориса Истомина, выступление на ближайшем "Нашествии" и годовой запас этого самого шотландского напитка. Формула фестиваля "а потом выходит Лагутенко и играет восемь песен" опробована уже не однажды; в первый раз, кажется – в 2008 году во время "Нового года на Икра.ТВ", который в клубе "IKRA" организовывал ваш покорный слуга. Звук выстроили прекрасно. В VIP наливали бесплатно; в танцполе за деньги - бармены остались довольны.

На конкурс пришло 700 заявок, до гранд-финала добралось 5 групп. И вот тут все полетело к чертям.

Выбор Лагутенко
Сандали, группа из Екатеринбурга – именно то, что приходит в голову при словосочетании "группа из Екатеринбурга". Не хочется обижать город с его рок-традициями – уже в последние годы оттуда вышли и Курара с правильно свернутыми головами, и обманчиво простые Ромарио с прозрачными мелодиями и виртуозной техникой стихосложения. Но это лучшие, а средний уровень – он вот такой. С пролетарским обаянием вокалиста… но даже и тут поклонники группы Ландыши могли только пожимать плечами.

Cardio Beat, Алматы. Ребят приняли тепло, и звучали они за счет помпезных клавиш куда симпатичнее. В анамнезе – "Приз зрительских симпатий" на фестивале "Кушнир Продакшн" "Индюшата", для самого маэстро Кушнира это мероприятие – love child, и коллеги по цеху относятся к нему серьезно.


Выбор Урганта
Нас Нет. Родина группы – Санкт-Петербург, что удается выяснить минуте на пятнадцатой (сайт у группы сделан по моде: несколько ссылок на магазины, клип и e-mail для связи. А информацию, видимо, рекомендуют искать на заборах, но там по-прежнему написано "Цой жив"). Стилистика – "звиздострадания", исполненные, почему-то, мальчиком: "Настроение –волны, переливами бесятся, Или громко смеяться, или тихо повеситься, Настоящие, мнимые – заметить бы разницу, Кто стреляет в упор, а кто только дразнится"… дальше в памяти всплывает поговорка, и воспринимать всерьез это становится совсем уже невозможно.

Моя Мишель. О, господи! За пять лет в Москве независимый (но давно подписанный на лейбл "Навигатор Рекордс") коллектив успел выступить на "Нашествии" (15 минут в пятницу днем, пока народ еще не приехал, на альтернативной сцене), "Кубана", "Соседний мир", в клубе Arena Moscow (разогрев Simple Plan); в скобках – все то, чего на официальных сайтах не пишут. Бесплатные концерты на стоместных площадках типа Rock Vegas и платные концерты на пустых стоместных площадках типа Artefaq – там же, в скобках. И вот эти ребята из Благовещенска, с солидным лейблом за спиной – там же, среди любителей.

Пятые участники финала, Brilliant Roses, попавшие туда по итогам дружеского Интернет-голосования, – оказались самым правильным участником финала: такой веселящий самих себя тяжелый тыдыдыщ. С криками "Поднимите руки вверх". Если считать Work & Rock неким аналогом Евровидения - то явление в конкурсе группы можно приравнять к победе Lordi. А аналогия с Евровидением прослеживается: музыканты исполнили живьем по одной поп-песне, той самой, которая выложена в аудио- и видеоверсиях на сайте фестиваля. Так что если мои оценки показались вам пристрастными, вы можете зайти, оценить финалистов и сравнить ощущения.
Мои ощущения были странные: зачем это все? Кто, куда и как это будет продвигать, неужели это изменит картину в наших наушниках? Что получают от конкурса участники и слушатели?
Понятно, что Ургант был, как всегда, остроумен (с репризами типа "Спасибо, что вы здесь, несмотря на курсы валют!" или "Клея на усах осталось на одну песню"). Понятно, что Мумий Тролль был блестящ, и Лагутенко плавил сердца огнем голубых глаз из-под кепки, и вообще – кто не прыгал под Медведицу, у того нет сердца, а кто только что закончил прыгать под "Медведицу", у того нет головы. Понятно, что организовано все было прекрасно. Но ведь суть фестиваля была именно в представлении новых имен и свежих лиц! Все остальное было заманухой, фантиком от конфеты! А вместо конфеты в фантике оказалось нечто другое - нестарая, но уже порядком засаленная колода команд, которые никогда не выйдут за пределы круга своих знакомых, потому что им нечего предложить - за вычетом, может быть, Cardiobeat.

Work&Rock имеет смысл, если кто-то из пятерки основных участников становится открытием для публики за три отведенных минуты - как это, например, произошло с группой Lumen на фестивале "Чартова дюжина-2003" на глазах у автора этих строк (и с тех пор они не видели в Москве пустых площадок). Как это произошло в прошлом году на том же Work&Rock, где свою блистательную пародию на МТ представила группа Старый Третий из Тольятти, а до финала добралась отличная нахальная джаз-группа Дискотека С'Ok. Но в этот раз никто не прыгнул выше головы - все, включая участников, тихо скучали и выпивали в ожидании Гриши и "Троллей".

Бытует мнение, что в конкурсах вообще нельзя ориентироваться на тех, кто сам присылает свои записи: мол, само всплывает только то, что потом самопроизвольно занимает места в фантиках… Поиск новых имен – это то, чем нельзя заниматься между делом. Но если вы все-таки решили намыть немного золотого песка – убедитесь, что эта река золотоносная. Возьмите пару уроков у ребят с "Афиша.Волна" - они умудряются находить новые имена только потому, что знают, где искать. Иначе получится то, что получилось.

А что, кстати, получилось?
Победители - "Моя Мишель", у которых уже давным-давно есть контракт со звукозаписывающим лейблом – получили сертификат на запись мини-альбома. С непонятными перспективами продвижения этого материала.
Группа "Сандали" получила право на выступление на сцене фестиваля "Нашествие". До 2004 года сцена на "Нашествии" была одна, новички на ней выступали вперемешку с тяжеловесами, и выход на фестивале на 20 минут потом кормил группу год. Сейчас на фестивале две, а то и три сцены, и выступление на неглавной сцене не дает для продвижения вообще ничего. Опять-таки проверено на множестве примеров.
Наконец, самые яркие на общем фоне участники "Cardio Beat" получили самый осмысленный приз – годовой запас виски.
Кажется, им повезло больше всех.

23.12.2014, Антон ЧЕРНИН (ЗВУКИ РУ)

МУМИЙ ТРОЛЛЬ - свежие публикации:

Сайт: www.mumiytroll.com

МУМИЙ ТРОЛЛЬ

Although some may take this as an exaggeration, it always seemed to me that there was something more complex about Mummy Troll and Ilya Lagutenko than what appeared on the surface of his songs. It's...

Дата образования:

16 октября 1983

Подробности из жизни:

Although some may take this as an exaggeration, it always seemed to me that there was something more complex about Mummy Troll and Ilya Lagutenko than what appeared on the surface of his songs. It's not that he has a particularly exciting biography, however, nor does the group really stray far beyond the standards of Russian pop. But if you listen closely to the lyrics, you realize there has to be some sort of reason, or at least justification for either their esoteric showiness, or imaginative eccentricity (depending on your point of view). You just don't know where to look for that justification. When I found out that by the time he reached the status he knows today, Lagutenko had already obtained a diploma in African and Eastern Studies from the Far East State Universtiy in Vladivostok, and had lived in China for a while (which I'm sure did wonders to his lexicon and his concept of vocabulary), I was able to place an origin to some of the wildest imagery in his songs. Not that…

Далее... →