В культурном центре "ДОМ" нередко выступают интересные пианисты-импровизаторы: Ховард Вийк (Håvard Wiik), Мэтью Шипп (Matthew Shipp), Сатоко Фудзи (Satoko Fujii), Агусти Фернандеc (Agustí Fernández). Американо-германский пианист Семён Набатов (Simon Nabatov) удачно вписывается в этот ряд.
Семён Набатов родился в Москве в 1959 году. Учился в московской консерватории, но обучение не закончил: в 1979-м, незадолго до Афганской войны, эмигрировал с семьёй в США, где продолжил классическое музыкальное образованием в престижной Джульярдской школе. Далее – переселился в Германию. Во время обучения в Нью-Йорке сделал выбор в пользу джаза и со временем совсем отошёл от классической музыки. Впрочем, отсылки к классике можно обнаружить на сольном альбоме Набатова "Shall We Dance?" (1999), на котором музыкант, помимо всего прочего, переосмысливает музыку Баха, Шопена, Брамса и Прокофьева. Кроме того, в число его любимых пианистов наряду с Артом Тэйтумом (Art Tatum) входит и Святослав Рихтер.
Набатов – пианист, играющий в небольших составах (соло, дуэт, трио). Иногда его составы расширяются до квартета, квинтета или октета. Из дуэтов можно отметить дуэт с выдающимся барабанщиком Ханом Беннинком (Han Bennink) и дуэт с тромбонистом Нильсом Вограмом (Nils Wogram). К слову, с барабанщиками Набатову особенно повезло: помимо Беннинка он играл с покойным Полом Мотяном (Paul Motian). Из других его партнёров можно выделить контрабасиста Марка Дрессера (Mark Dresser) и скрипача Марка Фельдмана (Mark Feldman), участника Masada String Trio и Bar Kokhba. Из альбомов можно отметить двухдисковый фри-джазовый "The Master And Margarita" 2001 года (вслушайтесь, к примеру, в портрет Мастера). К русской культуре отсылают и другие альбомы пианиста: "Nature Morte" (2001) – к стихотворению Иосифа Бродского "Натюрморт" (1971), "A Few Incidences" (2005) – к текстам Даниила Хармса (у последнего альбома к тому же весьма любопытная обложка).
Интересно сравнивать оригинальный текст Бродского с музыкой Набатова и компании (альбом записан в составе квартета). "Nature Morte" состоит из 10 частей – по числу частей стихотворения. Взять хотя бы первые части стихотворения и альбома. Поначалу кажется, что музыка соответствует стихотворению. Первая часть альбома начинается с духовых инструментов, со слабых движений воздуха, со звуков, находящихся на грани возникновения музыки. Всё это вполне соответствует приглушённому тёмному началу стихотворения: "Вещи и люди нас / окружают. И те, / и эти терзают глаз. / Лучше жить в темноте". Далее начинается фри-джазовый кавардак, похожий больше на произведения Хармса: слабые движения переходят в крики, вопли и круговерть звуков, в которой что-то тужится, корчится и ноет.
Помимо необычного переосмысления Бродского Набатов переосмысливал и любимую им бразильскую музыку. Всё это можно услышать на диске "Piano Works V: Around Brazil" (2006), на котором присутствуют сочинения таких значительных бразильских музыкантов, как Антониу Карлус Жобим (Antônio Carlos Jobim) и Каэтану Велозу (Caetano Veloso). В общем, Набатов пианист разносторонний и умеющий удивлять. Как писал Даниил Хармс: "Но музыкант идет опять и пальцами танцует".
Семён Набатов
Москва, КЦ "ДОМ"
17 сентября, 20:00
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)