"Нет в мире совершенства", - говорил Лис, герой сказки Сент-Экзюпери. Но есть события, прекрасные в своем несовершенстве. Случаются в лайнапе большого фестиваля концерты, на которые приходишь, ожидая большого события - а концерт проходит... как-то буднично. Он не становится событием в череде других легендарных сетов. И вот тут-то сразу стоит вспомнить, что концерты MJF - это знаковые концерты. Пусть не для тебя, но для музыканта они станут важнейшей вехой в его карьере. По их записям выпускают альбомы и фильмы, о них рассказывают как о событиях, определивших путь развития артиста. Здесь отдают долги и собирают заслуженный урожай аплодисментов. И тут самое время поговорить о том, как может быть выражена память.
14 июля: Доктор едет, едет
Свое шестое выступление на сцене Montreux Jazz Festival нью-орлеанский маг Dr John посвятил памяти двух близких его сердцу людей: основателя MJF Клода Нобса (Claude Nobs) и своего учителя и согражданина - Луи Армстронга ( Louis Armstrong).
Программа, которую Доктор демонстрировал в Stravinsky Hall, называется "Ske-Dat-De-Dat...The Spirit of Satch", она вся - один большой трибьют Армстронгу. Альбом, который будет выпущен в этом августе, включает в себя 13 номеров из разных периодов карьеры Армстронга и все - в оригинальных (зачастую - абсолютно неузнаваемых) аранжировках; в его записи, помимо Доктора Джона, принимали участие Бонни Райт (Bonnie Raitt) на “I've Got the World on a String" McCrary Sisters на "Nobody Knows the Trouble I've Seen" Энтони Гамильтон (Anthony Hamilton) на "Sometimes I Feel Like a Motherless Child", Шемекия Коупленд (Shemekia Copeland) на "Sweet Hunk O' Trash" и еще множество музыкантов из Нью-Орлеана и Алабамы. Проект задуман масштабный и серьезный, как это часто бывает с Армстронгом и его трибьютами.
Но не будем забывать, что перед нами - не лишенный самоиронии чувак, который до сих пор увлекается вуду и расхаживает в костюмах мортального карнавала Марди-Гра! Доктор, которому в последние годы здоровье не позволяет широко концертировать, вышел на сцену в фирменной шляпе, с косой, с двумя тростями, задрапированными под церемониальные скипетры; на рояль он водрузил черепушку, начал сет - с шикарной раскатистой версии "What a Wonderful World". И вдруг стало ясно, что не будет никакого пафоса и никакого юбилея - будет классный сейшен, встреча друзей, чумовой брасс-карнавал.
В этот раз добрый Доктор притащил с собой на сцену, кажется, половину Нью-Орлеана - биг-бэнд Rebennack под руководством сумасшедше прекрасной тромбонистки Сары Морроу (Sarah Marrow). Кстати, вообще идея ставить в духовую секцию одну, лучше двух женщин - очень правильная: сексуальная тромбонистка Тини Томсен (Tini Thomsen) зажигала на сцене за весь оркестр. Втроем они - Тини, Сара и барабанщик Реджи Джексон (Regiie Jackson) - укатали зал до полного изнеможения. А Доктор тем временем общался с залом в духе доброго дядюшки, проговаривая свои притчи-рассказки тоном Бориса Гребенщикова (когда БГ постареет на десяток лет - хороший из него получится адепт культа).
Одним из самых крутых номеров вечера стали “Wrap Your Troubles in Dreams” и протяжный, распевный госпел “Amazing Grace”, который продвинул слушателя дальше по временной шкале - до невероятно депрессивного спиричуэлса "“Sometimes I Feel Like a Motherless Child” - и далее, до знаменитого регтайма, “When the Saints Go Marching In”, который трагически погиб и был погребен под похоронный марш. А далее роскошный блюз “St. Jame’s Infirmary” - словом, нью-орлеанской классики в этот вечер было более чем достаточно. Но были и собственные вещи Доктора - чего стоит спетая под тромбон "Do You Call That a Buddy?".
Dr. John - любопытный музыкальный феномен: классику он беспечно адаптирует под собственную манеру игры и текущее настроение, а собственные вещи готов перелицовывать бесконечно. И когда в конце финальной вещи "Sweet Confusion” (“If I don’t do it, somebody else will”) прозвучала цитата из Гершвина “Slaughter on Tenth Avenue” - она прозвучала уместно и непошло.
А потом Доктор встал, взял свои трости-костыли и тяжело ушел за сцену.
И в зале, который только что ходил на ушах, стало вдруг как-то пусто.
Про следующий концерт рассказывает Света Примакова:
- Чтобы рассказать про концерт Ману Каше (Manu Catche) и его ансамбля, достаточно вспомнить анекдот про цирк. Немного пеферазируя: клавишник большой молодец, басист был прекрасен, саксофонист выше всяких похвал, сам барабанщик звезда, а общее ощущение... Все же помнят этот анекдот?
Зал Montreux Jazz Cafe еще два года назад был подсобным помещением под Sttravinsky и Miles Davis Hall. Отдельная площадка для сугубо джаза однозначно была нужна. Ее и соорудили. Получился вытянутый зал на 350 посадочных мест со столиками на четверых и потолком 2,5 метра. Первый минус и самый большой минус этого вагона-ресторана - дальше второго столика напрочь теряется контакт с исполнителем. Кажется, что звук и эмоции задерживаются около первого ряда и дальше просто не идут. Во время выступления музыканты все время жестами общались со звукорежиссером, из чего можно сделать вывод, что и им тоже было играть так себе. При всем уважении к составу Ману, показалось, что группа не сыгранна. Басист в какой-то момент начал петь и показывать фокусы в духе Мартины Топли Бёрд. Он "собрал" песню, закольцевав звуки при помощи бэк-сэмплера. Долгие паузы между песнями, неубедительные "игры в джаз" между музыкантами - они как будто сами удивлялись, что у них что-то получается. А до нашего 44-ого столика энергия просто не дошла.
До Ману выступал талантливый и наверняка очень перспективный пианист Джерри Леонид (Jerry Leonide) - победитель прошлогоднего Montreux Piano Competition. Благодаря фонду Montreux Jazz Foundation в августе у Джерри выходит сольный альбом. Очень скромный молодой человек, играл и говорил вполголоса - этим и запомнился. А вот его выступление в давешнем финале, помнится, нас поразило.
Кстати, раз уж мы заговорили о победителях, - необходимо поздравить канадца Алекса Гудмана (Alex Goodman), который выиграл главный приз в конкурсе гитаристов, а также приз зрительских симпатий в Montreux Jazz Festival International Guitar Competition.
Гудман, закончивший недавно университет в Торонто, выступает в составе именного трио, и считается, несмотря на его 20 с хвостиком лет, очень востребованным гитаристом и автором. Он уже выпустил 4 альбома, последний из которых, "Bridges", был номинирован на Juno Award. Принимая поздравления от жюри, Гудман сказал, что успех работы музыканта, с его точки зрения, складывается из "тяжелой работы, отречения и страсти" - лишь в этом случае может получиться действительно хорошая музыка. И с ним нельзя не согласиться.
15 июля: дорогой Леонид Ильич
Честное слово: сколько раз вижу Ван Моррисона (Van Morrison), столько раз поражаюсь - почему смешной хиппи с бакенбардами превратился в какой-то момент в члена Политбюро в шляпе и костюме на 2 размера больше, почему перестал танцевать и упрятал глаза за очками? Можно было бы предположить, что это наступление старости, но таким он был и 10, и 15 лет назад. Что-то слишком быстро он стремится постареть, хотя, между прочим, моложе Доктора Джона на 5 лет (тому 73).
Впрочем, начало сета было вполне воодушевляющим - сам Ван взял большой сакс и довольно стройно исполнил intro, которое переросло в . У Ван Моррисона - тоже духовая секция и бэк-вокалистки, но все куда скромнее, не такое "сочное", приглушенное.
Костяк программы музыканта - знаменитые фолк-баллады, и начал он как раз с одной из них - "Open the Door". Но потом так же ровно, на одной интонации, сыграл и "Back on Top", и "So Quiet In Here". Тишина, спокойствие, ровные, мурлычащие интонации - даже Рэю Чарльзу не повезло: его кавер "засушили" так, что и соло Пола Морана (Paul Moran) на трубе не спасло. "No one needs me", - поет Моррисон, и ему сразу веришь.
Так и протекли полтора часа под губную гармошку да блюзы - оживился маэстро лишь на быстром блюзе "Help Me" (Sonny Boy Williamson). Но тут и концерт кончился.
Зато обаятельная толстушка Мэвис Стэплс (Mavis Staples) при поддержке практически такого же духового состава и с младшей сестричкой на бэках быстренько отыграла все назад. Эта энергичная тетка исполняет госпел и ритм-н-блюз, но еще она - политическая активистка и практически социалистка, так что когда со сцены начинает звучать бодрый левый марш родом из 60-х - не очень-то удивляешься. А ее песенка "Respect Yourself" понравится всем, кто обладает активной жизненной позицией.
Отношения Мэвис с Богом и Сатаной - это такой предмет для дискуссии и источник вдохновения: эта вечная дихотомия - в ее блюзе "Why Am I Treated So Bad" и в песне "I'll Take You There", которую Мэвис исполняла еще в составе The Staple Singers - всюду эта неразлучная пара,и в какой-то момент зал Стравинского превращается в протестантскую церковь, где все прихожане молятся каждый своему. И гитарист, играющий слайдом, настроению не помеха.
А в Montreux Jazz Lab к нашему появлению заканчивала свой сет чудесная барышня Lykke Li - много электроники, много протяжных нот и криков "камон!".
Финал вечера оказался еще веселее - нас занесло в The Studio на House Madness, и вот тут-то можно было бы многое рассказать о том, в какое буйное и неуправляемое животное способен превратиться журналист, когда со сцены несется веселый сволочной электропоп.
16 июля: Великий Слепой
Этот день полностью занял концерт Стиви Уандера (Stevie Wander) - билеты на него были проданы за рекордные 6 минут, журналистов почти не пускали (нас #внезапно пустили), у входа рыдали, спрашивая билетик, какие-то тетушки,- в общем, трэш и Содом. Наряду с Реем Чарльзом, Стиви Уандер является самым известным и популярным слепым музыкантом в мире, у него вокальный диапазон в 4 октавы и 22 "Грэмми", так что ажиотаж неудивителен.
Но самое главное, пожалуй, - в том, что этот концерт - несбывшаяся мечта Клода Нобса, переговоры о нем велись давно, а состоялся он только после смерти отца-основателя.
Концерт должен был начаться в 20.30, мы благоразумно пришли с небольшим опозданием... и провели в ужасающей давке полтора часа, ожидая звезду лейбла Motown. Появление Стиви предварял краткий дружественный визит мэтра Куинси Джонса (Quincy Jones), предложившего залу почтить память Клода Нобса минутой молчания - и вот тут-то можно было бы и задержаться на полчасика, потому что после теплейшего представления нам пришлось переминаться с ноги на ногу еще долго.
Мы все же решили дождаться звездного сета, и получили... сеанс хорового пения. С первой же вещи, кавера на Марвина Гэя "How Sweet It Is", Стиви ясно показал, чего хочет от зала: по пять-десять раз пропевать за ним строчки рефрена каждой композиции. При этом с одинаковым энтузиазмом зал подхватывал и регги "Master Blaster", и фанковую "Higher Ground",- или, к примеру, включился в чествование Куинси Джонса долгим запевом "We love you, Quincy, love you, Quincy!".
Залу, кажется, вообще все равно, что петь, - лишь бы этот негр с косичками и молодым тенором продолжал играть: хорошо идут что Beatles, что Майкл Джексон. Поэтому в сет была искусно вплетена нескончаемая импровизация на основе "Killer Joe", "Billy Jean" и "Rock with You" - с кучей сольных партий, губной гармошкой и множественными рефренами, исполняемыми уже даже не Стиви, а его четырьмя шикарными бэк-вокалистками.
Исполняя "Living for the City" про бедного парня-негра с Миссисипи, который подвергается расистским нападкам и вступает в ссору с наркодилерами, Стиви заметил: "Как бы я хотел никогда не написать такую песню, как эта. Но я должен был это сделать, поскольку в этой песне - правда. Наш мир полон предубеждений". После чего, разумеется, предложил исполнить ее припев хором.
На закуску мы получили еще и "Ebony and Ivory", а потом - закономерную "I Just Called To Say I Love You" в сплите с битловским хитом "Day Tripper", и зал окончательно растаял... А нам стало окончательно ясно, что как музыкант Стиви продолжает жить в своих уютных 70-х, и его хлеб - ностальгия. Что, в общем-то, не так и плохо, - при условии, что вам память о прошлом интереснее настоящего.
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)