PSYCHIC TV  "Творческий человек все равно что нейрохирург или священник"

Дженезис Пи-Орридж о миссии художника, изменении ДНК и нулях и единицах цифрового века.

30 мая в Москве состоится концерт Psychic TV. Да что там состоится – приключится, принимая во внимание не нуждающуюся в представлении личность основателя группы, Дженезиса Брейера Пи-Орриджа (Genesis Breyer P-Orridge). Ему доводилось быть и акционистом-самоистязателем в духе венской школы, и подвижником собственного религиозного ордена, нес он индустриальную ненависть и психоделическую любовь, созидал и разрушал – в общем, «зажигал как мог». Последняя трансформация как никогда радикально коснулась не только его духа, но и тела. Для одних обратив Пи-Орриджа в ходячую пародию на self-maid man загнивающего века и исчадие постмодернизма, для других укрепив в качестве гуру нью-эйджа. Звуки не могли упустить возможности поговорить с Дженезисом в преддверии многообещающего концерта.

Звуки: С какой программой вы собираетесь выступать в Москве, чего нам следует ждать?
Пи-Орридж: В общих чертах Psychic TV остаются неизменными последние несколько лет. Но одновременно с тем, сейчас мы возвращаемся к психоделике 60 -70-х, используем нестандартные инструменты, вроде тех, с которыми экспериментировал Сид Барретт (Syd Barrett). Но звучание гораздо более тяжелое и «зрелое». И тексты песен – настоящие философские поэмы. Для меня это гораздо больше, чем музыка. Именно о таком звучании я смутно мечтал еще 1967-м, когда мы делали первую запись, а может даже еще раньше, когда был подростком – наконец, его удалось воплотить. Впервые удалось достичь именно того, что я слышу в своей голове постоянно.

Звуки: Выходит, вы не так уж изменились за все эти годы?
Пи-Орридж: Не думаю, что в мои нынешние 64 года в принципе можно открыть что-то принципиально новое, что тебя полностью обновит. В какой-то момент ты неизбежно останавливаешься. За всю свою карьеру я выпустил не меньше 400 альбомов. Все сложнее сохранять интерес. Но нам это удается. Прошлой ночью мы делали бонус-запись для нового альбома. Работая над чем-то, мы никогда не думаем о ком-то еще, мы играем для себя, просто получаем удовольствие от музыки. Я люблю импровизацию, когда есть только основная идея, а все остальное создается на ходу, и всегда остается место для сюрпризов. И в студии все происходит так же драйвово и непредсказуемо, как и на сцене. Как знать, возможно в Москве мы будет играть два часа или даже дольше. Еще на концерте как всегда будет видео и световое шоу.

Звуки: Вы стерли для себя границу между искусством и жизнью. Значит ли для вас что-то понятие профессионализма? Стараетесь ли добиться идеального звучания?
Пи-Орридж: Не знаю, что вы подразумеваете под словом профессионализм. Ничто не совершенно. Однако, совершенствуется. Это происходит в процессе любого творчества – будь это музыка, или одежда, поэзия или проза, или обычный разговор. И жизнь должна быть такой же. Это и объединяет для меня жизнь и искусство – и то и другое направлено на достижение мудрости, умения не судить людей, не возлагать на них надежд раньше времени, а позволять им быть такими, какие они есть на самом деле. Цель в достижении некоего «инсайта», а также создании повествования твоей жизни. Своей жизнью мы воспроизводим часть вечной борьбы человечества за то, чтобы стать моральным. Совершенствование человека – единственная цель всего. Улучшать уже существующее, искать новые стратегии. А главное – не бояться перемен и не бояться думать иначе, чем другие. Получать навыки, которые позволят тебе изменить себя, посредством искусства и музыки помочь меняться другим. Только для этого следует совершенствовать «мастерство». Искусство и жизнь соединяются на духовном уровне. Необходимо быть творческим человеком каждый день. Для меня это все равно что быть нейрохирургом или же священником. Ведь то, что ты изучил и открыл сам, необходимо возвращать миру – это может быть полезно и другим людям. Кроме того, это позволяет тебе чувствовать себя чуть менее одиноким. У меня есть какие-то качества и навыки, которых достаточно для того, чтобы донести людям свои идеи. Это единственный стимул совершенствоваться, искать новые стратегии. Важно привести твое поведение в соответствие с твоей философией, ну и не переставать задаваться вопросами – что такое жизнь, бытие, зачем мы здесь, действительно ли мы существуем или только видим сны, или же являемся фрагментом чьего-то сна? Эти вопросы должны учитываться в любой форме творческого выражения.

Звуки: Вы мистик?
Пи-Орридж: К сожалению, за последние три или четыре сотни лет духовные идеи и мистицизм стали менее важны и больше не являются неотъемлемой частью мира творчества и человеческой коммуникации. А в таких обстоятельствах творчество становится грехом. Массовая культура основана на эксплуатации и потреблении. Тем более важно задаваться вопросом – что я хочу сказать миру? Какова моя история? И всеми силами защищать свою личную историю, понимая, что ты не обязан вести себя заурядно. Общество движется по ложному пути. А я хочу сохранять храбрость всю жизнь. Я верю, что в этом моя история. Каждому человеку необходимо писать историю своей собственной жизни. Быть ее рассказчиком. Это частный долг каждого перед самим собой. И, конечно же, обсуждать эту историю с другими, делиться идеями.

Звуки: В начале беседы вы констатировали, что не так уж сильно изменились со времен детства и молодости, и одновременно с тем, вы как заклинание повторяете, что необходимо меняться. Но так же можно сказать и о человеке вообще: с одной стороны, он мало изменился по своей сути со времен Адама, с другой – человек 21 века отличается от человека, жившего в 18 веке. В конце концов, существует такое понятие, как «современный человек» и это не просто фигура речи. И тем не менее – возможно ли изменить человека фундаментально?
Пи-Орридж: Хочется надеяться. Самое трудное для любого человеческого существа – изменить свое поведение и привычки. Одна из стратегий – cut-up или метод нарезок Берроуза. Постоянное изменение порядка вещей. Их неожиданная, нелогичная перестановка. Так же как Берроуз и Гайсин работали с видео и текстами, можно работать с чем угодно, с самой жизнью. Изменение должно быть постоянным и последовательно линейным. И начинается с того, что нам уже дано, с врожденных привычек – они должны быть изменены. Это действует с музыкой, литературой – и точно так же с человеческим телом. И это может выражаться в совершенствовании своей кожи, в самоукрашательстве, или в изменении ДНК. От рождения мы запрограммированы нашей семьей, нашими родителями и образованием. Да еще прессинг общества и популярной культуры…. Но твои личные изменения не должны привести к одиночеству и изоляции.

Звуки: Вы постоянно повторяете, что изменение ДНК – необходимый шаг в корреляции поведения людей, дабы человечество прекратило саморазрушение. Но будут ли эти генетически сгенерированные создания все еще людьми? Не грозит ли это утратой именно человеческого, того, что является его нормой?
Пи-Орридж: Альтернативная гипотеза – все есть только математическая теория, а в действительности ничего не существует, все это только грязь… И тогда можно представить, что когда-нибудь в каком-нибудь другом мире будет электрический Бог, программа…. Что такое ДНК? Это запись не только меня, моей жизни, моего пола, но всей моей семьи, всей родословной через кровь. Но сегодня ты не обязан учитывать, принимать свое ДНК как данность. Ты можешь сказать «нет» и сказать, что хочешь иметь другой пол или не иметь его вовсе. Хочешь другой цвет кожи или рога… Я бы ничего не хотел отменить в своей жизни, не хотел бы вернуться и остаться «нормальным». Какое-то время было сложно, но затем мы с Леди Джей (Lady Jaye Breyer P-Orridge) приняли решение – меняться несмотря ни на что. Нашлось множество людей, которые нас поддержали – и среди фанатов, и среди друзей, и даже среди тех, которых я не знал прежде. Так мне позвонили и предложили сделать ряд видео для цикла лекций. И я занялся этим, и это был очень интересный опыт. А ведь если бы не все те изменения, которые я претерпел, этого бы никогда не произошло. Люди всегда боятся – что случится катастрофа, если они что-то радикальное сделают. Они думают – а что если те, кого я люблю, покинут меня? А вдруг я попаду в тюрьму? Но если ты действительно хочешь измениться, то должен быть готов к рискам. И даже если произошла большая потеря, трагедия, нужно уметь увидеть, чему бы это могло тебя научить… Так, хотя Леди Джейн физически больше не с нами, она сейчас даже больше, чем прежде присутствует в моих песнях и поэмах, так что, к иронии, теперь люди лучше ее знают именно из-за ее смерти. За последней историей всегда начинается следующая, другое приключение сразу за тобой.

Звуки: Иногда вы восхваляете прогресс, говорите, что технические достижения столь значительны, что человек, с его устарелостью, оказывается едва ли не худшей частью современности. В то же время, вы ненавидите такие конкретные и бытовые достижения прогресса, как виртуальные сети, цифровые технологии…
Пи-Орридж: Для примера, чтобы найти книгу Уильяма Берроуза в 1965 нам пришлось путешествовать автостопом в Лондон из Манчестера. Мы встречали множество людей, которые кормили нас, пускали переночевать. Мы спали на крыльце чьего-то дома два дня. И черти сколько бродили по всему городу, пока наконец не нашли «Голый завтрак» в порномагазине. Затем точно так же стали возвращаться домой, встречая множество людей. Сегодня же ты заходишь на amazon – клик – и у тебя есть книга. Но это огромная потеря опыта, впечатлений. Неожиданных, непредсказуемых знакомств с людьми, которых иначе бы никогда не узнал… Даже «устарелость» не исключительно плоха. Наша любовь к так называемым примитивным культурам очевидна хотя бы по нашему документальному фильму о культе Вуду, снятому в Западной Африке, Бенине. Это старейшая религиозная система взглядов, сохраняющаяся и сегодня. Она основана на попытке сохранения баланса с природой. Настолько, чтобы не оставлять следов, ходя по лесу. А главное на вере в нечто большее, чем достижения человека. Это вера в нечто мистическое, с чем мы даже можем иногда взаимодействовать с помощью церемоний и ритуалов. Сегодня утрачен смысл и понимание большинства ритуалов, утрачено чувство плоти и крови, все повторяется, но без настоящего анализа и понимания истории. Все заменили нули и единицы. Ноль и единица не документируют настоящей реальности с моей точки зрения. Они только отделяют людей от проживания настоящего чувственного опыта. Отправиться в порношоп на поиски книги битника или просто нажать кнопку – какая потеря эмоции, прожитых дней. Точно так же в музыке – документ, воспроизводящий то что было сыграно – совсем не то же, что живой звук. И дело не в самом звучании, а в обстановке, атмосфере. Толпа аплодирующих людей, запах пива, сигарет, невероятно громкая речь, которая тебя раздражает, танцующие вместе незнакомые прежде люди. Сексуальная энергия, которая может быть сгенерирована парой сотен человек, имеющих более-менее общую философию, или верования. Это не передаст даже фильм в 3D формате. Потому что это только нули и единицы. Поэтому мы так против интернета, который лишает такое множество молодых людей возможности от настоящего физического, эмоционального и духовного опыта. Это опасно. Сегодня часто можно увидеть, как люди идут в ресторан – человек шесть, может отпраздновать чей-то день рождения. Они садятся за стол, как будто за совместную трапезу, но все что они делают, это погружаются в телефоны и что-то пишут. Но живой разговор – огромный опыт, возможность найти новые стратегии, новые интерпретации жизни. Очень многое утеряно для цифрового мира, многое недоступно.

Звуки:: Как вы не раз говорили, вы против социума, основанного на борьбе за власть. Ибо это примитивный инстинкт, идущий из архаических времен. Как вы видите связь между любовью и борьбой за власть?
Пи-Орридж: Мы думаем, любовь – это наиболее сложная и универсальная энергия вроде света или радиоволны, так же как объединение сознаний. Любовь – это чистейшая форма в наших верованиях вернуться к божественному состоянию. Бог должен быть и мужчиной и женщиной. Это все вне материальный уровень. История Бога – это разрыв единства бытия. Любовь – эта единственная сила на земле, которая ведет нас через подсознание, через трансцендентное к современности. Лейбл, на котором мы записались, назывался «Записи злой любви». Мы злы на лицемерие, насилие, алчность, убожество и людей, которые удерживаю то, чем следует поделиться. Мы чувствуем, что должны рассматривать человеческий вид как один организм. Ты отпускаешь свою индивидуальность, убиваешь свое эго, чтобы стать частью новой, третьей формы жизни. Вот почему – Мы.

PTV & XIU XIU
Москва, клуб P!pl
30 мая 20:00

Санкт-Петербург, клуб "Зал ожидания"
1 июня

16.05.2014, Злата АДАШЕВСКАЯ (ЗВУКИ РУ)

PSYCHIC TV - свежие публикации: