"Я довольно скучный тип", - смеется в трубку барабанщик Korn Рэй Лузье (Ray Luzier), - "я живу музыкой 24 часа в сутки, 7 дней в неделю". Неудивительно, что я оторвал его от ударной установки, чтобы начать интервью - Рэй как раз записывал партии барабанов, причем не для своей основной группы, а для трио KXM, в котором он играет с Джорджем Линчем и Дагом Пинником. Попутно он признается, что кроме Korn у него пять других проектов. "Нет, вы не подумайте, я семейный человек, у меня есть прекрасная невеста, мы ходим в кино и просто тусуемся". Звучит неубедительно, но проехали, ведь мы собирались говорить о его приходе в Korn и грядущем совместным туром с Soulfly по России.
Звуки: Давайте начнем с самых азов. Вы помните, когда первый раз услышали Korn?
Рэй Лузье: Да, помню! Я в то время был преподавателем в Musicians Institute [колледж современной музыки в Калифорнии, где Лузье сперва учился сам - прим. Звуков], и одним из занятий был семинар по хэви-металу, куда его ведущий принес "Smells Like Teen Spirit" Nirvana и "Blind" Korn. И когда я только услышал вступительный рифф в "Blind", меня просто вынесло. А это было самое начало, год 93-й или 94-й. Вокал Джонатана, звук бас-гитары - все это было настолько мощно, что я понял: эта группа сделает что-то большое, они быстро пойдут в гору.
Звуки: А вы же изначально классический рок-ударник, если не ошибаюсь?
Рэй: Я всего понемногу играл, я много лет был сессионщиком. Играл в хэви-металлических группах, записывался на альбомах Shrapnel Records [лейбл, который прославили техничные гитаристы вроде Тони МакАлпайна - прим. Звуков] с кучей гитаристов-запильщиков. Это были мои первые университеты. Я играл все, от фанка до рока и трэша. В 1994 года исколесил страну с Джейком И. Ли (Jake E. Lee), который записывался с Оззи Осборном (Ozzy Osbourne). Потом вписался к Дэвиду Ли Роту (David Lee Roth), а он довольно прогрессивный человек, с ним играла прорва умопомрачительно хороших гитаристов и басистов. Еще стоит упомянуть Роберта и Дина ДиЛео (Robert DeLeo, Dean DeLeo) из Stone Temple Pilots и Ричарда [Патрика] из Filter - с ними мы собрали Army of Anyone. И вот теперь Korn, я уже седьмой год в группе, и это совершенно новая история для меня - быть в одной группе столько лет. Но никаких проблем, все окей.
Звуки: Как происходит работа в Korn, как строятся отношения в команде? Песни рождаются с нуля из студийных джемов или кто-то обычно приносит черновики?
Рэй: По-разному. Первый сингл с "The Paradigm Shift", "Never Never" Джонатан вообще писал для себя, сам программировал драм-машину, сам писал гитары и клавишные, а потом вступили мы и сделали из нее песню Korn. Несколько базовых риффов для песен, вроде "Love & Meth", принес Брайан Уэлч (Brian "Head" Welch), и можно сказать, что они уже тогда были написаны, хотя мы кое-что кое-где поменяли. А часть песен появилась "с нуля", с джемов в студии. Это "Mass Hysteria", например, и "Prey for Me". Собрались в одной комнате и наиграли.
Записывать "The Paradigm Shift" было круто, Брайан только вернулся в группу, и с тех пор в ней четыре оригинальных участника и я. Буквально две недели прошло, и он уехал играть концерты с Love and Death, а мы поехали на гастроли как Korn. Три недели спустя мы вернулись и засели в студии еще на две недели. Послушали то, что успели записать, отделили удачные вещи от неудачных... Не было никакой спешки, вот что мне нравится в "The Paradigm Shift".
Звуки: Насколько возвращение Брайана изменило повестку дня в группе?
Рэй: Многое изменилось. Его не было в Korn почти с тех пор, как я пришел в Korn. Многое в группе перевернулось, в хорошем смысле слова. Понимаете, у каждого гитариста в группе есть свой узнаваемый почерк. Никто в мире не играет так, как играет каждый из этих парней. И это единственное, что беспокоило меня, когда я присоединился к Korn. Я всегда буду "новым парнем", они-то играют вместе 20 лет, а я всего семь. Но с этим ничего не сделаешь. У Journey новый вокалист, у Alice In Chains тоже, группы меняются, нужно принять это и двигаться дальше.
Когда вернулся Брайан, атмосфера изменилась. Брайан и Манки начали снова перешучиваться, и не было ни одного неловкого момента. Только смех, только хорошее настроение. Я думаю, что на альбоме это можно услышать. Мы, конечно, немножко нервничали первое время, никто не знал, чем все может обернуться. Но у нас получилось! Мы записываем вместе альбомы, выходим на сцену и, в общем, здорово проводим время.
Звуки: Причем вы пришли в Korn в интересное время, когда она начала превращаться во что-то новое. Из команды парней из Бейкерсфилда в группу, мыслящую концептуальными альбомами. Как происходила эта эволюция?
Рэй: Моей первой записью с Korn была "Kidnap the Sandy Claws" из саундтрека к "Кошмару перед Рождеством". Мне понравился заход: нам нужно было переделать классическую песню из фильма в металл. И я горжусь тем, что у нас получилось. Джонатан поет за пять разных персонажей. Когда мы сели записывать "Korn III: Remember Who You Are" с первым продюсером Korn Россом Робинсоном (Ross Robinson), он сказал, что мы должны вернуться к олдскулу. Никакого клик-трека [устройство, позволяющее ударнику держать ритм, что-то вроде метронома - прим. Звуков], 2-дюймовая пленка, пишем песню и тут же ее записываем. Никакого плана, никакого пре-продакшна. И этот альбом получился очень сырым и грубым. А потом Джонатан подсел на дабстеп и пришел с идеей пригласить дабстеповых продюсеров. Он где-то год все планировал, и мы сказали ему: "Мужик, выйдет отличный сайд-проект". А он ответил: "Нет, я хочу, чтобы это был Korn". Мне нравится, что мы все время меняемся, ставим себе новую задачу. У AС/DC и Iron Maiden каждый новый альбом похож на предыдущий, и это окей, фанатам это нравится. А мы не боимся рисковать. Ну да, ты разозлишь и распугаешь часть фэнов, зато есть шанс, что придут новые. Такова жизнь, что поделать? Мне как барабанщику нравятся вызовы: на последнем альбом ударные были запрограммированы по большей части, а живьем я все это играю сам. Это же весело, ты играешь "Here to Stay" и "Freak On a Leash", а потом - "Get Up!" и "Narcissistic Cannibal".
Звуки: У Korn еще не было таких длинных туров по России. И плюс с вами едут Soulfly. Чего вы сами ждете от подобного предприятия?
Рэй: Мы в нетерпении. Мы были в Санкт-Петербурге и Москве, но до настоящей глубинки не доезжали еще. Наши друзья из Rammstein постоянно играют там, а у нас с ними один и тот же тур-менеджмент. Кристоф [Шнайдер], ударник, рассказывал нам, как это круто, играть в разных областях России, где тебя встречают восторженные фанаты, и это интригует.
Звуки: А если брать летние фестивали - у вас есть какие-то личные фавориты?
Рэй: Мы только что вернулись из австралийского Soundwave, и он был отличный: 75 групп на 14 сценах, безумие какое-то! Перевидали кучу друзей. Что еще? На Rock Am Ring в Германии всегда здорово, на Donington Festival в Британии. Много фестивалей, на которых весело выступать, но лично я больше люблю маленькие площадки. Все прямо перед тобой, отступать некуда. Ты чувствуешь близость с теми, для кого играешь. Хотя мне и то, и другое нравится.
Российский тур Korn и Soulfly
13 мая, 20:00 - Санкт-Петербург, клуб «А2»
15 мая, 20:00 - Москва, Stadium Live
19 мая, 19:00 - Красноярск, Дворец спорта им. Ивана Ярыгина
20 мая, 19:00 - Новосибирск, ЛДС «Сибирь»
22 мая, 20:00 - Екатеринбург, КРК «Уралец»
23 мая, 19:00 - Уфа, Дворец спорта
24 мая - Нижний Новгород, стадион «Труд», концерт в рамках Next Generation Festival 2014 (также на фестивале планируется выступление группы Behemoth)
26 мая, 20:00 - Воронеж, Event-Hall
27 мая, 20:00 - Ростов-на-Дону, КСК «Экспресс»
28 мая, 20:00 - Краснодар, ТРК «Галактика»
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)