Blixa BARGELD  Театр масок

Бликса Баргельд и Тео Теардо выступили в Москве.

Вот уже 30 лет творческая деятельность Бликсы Баргельда (Blixa Bargeld) регулярно проявляется за рамками Einstürzende Neubauten. И вот уже который раз подряд он приезжает в Москву не со своей "брендовой" группой, а с сольным проектом и коллаборацией. Это почти всегда новый состав, новые инструменты, новая сцена, новые декорации, новый материал - и только имя Баргельда остается неизменным. На первый взгляд и не скажешь, что здесь солнце, что земля, и что вокруг чего вращается - то ли тот Бликса 80-ых из Западного Берлина однажды гостеприимно превратил свою студию в проходной двор, да так и не закрывает ворота, то ли сам он отправился в кругосветное путешествие. Ясно одно - пока "гигантский монстр Einstürzende Neubauten дремлет на дне океане", Баргельд посвятил себя исследованию языка и время от времени осеняет логосом все новых бессловесных повелителей музыкальной стихии.

На этот раз маэстро эксперимента оказалось по пути с итальянским мультиинструменталистом Тео Теардо (Teho Teardo). 14 марта, на площадке клуба ТеатрЪ, они представили совместный альбом "Still smiling" при поддержке московского струнного оркестра. В честь баргельдовкого дадаизма начну прямо с самого конца. И скажу, что после мероприятия отзывы зрителей поразили контрастом сломанного душа. Так палитра впечатлений от нынешнего образа Баргельда протянулась от "живой мумии" до "вулкана энергии"(честно подслушано). А что, если верны оба определения?

Действительно, обострившаяся черты Баргельда как бы застыли в фактурной маске. Архаической маске, которую вы увидели в музее неких археологический раскопок. В темноте клубного зала софиты высвечивают и обесцвечивают этот единственный выставочный объект - на сцене он как на стенде, подсвеченном миниатюрными фонариками. Но активная жизнь "экспоната" отбрасывает ассоциацию еще дальше, напоминая о музее оживших восковых фигур или театре марионеток. Баргельд жестикулирует, дирижирует, прыгает, да и маски-то меняются. Но и здесь "мертвенная" составляющая не отступает - все это движение предварено "замыслом", это лаконичная палитра выработанного языка жестов, почти не затуманенная ражем живого выступления. Возможно, это театр жестокости по Арто? Впрочем, концептуальным чертежам Баргельда никогда не хватало возможностей человеческого тела - фирменным жестом руки указывают туда, куда не могут достать, и рисуют в воздухе конструкцию невидимого здания. Не только выступления, но и сама музыка Баргельда всегда представляет некий объект в пространстве, а то и формирует само пространство. Как архитектор он - конструктивист, разбросавший по бетонному сооружению намеки, где и что вашему воображению следует достроить. Возможно, с Тео Тардо он создал одно из самых помпезных, насыщенных полифонией сооружений. И все же - это конструкция, а именно вавилонской башня из трех европейских языков, возвращенных к своему основанию.

Но вернемся к контрастам. Радикальные противоположности сосуществуют в самом проекте. "Still smiling" - это дао, которое кружится юлой, отражаясь в завороженных глазах зрителя. Пока Тео улыбчиво хранит молчание, Бликса серьезно шутит; а вот виолончелистка барабанит смычком по струнам, в то время как гитарист дудит на гитаре. И уже стала притчей история о Баргельде, который обрадовался букету цветов из зрительского зала потому, что он любит брокколи! Что-то здесь сместилось по Фрейду, нет? Разочарованное "still" и задорное "smiling" здесь диссонируют от невозможного сближения - возможно, это и позволило дадаизму взыграть с новой силой, вернув Баргельду многих давно ушедших поклонников.

18.03.2014, Злата АДАШЕВСКАЯ (ЗВУКИ РУ)

Blixa BARGELD - свежие публикации:

Blixa BARGELD

Дата рождения:

12 января 1959