ZODIAC  "Публика сейчас другая, приходят послушать концерт, а не потусоваться"

Янис Лусенс-младший о новой инкарнации группы Зодиак, Daft Punk и о том, как ему работается с Янисом Лусенсом-старшим.

Не так давно, осенью, состоялась беседа с легендарным музыкантом и композитором, Янисом Лусенсом, и вот уже на дворе зима, а вместе с ней и новая потребность поговорить. Интересная группа, интересные личности, но в прошлой беседе мы почти не коснулись её нового состава. И это дало повод продолжить разговор с командой, называемой "Зодиак". Сегодня мы побеседуем с Янисом Лусенсом-младшим, попытаемся узнать на вкус "свежую кровь Зодиака", о которой нам с восторгом рассказывал Лусенс-старший.

Звуки: Два Лусенса в очень небольшом "Зодиаке"… Скажите, Янис, вам не тесно вдвоём? Так сказать, Лусенс при Лусенсе, и разница в возрасте единственная граница, которая вас разделяет? Вы были обречены на то, чтобы стать музыкантом, или это был осознанный выбор, сделанный в сознательном возрасте?
Янис Лусенс: Большого выбора у меня тогда не было. Отец – композитор, мать-певица, понятно, что и меня направляли стать музыкантом. Пластинку "Disco Alliance" группы "Зодиак" крутил уже с 5 лет, но вряд ли думал, что и сам буду в ней участвовать.

Звуки: К слову, вы выросли в шлейфе популярности Лусенса-старшего, или он, как умный отец, до времени постарался оградить вас от её излишнего света?
Янис Лусенс: Никто меня особо не ограждал. Все время ездил на концерты, насколько это было возможно. Конечно, по возможности скорее хотелось самому принимать в них участие, поэтому пел с мамой в детских концертах.

Звуки: От Лусенса до Лусенса в Рижской Консерватории что-нибудь изменилось? Новые предметы, программы? Если я угадал, вы специализировались на композиции?
Янис Лусенс: Я учился в Лиепайском музыкальном колледже и, поверите мне или нет, у нас с отцом был один учитель теории музыки – М. Зиемелис, который сам учился в Гнесинском Институте, от него я получил очень много, даже мой отец говорил, что в музыкальной академии так много не получил, как от этого преподавателя.

Звуки: Поговорим немного о славе: к отцу она пришла сразу, достаточно неожиданно, и, в общем, вполне заслуженно. У вас она тоже есть, но с приставкой "младший", пока ещё. Разумеется, когда что-то человека сделало, это нужно ценить, однако, чем Вы собираетесь добывать свою собственную?
Янис Лусенс: В нынешнем "Зодиаке" участвую не только как басист, занимаюсь аранжировками. Приношу идеи, как сделать, чтобы звучать современнее, моднее. На новой пластинке "Зодиака" буду главным автором идей, попробую также сам сочинить отдельные отрывки.

Звуки: "Зодиак" - семейный проект. Как к вашему занятию относятся ваши женщины? Они приходят на ваши выступления, следуют за вами, или ждут дома, заботливо его обустраивая? Несколько слов о тех, кто составляет ваш тыл?
Янис Лусенс: Да, моя женщина приходит на концерты, но в то же время она у меня очень хозяйственная и заботится о том, чтобы дома было тепло.

Звуки: Нет ли у "Яниса-Второго" желания проаранжировать малоизвестные произведения отца, например, проект Нептун, или альбом "In memoriam" (1989), почти не звучащий в концертах группы? Или, скажем, электронные работы 90-х? По-вашему, почему композиции этих проектов оказались мало известны даже тем, кто знал творчество вашей группы достаточно хорошо?
Янис Лусенс: Это не был проект для России, Нептун больше был для Латвии. Альбом "Зодиака" “In memoriam” уже не был таким коммерческим. Возможно какой-то отрывок возьму и сделаю, в концертной версии у нас уже есть отрывок с этой пластинки.

Звуки: От Зодиака совсем не требовалось, чтобы он вернулся. Думаю, не ошибусь, если предположу, что его неожиданный сход с орбиты кого-то даже устроил. Возрождение группы шло на Ваших глазах, как это происходило? Скажем, откуда взялась в шоу "Зодиака" электроскрипка Зигфрида Муктупавелса, которая прежде звучала лишь в альбомах "In memoriam" и "Музыка во вселенной"?
Янис Лусенс: Зигфрид пел в "Зодиаке" вместе с моей мамой, это был уже совершенно другой "Зодиак". Скорее, это была уже совсем другая группа, которая просто позаимствовала название, оттуда все и пошло. Сам он выказал интерес участвовать в новом "Зодиаке", так мы с ним и объединились.

Звуки: Часто ли приходилось выступать до возвращения к активной деятельности в 2012-м? Напомните, пожалуйста, Янис, краткую хронологию "Зодиака" двухтысячных, и расскажите, что за концерт был у группы на каком-то фестивале?
Янис Лусенс: Концерт был на очень популярном фестивале здесь, в Латвии – Positivus. Туда едет много людей из соседних стран, не только из Латвии. Еще играли на фестивале Comfortdance. Сольный концерт в концертном зале Palladium. Это, скорее всего, три самых значительных мероприятия.

Звуки: Бытует мнение, что ветераны группы выходят на сцену в красных и зелёных штанах, я сам видел их на вашем папе и на Муктупавелсе, - кто придумал такой дресс-код?
Янис Лусенс: Сами придумали общими силами.

Звуки: Вы на хорошем уровне владеете клавишными, но при концертировании выступаете с бас-гитарой. Этому есть причина?
Янис Лусенс: Бас-гитара для меня главный инструмент, я играю еще на клавишных и на гитаре. Мне легче в студии работать при условии, что могу играть на главных инструментах. Не надо каждый раз гитариста приглашать, так как сам все могу сделать.

Звуки: В прошлом году ваш отец прикупил пару аналоговых синтезаторов 60-х годов. Как вам такое пополнение? И в это же время для группы приобретается суперсовременный и весьма непростой в использовании Radikal technologies accelerator. Какая из "игрушек" вам интереснее - цифровая или аналоговая?
Янис Лусенс: Radikal accelerator – супер-аппарат, у него свое звучание. Конечно, мне нравятся и аналоговые установки. Старые аналоговые синтезаторы сейчас трудно достать, но у меня в компьютере куплено все возможное от ARTURIA, что в моем понимании очень хорошо повторяет аналоговые синтезаторы. Я скажу больше – аналоговый + немного диджитальный.

Звуки: Скажите, Янис, проект "Зодиак" для вас единственный, или вы участвуете в параллельных проектах? Вам никогда не хотелось последовать примеру отца, и создать собственную группу?
Янис Лусенс: Сейчас в приоритете активизировать "Зодиак", впустить туда новый вкус и звук, сохранив ностальгию и мелодичную основу. Конечно, я открыт и для новых проектов.

Звуки: У вас всегда европейский звук – что, в принципе, нормально для группы из Латвии. Но в наше время на рынок выбрасывается масса подделок, иногда симметричных заявленному содержанию, чаще несимметричных. Как делается качественный продукт, и как его отличить от явного контрафакта, который изготавливается на тех же всемирно известных синтезаторах, разве что более дешёвых?
Янис Лусенс: В том все дело, что уже нельзя отличить, поэтому надо искать пути к оригинальности и найти свой звук. Это непросто сделать в наши дни.

Звуки: В группе аранжировками занимаетесь больше вы? Как вы превращаете музыку, интересную тридцать лет назад, в музыку, интересную сегодня?
Янис Лусенс: В первую очередь, я очень много слушаю той музыки. Пытаюсь сохранить максимально много от того старого – аналогового и только потом смотрю, что можно добавить и улучшить.

Звуки: А кто у вас занимается мультимедиа? Ваши концерты 2006-го года в Петербурге, которые мне посчастливилось видеть, в комплексе "Меркурий", значительно отличаются от тех "Шоу с большой буквы", что вы даёте сегодня.
Янис Лусенс: В 2006 году был еще старый состав и были только предложения где-то выступить, сейчас у нас и новый состав, и новые выступления. Конечно, это совершенно другое и отличающееся от того, что было в 2006 году. Это нельзя сравнивать.

Звуки: Не расскажете, Янис, немного о работе в студии. Во всём ли вы бываете единодушны с вашим прославленным прототипом, и что вы оба делаете, когда ваши мнения расходятся? Братья Стругацкие в таких случаях "пили водку"?
Янис Лусенс: Конечно, есть моменты, когда идеи не совпадают, тогда пробуем найти компромисс, обычно, как я говорю, так и есть, отец меня слушает.

Звуки: Какие концерты для вас сложней, - Open Air или зальные? Кстати, поделитесь вашими впечатлениями о недавнем концерте на ВВЦ и Рижском Palladium?
Янис Лусенс: Все концерты одинаково тяжелые, каждый концерт требует большой отдачи и концентрации. На ВВЦ был супер-концерт и супер-место, за спиной ракета и замечательная работа виджея. В Palladium тоже было хорошо, был удивлен, что люди стояли и слушали с большим интересом. Ощущения были очень хорошие.

Звуки: Как вас различают в команде и в семье с такими одинаковыми позывными?
Янис Лусенс: Отец – папа и я – Янис.

Звуки: Не кажется ли вам, что тенденция к деградированию синтетического звука, основанного на мелодии, зашла слишком далеко. Техно и New Age сделаны в другой логике, более доступной торопящемуся всё успеть новому веку, они на других алгоритмах и, пожалуй, ближе к информационным технологиям, чем, собственно, к музыке.
Янис Лусенс: Да, сейчас электронная музыка развивается в очень многих направлениях. И временами кажется, что от музыки и гармонии там мало что есть. Но и там есть свои нюансы и приемы, которые не каждому по рукам. Но интересно, есть что выбрать.

Звуки: На ваш взгляд, новый "Зодиак" - это надолго? А как долго вы сами собираетесь оставаться в его составе?
Янис Лусенс: Покажет время, это очень скользкий жанр, никогда нельзя сказать понравится ли это людям или нет, но надеюсь на лучшее, да и публика сейчас другая, приходят послушать концерт, а не потусоваться и выпить.

Звуки: Вы уверены, что ниша, которую помимо Лусенсов, занимают только Маруани, Жарр, да, скажем, Вангелис и ещё несколько энтузиастов, долго просуществует?
Янис Лусенс: Да, думаю определенно. Есть так много всего: house, dance, trance, dubstep и еще сотни направлений, людям все равно хочется чего-то еще. Думаю, что Daft Punk со своей новой пластинкой попали в десятку.

29.01.2014, Игорь КИСЕЛЕВ (ЗВУКИ РУ)

ZODIAC

Дата образования:

1 января 1981