Удивительную ночь с 27 на 28 октября довелось пережить неленивым любителям электронной музыки. С разницей в час на сценах Москвы состоялись два очень значимых концерта. В обставленном а ля советский ДК клубе "Тень" отыграли ностальгический сет недавно возобновившие концертную деятельность уникальные легенды советской электроники Zodiac, а в 1.30 в необозримом пространстве бизнес-центра "Нагатинский" сорвали всем крышу заслуженные, но поныне актуальные герои house, progressive, techno и сопредельных им стилей британцы Underworld. И те, кто пропустил оба концерта, и те, кто не посетил один из них, много потеряли.
Возвращение на большую сцену
латвийского Зодиака - событие совершенно уникальное. Были попытки
искусственного камбэка, когда предприимчивые ППК использовали одну из
тем с альбома "Disco Alliance" в своем треке "Перезагрузка". Были
пиратские переиздания "Альянса". Была "Дискотека 80-х"- без "Зодиака"
представить себе 80-е просто нельзя. Словно выдрать из учебника истории музыки
пару весомых глав. Но надежды на полноценный концерт были призрачными...
Обстановка в зале в точности
воссоздает антураж пресловутых дискотек 80-х. Зеркальный шар под потолком, допотопные
сценические эффекты вроде дымовой завесы, простецкий зеленый лазер... Нам будто
облегчают путешествие к несуществующим звездам, напоминая о наших светлых
детских идеях
и романтических мечтах.
"Эта музыка, родившаяся в 1979 году, была
вдохновлена первыми полетами советских космонавтов", - так представляют
свою программу участники группы. Звучат знакомые до последней ноты "Zodiac", "Pacific",
"Provincial Disco", посвященная фигуристам "Rock On The Ice" - эта
музыка, теплая и близкая, словно протягивает тебе руку из детства.
Но она
по-прежнему актуальна, и живое доказательство тому - сразу два Яниса
Лусенса, стоящие посреди сцены за двумя "Коргами": мэтр-основатель
"Зодиака" и его сын, молодой композитор, исполняющий в этот вечер сольные
партии. Возможно, во многом благодаря ему легендарные композиции с "Disco
Alliance" и "Music in the Universe" приобретают новый драйв и
интересные "фишки".
Удивительно, что в этой музыке -
классической old school - нет ничего однозначно архаического. Она бодра и обладает
таким зарядом драйва, что можно только удивляться. Слегка церемонные
комментарии и благодарности мультиинструменталиста Игоря Николаева -
вот, пожалуй, и все отличие от современных электронных групп, реконструирующих
в своих работах old disco Zodiac и Space. Разница с современной
электроникой начинает проявляться в нюансах:
- Эта музыка очень медленная.
- Она последовательно мелодична, ее всю можно пропеть голосом.
- Она хранит верность единожды выбранному жанру, лишь изредка позволяя себе
заимствования из рок-н-ролла;
- Все партии подчинены законам классической оркестровой аранжировки.
Далее, когда я буду рассказывать о сете Underworld, вы увидите, почему стоит
обратить внимание на эти особенности.
Когда концерт заканчивается, старые друзья собираются в фойе с явным намерением продолжить вечер. А мы отправляемся назад в будущее - слушать футуристическую музыку, которая навевала поколению начала 90-х совсем иные мечты...
Мало кто знает, что Zodiac и
Underworld - почти ровесники. Просто
Underworld стали известны в мире почти на 10 лет позже латышей, после фильма
"Trainspotting" - их композиция "Born Slippy", вошедшая в саундтрек
этого фильма, стала гимном 90-х. А в 1983 году, когда Карл Хайд (Karl
Hyde) и Рик
Смит (Rick Smith) играли new wave в группе Freur,
никому и в голову бы
не пришло, что их дороги приведут прямиком на вершины чартов (и, как следствие,
- в громадный ангар на задворках
Москвы, где группа отыграет угарнейший сет на 5 тысяч человек). Тогда, в начале
80-х, группа выпустила два диска - "Doot-Doot" и "Get Us Out of
Here" и приятели разошлись аж до 1988 года, когда Хайд и Смит создали
индастриал-фанк-бэнд под названием "Underworld".
Первые два диска новой группы, "Underneath the Radar" и "Change the
Weather", можно охарактеризовать как умеренные эксперименты со всеми
актуальными западными стилями. Но уже
в дебютных композициях Underworld проявляются особенности, так хорошо знакомые
нам в поздних "золотых" работах ("Dubnobasswithmyheadman", "Second Toughest
in the Infants" и далее без остановки):
- Ставка делается не на мелодическую составляющую, а на ритм;
- Мелодия местами вообще не "прощупывается";
- В рамках одной композиции могут наблюдаться элементы нескольких стилей:
индастриал, техно, фанка, рэпа и т.п., при этом они смикшированы с нарочитыми "шероховатостями";
- Вся структура композиции подчинена ритмическим нюансам.
Таким образом,
интересно будет всем слушателям: новичок услышит один "слой" и будет просто
колбаситься под основной ритм, более продвинутый и чуткий уловит на заднем
плане непрекращающуюся игру смыслов, перетекание партий, смещение рисунков -
при этом все они будут быстрее, нежели "генеральная линия".
Удивительно вовсе не то, как Underworld угадали, какая из двух версий
электроники будет править миром в последующие два десятилетия: ведь их карьера
складывалась во времена становления "тупых" рэйвов, на фоне которых они выглядели
чудаками с излишне перегруженной музыкой. Они сами пришли
к этой музыке методом проб и ошибок, пройдя через два распада и два
воссоединения. Новым
словом в электро-поп музыке стало то, что родилось в результате
последовательного сплава стилей. Уникальность Underworld -
в посредовательном аскетизме, который так мешал Даррену Эмерсону
(Darren Emerson) реализовывать свои мега-амбиции. Все, что делают
Underworld - очень скупо и отстраненно. Так звучит вокал Карла, так звучат все
партии всех инструментов. Остальное разворачивается у слушателя в голове.
И вот они в Москве. Два компьютера и гитара, на заднем плане - видеосъемка
происходящего на сцене (чтобы всем было видно: длинный пенал "Нагатинского"
хорошо оснащен звуком, однако увидеть все, что происходит на сцене, тоже
хочется). Отдельного упоминания достойна публика. Гигантское помещение - наверно,
самая большая на сегодняшний день танцевальная площадка в Москве - превратилась
в сплошной
непрекращающийся многочасовой рэйв. Потрясающее дружелюбие публики,
пропустившей нас снимать к самой сцене. Веселье практически без
наркотиков (запах джойнта почти не ощущается, чай не продается, стаканчик
"фанты" стоит 100 рублей - не разгуляешься).
Яркая, пестрая, живая толпа бешено двигается в пространстве длинного "пенала",
сорванным от восторга голосом подпевая хитам. Программа, которая в первом
приближении очень напоминает трек-лист концертного диска
"Everything, Everything". Я насчитала:
"Globe", "Skyscraper", "Doppelwhipper", "Mo Move", "Rez-Cowgirl", ID, "JAL
To Tokyo", "Dark Train", ID, "Juanita", "Two Months Off", "Born Slippy", "King
of Snake" и "Push Upstairs". Ближе к финалу, когда на часах уже без
копеек 4 утра, их вызывают на бис - и Underworld играют так, словно в их
батарейках никогда не кончается заряд. А зал по-прежнему двигается, хотя
некоторым ноги уже отказывают. На предусмотрительно разложенных за танцполом
мягких пуфиках в обнимку дрыхнут, невзирая на громкую музыку, усталые клабберы,
протанцевавшие здесь всю ночь.
Самое важное: в эту ночь нельзя было сделать выбор в пользу какой-то одной версии прошлого. Zodiac и Underworld, ритм и мелодия, актуальность и ностальгия, рэйв и дискотека - это две стороны электроники, каждая из которых одинаково важна. Пожалуй, было бы правильно дать возможность представителям обоих направлений выступить на одной площадке, чтобы зрители ощутили в них то общее свойство, которое так важно нам в любой музыке: она заставляет не только танцевать, но и думать, вспоминать... и мечтать.
Дата образования:
1 января 1981
1934 – Родился пионер электронной музыки, изобретатель первого синтезатора Роберт Артур Моуг. В 2002 году получил премию Грэмми за создание синтезатора Minimoog »»
Mac WISEMAN (1925)
Rosemary CLOONEY (1928)
Daniel HUMAIR (1938)
Marvin STAMM (1939)
General JOHNSON (1943)
Dick SHURMAN (1950)
Daithi SPROULE (1950)
Luka BLOOM (1955)