SIGUR ROS  Ураган Sigur Ros

Исландские инди-рокеры завершили мировое турне. Звуки рапортуют из Хельсинки.

Концерт в Хельсинки - заключительное выступление тура Kveikur/Valtari, длившегося полтора года. Sold Out объявили за месяц до события. И хотя до Хельсинки группа объехала почти всю Европу и другие континенты, посетителей из других стран здесь можно было встретить даже чаще чем финнов.
Услышать русскую речь в километровой очереди на концерт исландской группы - все равно что услышать финскую речь в Хельсинки. Что не удивительно: первое (и, вероятно, после высказываний некоторых русских политиков относительно сексуальных меньшинств - последнее) выступление Sigur Ros в России прошло в 2008 году. В Петербурге концерт в поддержку альбома "Med Sud I Eyrum Vid Spilum Endalaust' состоялся в неожиданном месте - ДК Ленсовета. Тогда у меня на руках был билет, но по некоторым обстоятельствам услышать исландцев не вышло. Так что я вполне разделяла волнение соотечественников в исландских свитерах, эмоционально обсуждающих то, что произойдет в этот раз.

Ожидание концерта Sigur Ros немного напоминает ожидание праздничного салюта. На разогреве играл дуэт из Дюссельдорфа-Хельсинки Hauschka & Samuli Kosminen, которые, начиная с вкрадчивого клавишного выступления подвели к кульминации с отчаянным звоном фортепиано и треском ударных.
Хаушка - известный экспериментатор по части клавишных, который подготавливает инструмент, закрепляя между струнами кусочки кожи и резины и заворачивая молоточки в фольгу, чтобы добиться перкуссионного эффекта. Самули - диджей и электронщик, известный нам по проекту Kluster, и здесь он выполняет ту же роль. Сами музыканты были отделены от зала полупрозрачной тканью - "москитной сеткой", затягивавшей все пространство по периметру сцены.

После того, как сет был сыгран, весь зал минут 20 слушал закольцованный сэмпл и приглядывался к происходящему за сценической паутиной. Sigur Ros начали сет весьма умеренно, медленно погружая слушателей в волны звука. Всполохи северного сияния на занавесе под композицию Yfirborð c последнего альбома оказывали дополнительное гипнотическое воздействие. Далее визуальные эффекты усложнялись приобретая столь же многозначительные очертания как и музыка.
Вместе с прежним завораживающим саундом проявилось новое звучание Sigur Ros. Это обособленное звучание соло-гитары, более мощная перкуссионная составляющая, поддержка хора и струнно-духового оркестра. В целом, то, что сделало музыку исландцев еще более стихийной и в то же время очень четко контролируемой. Забавно было наблюдать реакцию зала на происходящее. Даже взрыв после металофонного вступления I Gær оставил зрителей неподвижными. Примерно так же герои приключенческих фильмов смотрят на приближающийся смерч и, пораженные увиденным, не могут сдвинуться с места.
Визуальная составляющая концерта не уступала музыкальной, - к тому же, первые три песни, сопровождаемые видеорядом, прозвучали как в гигантском кинотеатре. Образы из клипов словно оживали на полотне, закрывающем сцену. Дети в противогазах танцевали и, казалось, могли выйти в зал под живое исполнение "Vaka". После печальной Vaka затянувшееся жужжание драм-машины переросло в вулканическое извержение в виде Brennistein, - и тут вместе с первым аккордом которой упал занавес, все это время отделявший группу от слушателей. Жесткий бас и громовые раскаты ударных, холодное скрипичное сопровождение и протяжное соло Йонси (Jonsi), внезапные остановки, динамичное развитие, модуляции с оркестровым сопровождении - новые волны, волны, волны звука накрыли зал. Далее песни менялись как контрастный душ - теплое волшебство альбома "Takk' и холодная динамика "Kveikur', сочлененные звуковыми и визуальными переходами. Переломным моментом концерта стало исполнение "Happy Birthday' на исландском языке для именинницы - одной из участниц хора. Зрители, не знающие исландского, не отчаивались и подпевали на своих языках. После совместного исполнения Йонси признался, что это чрезвычайно важный концерт для всех участников - поскольку он завершает длительный мировой тур группы. Следом прошествовала "Hoppipola" - как всегда, одновременно и грустно и жизнеутверждающе, и, в восприятии слушателей, как обещание группы вернуться вновь.
Заключительная "Festival" прозвучала настолько торжественно, настолько и печально. Однако некоторым весельчакам удавалось время от времени разрядить обстановку. В тот момент, когда Йонси тянул одну ноту больше 20 секунд, в зале начали раздаваться аплодисменты и кто-то русский присвистнул и прокричал: "Да, это так!!!". Мощная вторая часть песни со вступлением басиста Георга Хоульма и ритм-секции Орри Дирасона пронеслась волной по залу. Здесь уже было не до шуток и оставалось только подчиниться эмоциям и впитать ту сущность мира, которую доносит музыка Sigur Ros, - торжественную, печальную, красивую и, к сожалению, смертную.

Гром аплодисментов, дружный топот и клич зала - то, что безусловно, исландцы, ожидали услышать и вышли, чтобы исполнить еще две песни - "Svefn-g-englar" и "Popplagiae", нарастающая мощь последней стала кульминацией концерта и завершением тура. Кульминацией бесподобной, после которой, к сожалению, еще очень нескоро захочется пойти на чей-то концерт. Возможно, в этом - единственный минус музыки Sigur Ros.

03.12.2013, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)

SIGUR ROS - свежие публикации:

Сайт: sigur-ros.com

SIGUR ROS

Дата образования:

1 января 1994