Первое, оглушительное впечатление варшавского концерта - появление Уэйтса
на сцене. Ковыляющей, неуклюжей походкой он выбирается на свет Божий, чтобы
спеть, надрываясь, Jesus Gonna Be Here. Это трепетное сочинение -
протестантский гимн, препарированное спотыкающейся логикой того замусоленного
жизнью персонажа, которого придумал Том Уэйтс. В самых торжественных
местах он
вскидывает руки и обсыпает себя веселым, жутковато-разноцветным конфетти. "Меня
учили, что важно, в чем суть, но чтобы выжить, важнее мой вид" - на нем
мешковатые штаны, рубашка в клеточку, "опрятный" в самом чудовищном смысле
слова пиджак и мятая, криво нахлобученная на голову шляпа.
Том Уэйтс наряжается
как огородное пугало, но больше всего все-таки похож на франтоватого советского
водопроводчика, Афанасия Борщова из давней комедии Данелии.
Представление
Тома Уэйтса - принципиально старомодное действо, воинствующий консерватизм
имиджа и звука. Музыканты терпеливы, мелодии архаичны, басист Лэрри Тейлор в
черной шляпе и с окладистой черной бородой - вылитый хасид.
Уэйтс пачкает
"нарядный костюмчик" мукой и грязью, топчет шляпу в пыли и, жеманно пожимая
плечами, ходит по сцене пугливой крысьей походкой. Еще одна дурная молитва,
"Chocolate Jesus" исполняется в матюгальник, отчего голос, и без того
странненький, делается по-настоящему скверным.
Одна из главных тем, волнующих Уэйтса - Бог и метафизика в мире неживых предметов. Дождь из будильников и сосисок, шоколадный Иисус Христос в кондитерском магазине, радиоприемник, запеченный в праздничный пирог, симфония, сыгранная на трамвайных гудках - Уэйтс отчаянно пытается распознать и воспеть всякую, даже самую нелепую, деревянную, механическую жизнь. Герой его песен - сентиментальный клоун, который, будучи нетрезв и силясь удержаться от падения, цепляется за первые попавшиеся предметы, обрывки провинциальной жизни Юга, скомканные в памяти мелодии Фрэнка Синатры и Бинга Кросби, наконец, за конвульсии собственной бессвязной, но обаятельной речи.
Язык Уэйтса, жуликоватые нагромождения его текстов, его избыточная, пугающая театральность напоминают о Коровьеве - не хватает только треснувшего пенсне и выкрика в зал "Сдавайте валюту!"
Этнически песни Тома Уэйтса - ирландские баллады с их баснословно-абсурдным пафосом ("Если бы ирландцы не пили так много, они завоевали бы мир"), смешанные с разбойничьим блюзом уголовников и многоженцев довоенного штата Миссисипи ("Ты должен идти за мулом, а не мыкаться с гитарой"- пенял отец Роберту Джонсону), а также со специфическим фольклором еврейских семейств (когда в песне Lucky Day Уэйтс сделал реверанс публике, заменив "little spanish town" на "little polish town", для меня это прозвучало неожиданным попаданием: ведь "little polish town" - это именно местечко).
И самое главное. Дело в том, что Том Уэйтс представляет одну весьма старинную и очень важную идеологию, обаяние которой во многом и предопределяет эффект от его песен. Это магия поражения, заведомого, очевидного и с радостью принятого поражения. "И они вонзили мне шило в горло, и я не пришел в сознание, и больше никогда не приду", "только с горем я чувствую солидарность", или же "We-re all gonna be just a dirt in the ground" - вот печальное и желанное свойство эстетики Уэйтса.
Как иллюстрация этого горестного тезиса - история,
рассказанная музыкантом между песнями.
"Следующая песня - про утро. 5 утра. Понимаете,
5 утра, это вовсе не 7. Птицы поют, хотите послушать птичек? (тут он достал из
кармана магнитофончик и запустил бытовую запись пения птиц). Да, да, так мило
поют, а тут - вот это (птиц на пленке начинает заглушать резкий звук - в стену
бьют молотками). Слышите? Весь город спит, но эти парни работают - должно
быть, специально для меня! Слышите, их двое. Они, должно быть, приятели.
Слышите, вот один из них взял перерыв на кофе. Но, вы знаете, мне это даже
нравится, пусть они и ломают мое утро. Знаете, если наутро их не будет, я
открою окно и закричу - "Ну где же вы пропадаете? Давайте, мальчики!"
Дата рождения:
7 декабря 1949
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)