PET SHOP BOYS  Ток по венам

Репортаж с московского концерта нового тура Pet Shop Boys "Electric" и предварявшей его пресс-конференции.

Чтобы не утруждать Pet Shop Boys знакомством с московскими пробками, пресс-конференцию, посвященную их очередным российским гастролям, провели прямо в отеле, где Нил Теннант (Neil Tennant) и Крис Лоу (Chris Lowe) проживали - "Ритц Карлтон". К назначенному времени на улице группу ждало два десятка фанатов, примерно столько же журналистов ютилось в одном из конференц-залов. Музыканты только приехали на "сапсане" из Санкт-Петербурга, где концерт проходил днём ранее.

И, тем не менее, группа сильно задержалась. После того, как дуэт всё-таки дождались, первым же вопросом артистам (и единственным моментом пресс-конференции, растиражированным всеми интернет-СМИ на следующий день) было отношение к делу Pussy Riot. Видно, что музыкантам не совсем просто давался ответ, ввиду их принципиальной аполитичности (поговаривают, что они даже запретили наличие в залах в туре плакатов с политическими лозунгами - не очень понятно, правда, как этот запрет воплощается в жизни). Но, тем не менее, они сослались на премьер-министра Медведева, назвав полученное PR наказание несоизмеримым содеянному, и выразили надежду на скорое их освобождение. Тут же прозвучал вопрос про притеснение в России прав сексуальных меньшинств. Открытый гей Теннант ответил так: "О государстве можно судить по тому, как оно относится к меньшинствам".

По поводу своих частых концертов в России в последнее время (прошлый случился всего год назад на "Пикнике Афиши") группа сказала, что "просто так получилось". Приезжать в Россию им нравится (хотя жить бы тут они не стали - да, звучали и такие вопросы), и это одна из их любимых стран. Одетая в пилотку корреспондентка РЕН-ТВ подарила этот атрибут одежды Теннанту и попросила примерить - музыкант тактично отказался.

Был вопрос и про то, почему PSB почти не снимают в последнее время клипов. Оказалось, что клипы всё-таки снимаются (скоро будет премьера на дебютный сингл с грядущего диска "Vocal"), но теперь группа относится к ним иначе. Прежде на съемку клипов тратились большие бюджеты, порой недозволенные сейчас, дуэт старался делать своеобразные мини-фильмы. К тому же, первые годы своей популярности Pet Shop Boys не вели концертную деятельность, что освобождало достаточно времени для снятия промо. Сейчас же видео смотрят на экранах смартфонов, потому и относиться к ним нужно иначе.

Несмотря на выход аж двух альбомов за календарные 10 месяцев, у группы уже есть намётки на следующую работу. Она будет своеобразным продолжением некоммерческих работ "Battleship Potemkin" и "The Most Incredible Thing" - работа в жанре spoken-word, рассказывающая о судьбе Алана Тьюринга (Alan Turing), изобретателя модели компьютера общего назначения, а также одной из самых известных жертв гомофобии в Великобритании. За 30 лет совместного музицирования друг другу Лоу и Теннант не надоели. Крис отшутился: "У нас привычка - вторая натура. Распадаться нам будет слишком дорого. Да и, в итоге, все деньги получат адвокаты". Также с 1986 года музыканты по привычке продолжают сотрудничество с дизайнером Марком Фэрроу (Mark Farrow), оформившим и новый релиз "Electric". "У нас одинаковые эстетические идеи", - сказал всё тот же Лоу.

Конечно, музыканты рассказали и о новом туре. Но после просмотра концерта вспоминать их слова уже и смысла особого нет - своих впечатлений хватает. С "Electric" Pet Shop Boys вряд ли бы смогли выступить год назад на "Пикнике Афиши" (как по той же причине неуместно бы там выглядели другие скорые гастролёры The xx) - темнота тут дуэту основной друг и союзник. Общие черты с прошлым туром, ярким цветастым балаганом "Pandemonium", находятся только на фундаментальном уровне - видно, что оба тура придумывали и режиссировали одни и те же люди, а Нил и Лоу по-прежнему выступают вдвоём при эпизодической поддержке танцоров.

Сет-лист нового тура тоже был подобран аналогично прошлому, по принципу "и нашим, и вашим": для поклонников - би-сайды и неочевидные вещи со старых альбомов ("I Get Excited", "Miracles"); для пришедших "на имя" - "Go West" и "Domino Dancing"; для себя - новые песни с "Elysium" и, собственно, "Electric". Кстати, с него прозвучали два пока неопубликованных трека - 100% PSB-хит "Thursday", будто вытащенный группой из оставшихся с 80-х загашников, а также кавер на Спрингстина (Bruce Springsteen) "Last To Die" - очень хороший, но кто тут старину Брюса-то знает?

Первая часть выступления получилось в шоу самой слабой - первые несколько песен дуэт провёл за огромным полотном, на которое проецировался специфичный видеоряд. На нём в силуэтах голов дуэта безостановочно плясали танцоры, пока Теннант пел поверх хаус-ремикса старинной "One More Chance", а Лоу копался в своём аймаке, спрятанном в глубине декоративной стойки. Как и в прошлом туре, насколько Крис принимает участие в исполнении фонограмм совершенно неясно. Но, как и в прошлый раз, с какого то момента на это просто не обращаешь внимания - яркое визуальное шоу овладевает тобой без остатка. Тем более, когда занавес падает, звучит знаменитый вступительный сэмпл звона монет из "Money" Pink Floyd, а Нил начинает "Opportunities" (к слову, в одном из моментов шоу дуэт также использовал произведение композитора Стравинского).

Вся хрупкая драматургия шоу "Electric" держится за счет его неожиданных поворотов. Этот, по сути, концерт под минус (который, к слову, мог бы звучать чуть погромче) просто не работал бы, если бы в какой то момент не появлялись танцоры в причудливых шлемах из лошадиных черепов c рогами минотавров, если бы сами Петы не меняли свои наряды через каждые три песни, если бы внезапно не появлялся мощный свет, скрывавшийся за огромными жалюзи, на которые проецировалось изображение, а на следующей песне не включалось лазерное шоу похлеще, чем было в "Олимпийском" на последнем концерте Muse. Из подобных моментов запомнилась "Love etc", на которой в хитрых проекционных решениях музыканты поучаствовали сами, а также "Leaving", где Лоу надел на голову огромный дискошар, на который прицельно подавался луч света.

Часть старых песен была переосмысленна в духе уже опубликованных новых треков "Axis" и "Vocal" - сотрудничество с Прайсом (Stuart Price) привело группу к модному нынче прогрессив-хаусу. Для удивляющихся этому факту, группе не впервой - подобный финт уже случался с альбомом "Nightlife", на котором стандартное для дуэта диско было обильно разбавлено популярным в конце 90-х клубным техно-звучанием. Но, судя по тому, как принимали и плясали под свежий сингл "Vocal" - никого это особенно не смущает.

Возможно, в "Крокусе" и не получилось глобальной причудливой дискотеки, подразумевавшейся шоу по драматургии. Люди могли быть поактивнее, хотя немалое количество публики было в таком возрасте, в котором уже обычно самозабвенно не танцуют. Звучать это могло погромче и поживее, в плане наличия всё-таки какого-то живого исполнения на несколько человек - другие же группы с этим как-то справляются. Но, в итоге, Pet Shop Boys в очередной раз сделали такое шоу, в котором не хочется придираться ни к чему. Хочется только посмотреть его ещё один раз.

06.06.2013, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

PET SHOP BOYS - свежие публикации:

Сайт: www.petshopboys.co.uk

PET SHOP BOYS

Pet Shop Boys – без сомнения, одна из самых влиятельных британских поп-групп. Дуэту чудесным образом удаётся оставаться актуальными и любимыми публикой вот уже двадцать пять лет к ряду. Ни один из их десяти студийных альбомов не промахивался мимо первой десятки британского чарта.

Подробности из жизни:

Pet Shop Boys - британская группа.
Жанр - поп, хаус.

Состав:

Нил Теннант (Neil Tennant)
Крис Лоу (Chris Lowe)

Дуэту Pet Shop Boys чудесным образом удаётся оставаться актуальными и любимыми публикой вот уже двадцать пять лет к ряду. Ни один из их десяти студийных альбомов не промахивался мимо первой десятки британского чарта. Pet Shop Boys всегда служили образцом этакой поп-музыки для интеллигентов: сдержанные и изысканные электронные аранжировки, превосходный сонграйтинг, меланхоличный голос Нила Теннанта и ироничные тексты, нередко затрагивающие социальную тематику. Оба участника дуэта – геи, и хотя говорить об этом открыто Крис и Нил стали только в середине девяностых, в их песнях всегда присутствовал либеральный "месседж". Они успели и пройтись по католическим школам ("It's A Sin"), и дать вторую жизнь старому гей-гимну ("Go West").

Их карьера началась с успеха песни "It's A Sin", которая с тех пор стала в Британии поп-стандартом: её исполняли и бойзбенд East…

Далее... →