Когда дело касается киномузыки, и без того нарядные фильмы австралийца База Лурманна (Baz Luhrmann) расцветают такими пышными красками, что любая картина Тарантино рядом с ними – немое кино. Это не значит, что у Лурманна безупречный вкус (вкус Лурманна – из тех чудес света и явлений природы, горячие споры о которых будут вестись до наступления Армагеддона; я, было дело, ушел с премьерного показа “Мулен Руж”, когда с экрана запели “I Was Made for Lovin’ You”), но отрицать его вклад в историю саундтрека как предмета для отдельного разговора было бы, мягко говоря, глупо.
Будем, в общем, помнить, что это тот самый Лурманн, по просьбе которого Radiohead написали “Exit Music (for a Film)”, Дэвид Боуи (David Bowie) – записался с Massive Attack, а Боно (Bono) с Гейвином Фрайдеем (Gavin Friday) – спели “Children of the Revolution”. Лурманн, на саундтреках к фильмам которого фигурировали Garbage и Бек (Beck), Стина Норденстам (Stina Nordenstam) и Руфус Уэйнрайт (Rufus Wainwright), Butthole Surfers и Джим Бродбент (Jim Broadbent), самый недооцененный актер на свете.
А потом условимся, что по сравнению с музыкой к “Великому Гэтсби” все это (кроме “Exit Music”) – семечки и цветочки. С самого начала решив провести параллель между крайностями Нью-Йорка “ревущих двадцатых” и еще более дикими излишествами наших дней, на роль продюсера саундтрека Лурманн позвал Джея-Зи (Jay-Z), с образом жизни Джея Гэтсби знакомого, что называется, не понаслышке. Джазовые переливы ранних экранизаций, как следствие, были заменены хип-хоповыми битами – но не только ими.
Одного взгляда на трек-лист собранного рэпером альбома – Брайан Ферри (Bryan Ferry), Джек Уайт (Jack White), Готье (Gotye), Florence + the Machine, The xx – было достаточно, чтобы понадеяться на что-то грандиозное. И, в общем, саундтрек не обманывает ожиданий – с первых слов выдающейся “No Church in the Wild” Jay-Z и Канье Уэста (одной из немногих песен, записанных не специально для этого саундтрека) до последней ноты, взятой штатным лурманновским композитором Крейгом Армстронгом (Craig Armstrong), музыка к фильму исполняет в нем особенную – дико важную - роль.
Разумеется, есть высшая справедливость и в том, что центральное место в этом саундтреке занимает новая песня Ланы Дель Рей (Lana Del Rey), написанная ею в соавторстве с режиссером (!) и растиражированная на серию звучащих в фильме инструменталов. Лану, как известно, многие считают образцом китча и дурновкусия (а некоторые – и полной бездарности), но, например, балладу “Yayo” с ее протодебютного альбома я искренне считаю одной из лучших песен последних лет, и хотя новая “Young and Beautiful” до ее уровня не дотягивает, я страшно рад, что Лурманн – в китче кое-что смыслящий - не читает газет.
Тем не менее, если Warner, перенесший премьеру “Гэтсби” с Рождества на май (и готовый сорвать на этом решении большой куш: в заокеанском прокате картина дебютирует сенсационным 50-миллионым уловом), уже планирует оскаровскую кампанию фильма, то в песенной категории ждать стоит не Дель Рей и не Jay-Z (чей оригинальный трек “100$ Bill” вышел, прямо скажем, так себе), а, представьте себе, группу The xx. Их “Together” озвучивает одну из визуально беспроигрышных – других тут, впрочем, мало – сцен картины и звучит первой на титрах (№2 достался Готье с “Hearts a Mess” – еще одним хайлайтом альбома).
Наконец, никак нельзя оставить без внимания Джека Уайта – его нэшвиллский лейбл Third Man Records выпустит саундтрек на виниле, а он сам отдал Лурманну записанную когда-то для прилагавшегося к журналу Q трибьюта U2 кавер-версию “Love Is Blindness”. Ее использование в фильме – его наиболее явный просчет (умеющий выжимать из зрителя слезы на пустом месте, тут режиссер “недожал” драматическую сцену, вырубив песню откровенно не вовремя), но сама версия этой экранизации подходит идеально – более того, она на нее в некотором смысле похожа.
И душераздирающая “Love Is Blindness” в исполнении Уайта, и горько-сладкий “Великий Гэтсби” в прочтении Лурманна не лишены недостатков и не претендуют на то, чтобы соревноваться с первоисточниками, но важно то, что и кавер-версия, и экранизация понимают, про что играют и поют. В этом, собственно, состоит главное достоинство фильма Лурманна, верного содержанию романа Фицджеральда, но находящего подходящую ему форму, более-менее идеальный баланс между портретом буйной и жестокой эпохи и историей большой и чистой одержимости.
Перед Армстронгом, Jay-Z или его супругой Бейонсе (Beyoncé), на пару с Андре 3000 достойно перепевшей “Back to Black” Эми Уайнхаус (Amy Winehouse), столь ответственных задач не стояло, но, видимо, иногда заразителен не только дурной, но и хороший пример. А, может, все дело в том, что последней на титрах поет соотечественница режиссера Сиа (Sia), у которой что ни экранное камео – в финальной ли серии “Six Feet Under”, в любовной ли сцене “Сумерек”, - то повод для коллективного рыдания. Ну а лично я пускаю скупую мужскую слезу вот здесь:
"Великий Гэтсби" выходит в российский прокат 16 мая.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)