Tanita TIKARAM  Тихий визит, которому следовало быть погромче

Журналист Звуков побывал на самом незаметном концерте Таниты Тикарам.

Судя по всему, первого (!) приезда Таниты Тикарам (Tanita Tikaram) в Москву никто не ждал, что не удивительно: рекламы в городе практически не было, да и я о нем узнал случайно, из видеорекламы то ли в маршрутке, то ли в супермаркете. Из этого сам собой напрашивается вывод о том, что народу в большом, что скрывать, зале “Крокуса”, будет немного. Унылые фарцовщики билетами взывали к публике, но та не реагировала: практически у всех билеты были.

Танита, автор одной из знаковых песен конца 80-х "Twist In My Sobriety", вывела на сцену совершенно камерный акустический состав: контрабас, ударные, гитара и рояль (Адам Кёрк (Adam Kirk), он еще и пел) и духовые (саксофон, флейта, кларнет). Он немного терялся на огромной крокусовской сцене, но, с учетом того, что зал был заполнен едва ли наполовину, можно было представить себе помещение куда более камерное; к чести сказать, звук был отстроен прекрасно: ни один нюанс не терялся.

Сама героиня вечера выглядела восхитительно. Восточно-островные черты лица никуда не исчезли, но если в свои 18 она выглядела очаровательным юношей, то теперь, в 43 Танита выглядит девушкой на пороге расцвета. На фоне музыкантов, одетых в костюмы, ее наряд (мешковатые джинсы и короткий жакет с засученными рукавами) был почти что вызывающим – но так и было задумано, и уже на второй песне стало ясно: контраст сглаживается. Концерт она начала за роялем, почти спиной к публике, чуть робко – но опять-таки, это только казалось: просто она пробовала зал, пробовала публику, как купальщик по весне пробует ногой воду. Уже к третьей песне все было ярко, искренне, гармонично. Пелись песни старые, поновее, совсем новые и сопровождались импровизированными комментариями самой Таниты: она рассказывала о времени создания песен, о том, чем они были вдохновлены, отчасти пересказывала сюжеты - “ а сейчас мы с моим гитаристом будем изображать мужа и жену, потому что эта песня на две персоны и поется дуэтом”, например. Но когда она вдруг сказала “Следующую песню я написала, когда была совсем юной и испытывала все то, что испытывает девушка в таком возрасте – непонимание, одиночество, страх перед окружающим миром, непонимание того, его от него ждать... Я тогда еще никого не любила и даже не понимала – как это” - мало кто понял, что именно прозвучит сейчас. И – да, это была та самая, главная песня. Удивительно, но и без скрипки Дэвида Линдли (David Lindley), без гитар Марка Рибо (Marc Ribot) и Брендана Крокера (Brendan Croker), без гобоя Марка Месситера (Mark Messiter) "Twist In My Sobriety" оказалась ничуть не хуже, напротив: песня обрела совершенно четкие, лаконичные очертания, конкретику, ясность, не утратив и грана нежности, эмоциональности, очарования. Танита была в голосе – в том самом низком, почти чувственном, чарующем, необычном голосе, которому трудно и сегодня найти аналог. Когда угасли последние ноты кларнета и зал взорвался счастливыми аплодисментами, стало окончательно понятно: пусть народа в зале и немного, но это по большей части те люди, которые пришли сюда именно на Таниту и ее песни.

Оставалось примерно полчаса, в которые уместились и "Cathedral Song", и "World Outside My Window"; барабанщик, напоминавший кого-то из Monty Python и саксофонист, апеллировавший к многочисленным образам Денни Де Вито, работали как слаженная машина, скромный контрабасист цементировал их усилия, а Танита с Кёрком периодически то менялись инструментами, то работали в качестве акустического дуэта. Закончилось шоу примерно через час и десять минут после начала титульным треком с прошлогоднего, удивительно крепкого и ладного альбома "Can't Go Back", прозвучавшего, вопреки названию, на удивление жизнеутверждающе. В столь кратком выступлении на этот раз не было ощущения недоговоренности, незаконченности – напротив, и тут все было логично. Однако кто-то из наиболее die-hard фэнов так жалобно возопил: “No, no! We want more, please, please!” - что танитин бэнд вернулся на сцену сразу с двумя анкорами. Начав со старинной джазовой песенки из репертуара Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) "I Can't Give You Anything But Love" - “ее, кажется, Фэтс Уоллер написал”, спетой мало что почти аутентично, но даже с каким-то невероятным предвоенным фасоном, Танита Тикарам закончила концерт триумфальной "Love Is In The Air" Джона Пола Янга (John Paul Young), в которой, при всем формальном соблюдении ритмико-мелодической структуры, трудно было заподозрить диско-хит 1977 года, настолько свежо и счастливо все это было сделано.

Конечно, она красавица и умница, конечно, она сегодня совершенно адекватна и времени и себе, и неважно, что не в тренде и чуть ли не в ретро-обойме, это ничего не меняет, и слава Богу – но, как и часто бывает, после концерта осталась оскомина - от того, что многие из тех, кому бы совсем не помешало оказаться на этом концерте, просто-напросто не узнали о нем. Остается только слабая надежда на то, что это был первый приезд Таниты Тикарам в Москву – но не последний.

29.04.2013, Артем ЛИПАТОВ (ЗВУКИ РУ)

Tanita TIKARAM - свежие публикации:

  • Анонс - Тикарам-там-там, 23.04.2013
    В Москву впервые приезжает знаменитая фолк-поп певица Танита Тикарам »»
  • Альбом дня - Can't Go Back, 10.10.2012
    Танита Тикарам делает очередную попытку камбэка с новым диском "Can't Go Back".И, что тут сказать, альбом действительно звучит как репрезентативная выборка из всего творчества певицы, этакий the best, но состоящий из новых песен »»

Tanita TIKARAM

Дата рождения:

12 августа 1969