В этот раз фестиваль проходил в свежеоткрывшемся клубе "А". Если говорить точно, год назад фестиваль проводился в том же помещении, только оно ещё не было рок-клубом. Все перемены к лучшему, хотя клуб ещё не обрёл собственное лицо, и, видимо, от предыдущего заведения остался лёгкий налёт гламура. Спасибо, что хозяева догадались завесить тканью зеркала за барабанной установкой, так намного лучше. И ещё один очень приятный момент: несмотря на огромное количество проводимых в Архангельске музыкальных мероприятий, в фестивальные дни помещение клуба "А" было заполнено до отказа.
Честь открывать 19й фестиваль "Беломор-Буги" выпала архангельской hard-rock группе "Electric Iron". Они уже выступали на "Беломорах" в 2010 году, но тогда их было четверо. С тех пор в группе появился пятый участник – харпер, который добавил блюзового звучания, так что теперь команда выгодно выделяется на фоне своих собратьев по направлению. "Electric Iron" уже зарекомендовали себя в совместных концертах с гостями предыдущего фестиваля: "Lowriders" из Санкт-Петербурга и "Underground Attack" из Финляндии.
Не могли не порадоваться и любители арт- и психоделик-рока. Вообще, давно замечено, что главной особенностью молодой архангельской группы "Аллигатор Санты" является любовь к экспериментам, в основном благодаря неугомонной натуре лидера, вокалиста, гитариста и автора материала Алексея "Kolo" Денисенко. Любители этого коллектива помнят и шоу с масками (тогда ещё группа называлась "Иероглиф"), и смену названия перед каждым выступлением. В песнях же поднимаются темы взаимодействия человека и механизмов, превращения человека в механизм. И не случайно в конце сета ребята исполнили свою самую драйвовую песню "Машина" с близким по духу музыкантом – Артёмом Бо из группы "Сильви и Бруно".
"Fires on tongue" - одна из трёх групп города Краснокамска. В пресс-релизе они были заявлены как лаундж-панк-китч, с чем я позволю себе не согласиться. Было заметно, что как минимум автору рвут душу собственные песни, а значит эта музыка не может быть фоновой по определению. Скорее соглашусь с авторитетным музыкальный обозревателем Екатериной Борисовой, которая в шутку назвала их "Doors". Конечно, на второго Джимми Моррисона никто не претендует, но общая психоделичнось и мощный вокал имеют место быть.
Группа "Эстремадура" была основана в Архангельске в ’95 году, но когда не стало вокалиста Дмитрия Назаренко, деятельность команды группы прекратилась. Некоторое время назад "Эстремадура" реинкарнировалась с вокалом и бас-гитарой Сергея "Америки" Власова. Кстати, на фестивале он играл на басу, некогда принадлежавшем небезызвестной группе "Трупный Яд". Стоит отметить и превосходного гитариста Вячеслава Богданова, который является автором почти всего музыкального материала группы. А за барабанами можно было увидеть человека-легенду Дмитрия Леонтьева – вокалиста "Аутодафе" и участника "Облачного Края". Кстати, в "Эстремадуре" Дмитрий тоже иногда выполняет роль вокалиста. Сейчас "Эстремадура" регулярно исполняет кавер на песню "Соси-посасывай" самой легендарной группы Архангельска и готовится к фестивалю "Облачный Край".
Гуру музыкальной журналистики Андрей Бурлака рассказал мне, что группу "Антре" из города Набережные Челны ему рекомендовал послушать сам Борис Гребенщиков. В это время на сцене "Антре" исполняли первую композицию из своего треклиста, куплет которой был очень похож музыкально на куплет песни "Аквариума" "Назад в Архангельск". Зато их последняя композиция напоминала уже не русский рок, а скорее калифорнийский панк. В целом же группа приятно порадовала слегка наивными и добрыми текстами.
Пора было порадовать и ценителей инструментала, поэтому следующими на сцену вышли регулярные участники фестиваля, гордость архангельской сцены – "Blind Vandal". Чтобы их очередное выступление на "Беломорах" было не "как всегда прекрасным", а "особо запоминающимся", они устроили зрителям сюрприз и собрали "G3" в составе Александр Фирсов, Александр Дорофеев и московская гитаристка Елена Сигалова для исполнения "Foxy Lady" Джимми Хендрикса. Кстати, этот фестиваль показал целых 3 ярких и успешных примера совместимости женщины и электрогитары.
"Алла Костина Band" из Самары была заявлена как power-pop-команда. И это был самый главный "неформат" фестиваля, вызвавший неоднозначное отношение публики - поп-музыка с незамысловатой женской лирикой плюс рок-обработка средней тяжести. Их кавер на "Lithium" пришёлся не по душе многим любителям творчества Курта Кобейна. Зато те, кто пришли за разнообразием впечатлений и потанцевать, остались довольны. Один из оттенков голоса Аллы очень напоминает голос Земфиры, и это вызывает немало казусов. Так, например, свою песню "Позвони" Алла обнаружила на страницах поклонников известной певицы, после чего ей пришлось множество раз объяснять, что она не Земфира, и даже выпустить промо-видео на эту тему. Зато, надо думать, это был неплохой пиар. Группа первая получила право выступить на фестивале "Сотворение мира" в этом году. Кажется, сейчас поп-музыка на рок-фестивалях, пускай и качественная, основную массу зрителей не смущает. Также не смущает она организаторов и маститых музыкантов: на том же "Сотворении мира" Андрей Макаревич подыграл группе Аллы Костиной на гитаре. Кстати, музыканты в составе группы очень профессиональны, не каждая поп-группа может этим похвастаться. А поведение Аллы на сцене порой напоминает экспрессивную подачу гранжевых команд.
Норвежцы "Daisy Cutter" из Харштада доказали, что жители скандинавских стран могут быть очень эмциональными и щедрыми – музыканты кидали в толпу диски со своим вторым альбомом. Также наши скандинавские гости продемонстрировали шикарное фирменное звучание, напомнив, что гранж не обязательно должен быть low-fi. Теперь российским музыкантам есть на кого равняться! Правда, местные звукооператоры были не слишком довольны их столь тщательной и долгой настройкой и завышенными требованиями. Но результат, несомненно, стоил всего этого, и к тому же Архангельск ждал эту команду ещё на прошлые "Беломоры", но музыканты не смогли приехать. Помня этот печальный момент, зал на всякий случай не хотел отпускать музыкантов.
Но фестиваль шёл своим чередом, и вот на сцену вышли люди в красно-чёрном, с карточными мастями на лицах и перьями в волосах. Это группа "Сечень" из Екатеринбурга – авторы и, наверное, единственные представители направления «скомо-рок». Полностью изменить настройки звука после норвежцев было не так-то просто, поэтому читаемость текстов была очень слабая, но всё окупалось атмосферой оживлённого веселья в зале. Всё-таки группы с русским колоритом всегда оказываются близки публике. Этот коллектив тоже приготовил пару сюрпризов: то на сцене появился шаман с бубном, то архангельская певица Анна Акимова, которая исполнила песню вместе с екатеринбуржцами.
Затем на сцене появились москвичи Ксения Федулова & "Jam Duet". Собственное творчество Ксении – ещё один образец весьма незамысловатой женской лирики на русском языке, приправленный стандартными блюзовыми и рок’н’ролльными ходами. Но гитаристы не могли не оценить высокую техничность гитаристки, впрочем, чересчур академическую. И кавера на святая святых блюза у Ксении получаются неплохо. Напомню, что музыканты четвертый раз в Архангельске за последние полгода, и в один из приездов они играли на семилетии клуба "Колесо".
Интересно, кто-нибудь подозревал о существовании дзен-панка до знакомства с питерской группой "Скворцы Степанова"? Если кратко, дзен-панк – это когда осмысление информации извне, а затем представление её в любой интересной форме, то есть когда с осмысленным делают всё, что душе угодно. При этом у пернатых питерских музыкантов есть групповой стиль, которому они следуют на всех выступлениях. Над имиджем купы трудились и художник по костюмам, и парикмахер-стилист – это не те панки, которые выступают в том, в чём проснулись. В мире их песен обитают и взаимодействуют самые разные персонажи: сказочные герои, интернетные персонажи и учёные, которые дружат с тараканами. На фестивале "Беломор-Буги" музыканты выступали в костюмах из мюзикла, который они успешно ставят, реализуя сложную концепцию персонажей и заряжая зрителей идеей всеобщего добра. Несмотря на трогательную бредовость некоторых текстов, группа стала всеобщим фаворитом: самых требовательных зрителей приятно удивило качество исполнения, артистизм и драйв – внушительный фестивально-концертный опыт "Скворцов" не прошёл даром. В этой группе вокалисты все, зато у них есть песни без барабанов, есть и вовсе песни без музыкального сопровождения – формой музыкального сопровождения "Скворцы" вертят, как хотят, на то они и панки. А тексты некоторых песен потенциальные посетители фестиваля выучили задолго до приезда группы в Архангельск.
Кстати, ценители настоящего гранжа запомнят 19е "Беломоры" навсегда! Архангельская публика ещё никогда не слышала столько гранж-команд, да ещё и таких профессиональных, разом. Нет, я не имею в виду таких профессионалов, которые уже пресытились музыкой и просто зарабатывают деньги. Под профессионализмом подразумевается знание возможностей своего инструмента, полная самоотдача, отличное звучание. Оставаясь под впечатлением от "Daisy Cutter", пришедшие во второй день фестиваля наверняка получили больше, чем рассчитывали.
Даже открывался второй фестивальный день архангельской группой "Happy End", тяготеющей к гранжу и поп-панку. Участники не старше двадцати, но команде уже 3 года, и всё это время ребята шли к своей цели, регулярно выступая в Архангельске и Северодвинске. Вообще ребятам очень повезло: семья одного из участников располагает гаражом, где ребята могли репетировать, сколько душе угодно. К тому же родители поддерживали юных музыкантов материально, считая, правда, что их дети наиграются и вырастут из этого. Но мы-то с вами знаем, что из музыки не вырастают, а лишь развиваются внутри неё!
Каждая композиция вышедший на сцену далее группы "The Hypercube" из Архангельска – живой образ, нарисованный тяжёлой инструментальной музыкой с элементами math-metal. Команде чуть больше года, но к моменту его создания музыканты уже набрались опыта в других коллективах. Трио постоянно экспериментирует с различными направлениями, так что каждая их композиция по-своему особенна. Также интересны и многообразны названия треков: есть и "Сломанный мозг", и "Напудренный парик", и "Штормовое предупреждение". Да простят меня почитатели "Blind Vandal", их "младший брат" уже уверенно догоняет архангельских корифеев инструментала. Кстати, "The Hypercube" ещё не последний сюрприз любителям гитарных запилов.
А вот modern-metal "From the Inside" из Ухты совсем не порадовал. Кажется, для таких групп пора придумать направление «sappy-metal»: уж больно много любовной тоски и банальных переживаний в текстах. Эх, вот раньше-то был метал: о дилеммах бытия, свободе, сверхчеловеке и добре и зле! К концу сета ребята сыграли пару композиций побрутальней, разочарованные металлисты немного оживились. В целом "From the Inside" показали свою сыгранность, но при этом ничего выдающегося в их творчестве замечено не было. Конечно, желание ухтинцев заниматься музыкой и вести насыщенную концертную деятельность похвально, но рано или поздно им придётся придумать что-то поинтереснее, иначе группа просто потеряется на фоне остальных.
Ещё во время сета модерн-металистов в зале появились люди-помидоры. Это означало, что очень скоро на сцене появится самая молодая и одна из самых зажигательных и ожидаемых групп фестиваля – олдскульные архангелогородцы "Bloody Tomatoz". Для этого добрая рок’н’ролльная фея превратила ведущего фестиваля Владислава Белобокова, он же Ozz, в вокалиста и фронтмэна. Между прочим, это было всего третье выступление группы! Ранее были только дебют в клубе "Колесо" и выступление на "Motherrock festival" в селе Матигоры Архангельской области. Что же особенного в группе, которая без сомнений становится участником легендарного рок-фестиваля, едва вылупившись? Во-первых, звёздный состав: гитарист Игорь Сахаров и басист Павел Ковалёв с 2007 года играют в "Avalanche Valley", Ozz пел во славу рока в группе "Фантом", ныне не существующей, а барабанщик – Александр Харев из Blind Vandal", и все уже играли на "Беломорах". Мэтр ударного труда оказался участником коллектива, пошутив: «Ребята, возьмите меня барабанщиком!» - кто бы отказался? Эти четверо музыкантов давно чувствуют себя на сцене как дома. Тексты только на английском языке, потому что на русском, как считают участники, эта музыка не звучит. Кроме прыгающих у сцены вместе со зрителями человекопомидоров, группа устроила ещё и шоу с танцами от студии «7-8» во время последней песни. Танцы, правда, были так себе, и многим хотелось не стиснуться в середину зала, дабы освободить место танцовщицам, а продолжать рубиться у сцены, ведь под группу с такой мощной подачей стоять на месте просто невозможно!
Тем временем любители русского рока концентрировались у сцены плотной стеной, ожидая северодвинцев "Поиграем и уйдём". "ПиУ" уже 14 лет на сцене, правда, полгода назад группа вернулась после трёхлетнего перерыва. Когда-то автор песен, вокалистка и ритм-гитаристка Елена Шестопёрова тоже являла собой пример совместимости женщины и электрогитары, но потом всё-таки остановилась на акустике. Елена – дочь барда, что нашло отражение в её творчестве, но при этом в её жизни был и панк, и русский рок, и тяжёлая музыка, так что материал у "ПиУ" весьма интересный и осмысленный. Жаль только, что новых песен группа почти не делает. Зато в этот раз, решившись на эксперимент, они исполнили песню "Бронежилеты" с северодвинской скрипачкой Надей Петровой. Получилось очень красиво.
Те же, кто знает толк в блюзе, уже с нетерпением Юожидали блюз-рок дуэт "Groggy" из Омска. Их музыка сразу же нашла отклик у слушателей. Немного грязное звучание, и при этом мелодичность, и, в отличие от некоторых других рок-дуэтов, достаточно техничный барабанщик. Гитаристы наверняка обратили внимание и на самую неординарную гитару из массовых – «Danelectro». Группе всего 1,5 года, но они уже успели поиграть на различных фестивалях и погастролировать. Кстати, часть публики была готова к восприятию рок-дуэта – совсем недавно этот вид группы появился и на архангельской сцене. Последний, кстати, присутствовал на выступлении той близкой по духу группы, и был очень вдохновлён, что ещё больше подчёркивает важность фестиваля: именно здесь происходит и общение с музыкантами, и обмен опытом, и взаимовдохновение.
Артистичная электрогитаристка Елена Сигалова на этот раз приехала из Москвы не одна, а с другом и коллегой Сергеем Бокаревым. Проект Бокарева в Архангельске впервые, и наконец-то любители техничных гитарных запилов смогли вживую оценить мастерство человека, имя которого у некоторых уже было на слуху. Не скажу, что это было зрелищно, да и задачи работать с залом Сергей явно себе не ставил, но гитаристы наверняка получили удовольствие. Перед сетом Сергея Бокарева звукооператор клуба "А" Михаил Мардер подошёл к музыкантам и недоверчиво спросил, «не выбежит ли сейчас куча гитаристов». Но нет, таких сюрпризов больше не было.
Фолк-панк группа "Inversija" из Рыбинска привезла, пожалуй, самый необычный инструмент за всю историю фестиваля – колёсную лиру. По звуку этот инструмент порой напоминает волынку, только принцип действия совсем другой. Выглядит это всё так: женщина несколько академического вида, на деле очень энергичная, поёт и играет на колёсной лире, а на остальных инструментах играют молодые панки, и между всеми музыкантами чувствуется взаимопонимание и уважение друг к другу. "Inversija"- это команда с очень русской душой, а в панк-обработке русские фолк-мотивы становятся ещё более разудалыми, и быстрее находят путь к сердцам слушателей. Хотелось бы поблагодарить группу и за то, что они так вовремя дали о себе знать: примерно за неделю до фестиваля выяснилось, что группа "Galia" из Улан-Удэ не сможет приехать. Кстати, ещё одним местом дислокации этой замечательной фолк-панк группы по официальным данным является Швейцария. А панк-составляющая коллектива находится на стадии переезда в Москву. Кажется, этой музыке нипочём географические границы.
Весьма необычной для фестиваля оказалась и группа "Karenin" из Ижевска, играющий ambient cinematique baroque. Под грустные и прекрасные мелодии самые сентиментальные слушатели смогли унестись в дальние дали эпохи барокко. Натуры не столь сентиментальные не пожелали поддаваться магии музыки, кто-то даже выходил прогуляться со словами «похороны какие-то». А многие просто дали возможность душе соприкоснуться с возвышенным, а ушам – отдохнуть от грохота. Кстати, как оказалось, именно для того, чтобы дать зрителям возможность немного передохнуть во время активного и громкого второго фестивального дня, продюсер фестиваля Александр Мезенцев позвал эту группу. Элегантно одетые музыканты в чёрных шляпах на сцене не двигались, но ведь и жанр к этому не располагает. Для меня «Karenin» - группа, чью музыку я бы хотела иногда слушать в плеере, и в этом их преемущество перед исключительно «живыми» коллективами, которые без шоу не так интересны.
"Prana" - молодая группа из Москвы, играющая гранж. Эта группа – детище Наташи Варламовой, девушки, чьей энергии и драйва хватит на целый стадион. Кстати, играть перед большими аудиториями группе случается очень часто: ребята постоянно выступают на фестивалях. Например, в Архангельск группа приехала после успешного выступления в Финляндии. А однажды "Prana" разогревала "Garbage". Уверенная подача, игра на гитаре в прыжке и лёжа на сцене, что уже стало визитной карточкой группы - Наташа Варламова показала всем сомневающимся, на что способна девушка с гитарой. Если быть точнее, с "Fender Jaguar", что неслучайно: такой инструмент был у Курта Кобейна. Наташа немного переделала этот легендарный инструмент для себя, ей даже пришлось заклеить изолентой переключатели, чтоб не сбивать их во время активной игры. Энергичные басист и барабанщик тоже не остались без внимания публики, ведь музыканты подбирались так, чтобы каждый был личностью, интересной для зрителей. Запомните эту группу, если вы мечтали почувствовать дух Сиэттла!
И вот фестиваль завершается долгожданным выступлением немецкой группы "Thalamus" из города Дуйсбурга. Зрителей, которые уже подустали и, казалось бы, раздали все кусочки души и внимания предыдущим музыкантом, накрыла лавина мощного звука, сильной энергии и ещё чего-то, что заставляло ловить каждый момент выступления немцев. Сами же музыканты очень молодые, весёлые и простые в обхождении в жизни. Они поют по-английски, а не по-немецки, потому что вокалисту и автору текстов не нравится, как звучат песни на его родном языке. Эти, казалось бы, беззаботные люди пишут тексты об опасности в широком смысле слова, о том, что мешает нам быть свободными, чём-то абстрактном и необъятном, чему сложно противостоять, и что давит на нас всей своей тяжестью. Однозначно определить жанр сложно: здесь есть и progressive rock, и alternative rock, и гранж. Хедлайнеры фестиваля, "Thalamus" выступали долго, но их выступление прошло на одном дыхании.
Но 19 фестиваль "Беломор-Буги" всё-таки подошёл к концу. Все, кто поделился со мной ощущениями, единодушно считают, что это были самые интересные "Беломоры". Алиса Корельская, которая является координатором фестиваля уже несколько лет, ещё никогда так не уставала. Продюсер Александр Мезенцев максимально угадал желания публики, не изменив и своему вкусу. Этому человеку стоит сказать огромное спасибо за то, что в нашем небольшом, но очень музыкальном городе уже девятнадцатый раз происходит событие такого масштаба. Следующий фестиваль будет юбилейным, и пока ожидаются выступления самых запоминающихся приезжих команд, что были на фестивале за всю историю его существования.
Приготовьтесь, будет громко!
1962 – В великобритании выходит дебютный сингл “Love Me do” тогда ещё малоизвестного квартета из Ливерпуля под названием Beatles. Песню написал Пол Маккартни в шестнадцатилетнем возрасте, пока прогуливал школьные уроки. Авторству Джона Леннона принадлежит отрезок в 8 тактов, записанных в… »»
1966 – В 1966 году в Лондоне собирается новая группа в составе басиста Ноэля Реддинга, ударника Митча Митчелла и гитариста, вокалиста и автора песен Джими Хендрикса. Трио получило название “The Jimi Hendrix Experience” и записало три студийных альбома, попутно заново придумав всю рок-музыку »»
Roger LEWIS (1941)
Steve MILLER (1943)
Brian CONNOLLY (1949)
Guy PEARCE (1967)