ФЕСТИВАЛЬ  Смех сквозь джаз

3-5 августа в Калининграде в очередной раз прошел международный джазовый фестиваль.

Уже в 7 раз Международный джазовый фестиваль в Калининграде зажег свои огни. В этом году традиционный "Дон Ченто джаз" поменял свое название на "Сити Джаз Калининград" - из добрых намерений и больших планов. По словам организаторов, они хотели, чтобы в названии прозвучал "бренд" города, расширив, таким образом, горизонты фестиваля. Что ж, пожелаем им не терять то хорошее, что было присуще "Дон Ченто Джаз" - хороший вкус, демократизм и интеллигентность.

В первый день фестиваля, 3 августа, дождливая погода, наверное, повлияла на открывающую фестиваль группу – Кениг Джаз Бэнд, и поначалу они выглядели немного уныло. Но по мере того, как тучи рассеивались, ритмы звучали все увереннее и зажигательнее. Роль группы была сложна - разжечь публику (а при такой погоде это было непросто), но когда звучала последняя композиция, уже чувствовалось, что атмосфера начала меняться к лучшему.

Вторыми на сцену вышли немецкие музыканты Tape Fave, разогнавшие последние тучи над головой - и над фестивальной площадкой воцарился настоящий Бродвейский джаз. Видимо, интернациональный состав группы (в неё входят музыканты из Польши, России, Бразилии и Германии) и обусловил этот искристый коктейль энергетики и эмоциональности в их выступлении. Зрители сразу это почувствовали. Tape Five так разожгли публику, что после их ухода сложно было переключиться на следующих участников - Оркестр креольского Танго во главе с Андреем Макаревичем.

Но и Андрей Вадимович по-хорошему удивил. Его песни в филигранном исполнении джазовых профессионалов из ОкТ зазвучали совсем по-другому. Конечно, они были узнаваемы, но очарование джаза придало им новые краски. Рассмешили и удивили его "народные" романсы-баллады: они как-то оттенили философские песни и придали выступлению некий "раздолбайский" оттенок. То был уже совсем другой Макаревич. Он даже успел спеть злободневную песню про Путина, что тоже было непривычно для площадки фестиваля.

Второй день фестиваля начался с израильской группы Satori Inteam. Их выступление стало настоящей неожиданностью. Обычно на фестиваль приезжают очень молодые израильские группы, только ищущие свой путь. Но то, что мы услышали, было действительно открытием: утонченные мелодии, лиризм, мягкое звучание… несмотря на волнение (это было первое выступление группы в России), ребята достойно открыли второй день фестиваля и высоко подняли планку исполнительского мастерства.

После израильтян все с нетерпением ожидали выступления Эла Ди Меолы (Al Di Meola) и New World Sinfonia. Высочайшее мастерство Ди Меолы неоспоримо. Конечно, это не классический джаз, но слушать легендарного гитариста - огромное наслаждение (и несомненная удача организаторов). Выступление Ди Меолы затянулось далеко за полночь - никому не хотелось прощаться с легендой. После выступления музыкант провел автограф-сессию, и десятки счастливчиков унесли с собой диски с печатью мастера. Завершили вечер англичане Shakatak.

После израильтян и Ди Меолы они выглядели, к сожалению, довольно скучно и однообразно – механистично отработанная манера исполнения, лишенная какого-то внутреннего огня и энергетики. Зритель это сразу почувствовал и, как говорится, проголосовал ногами. Люди потянулись к выходу, что очень редко бывает на фестивале. Оставалась надежда на третий день и на неотразимого Горана Бреговича.

Фестивальные дни, как яркие вспышки, стремительно проносятся – мы и не заметили, как наступил третий день. Радость ожидания и грусть расставания с фестивалем смешались в душе. Погода снова благоволила фестивалю. Это уже, кажется, заметили все: что бы ни творилось с нашей балтийской переменчивой и капризной погодой, но над фестивальной площадкой происходят чудеса - рассеиваются тучи, даже самый серьезный дождь растворяется в небе легкими каплями, и ясное небо обнимает зрителей.

Третий фестивальный день открывала литовская группа InSearch. Ребята молодые и действительно ищущие, играющие достаточно интересную альтернативную музыку про серьезные человеческие чувства. Сами названия говорили за себя: "Страх", "Игра" – лаконично, но ооочень серьёзно.

Следующим на сцену вышли поляки Jazz Pospolita. Мы привыкли видеть у себя классический польский джаз - и зачастую это немолодые, но бодрые дядечки в шляпах и бабочках. А в этот раз мы увидели юных и авангардных ребят. Их музыка была порой безумной, хаотичной, но всегда в этой какофонии звуков находилась тема и выстраивалась определенная нить ассоциаций.

Ну а третьим долгожданным гостем этого дня фестиваля был Горан Брегович (Goran Bregovic) со своим свадебно-похоронным оркестром (Wedding&Funeral Band) - хэдлайнеры фестиваля Калининград Сити Джаз 2012. Зрители ждали этого выхода! Это было понятно по заполненному залу, по газонам, полным зрителями – в общем, за периметром фестивальной площадки не было свободного места. Когда неожиданно зазвучали первые ноты трубных проигрышей, это было как электрический разряд - цепь замкнуло, и начался большой балканский карнавал! Танцы до упаду, обаятельный Брегович, который заводил зал не только блеском своих глаз и сверканием голубых ботинок, но и бешеным ритмом своего оркестра. Не было только джаза. Но это было уже неважно – веселье, фейерверк чувств и эмоций - вот чего так не хватало зрителям, и они это получили сполна. Свой "витамин счастья" достался, кажется, всем – спасибо организаторам, с этой задачей они справились!

Жаль, что время фестиваля закончилось, но с нами остаётся надежда на встречу в следующем году на этой же фестивальной площадке!

13.08.2012, Сергей ПОДЕЛЕНКО (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: