SAINT ETIENNE  Скрытое в листве

В день выхода нового альбома Saint Etienne Звуки разбирают дискографию одной из лучших поп-групп 90-х в поисках скрытых бриллиантов.

В наше время, когда перерыв между двумя студийными альбомами заслуженных музыкантов может легко составить десять, пятнадцать, а то и все двадцать лет, семилетнее молчание Saint Etienne вроде бы не должно выглядеть чем-то из ряда вон выходящим. И, тем не менее, узнав о выходе в конце мая их новой работы “Words and Music by Saint Etienne”, невольно удивляешься: как, всего семь лет? Кажется, что их не было очень, очень давно – настолько, что многие успели основательно о них подзабыть (и совершенно зря). При этом, за два с небольшим десятилетия группа успела выпустить столько музыки, сколько иным деятелям шоубиза не грозит осилить и за гораздо больший срок. Но обо всем по порядку.

Несмотря на то, что началом творческой биографии группы считается 1988-й, отправная точка в истории Saint Etienne – конец 60-х годов. Именно тогда, в совсем еще юном возрасте, произошло знакомство Боба Стэнли (Bob Stanley, настоящее имя Роберт Эндрю Шукман (Robert Andrew Shukman)) и Пита Уиггза (Pete Wiggs), с годами превратившееся в крепкую дружбу, а их увлечение музыкой, ограничивающееся вначале лишь коллекционированием пластинок, постепенно переросло в нечто большее. Так, после окончания школы Стэнли работал в различных музыкальных магазинах, а во второй половине 80-х объединяет свои усилия с Уиггзом и начинает выпускать фэнзин под названием Caff. Параллельно с этим Стэнли в качестве журналиста сотрудничает с ключевыми британскими музыкальными изданиями – NME, Melody Maker, Mojo. Дальше – больше: не ограничиваясь одной только журналистикой, в 1989 году друзья запускают собственный лейбл, которому дают успевшее уже получить относительную известность название – Caff Records. Просуществовал он всего три года, успев, однако, за это время выпустить синглы The Field Mice, Television Personalities, Biff Bang Pow и даже Pulp и Manic Street Preachers.

Естественно, нет ничего удивительного в том, что следующим этапом деятельности Боба и Пита становится создание группы. Назвавшись в честь одного из самых титулованных французских футбольных клубов и записав за одну ночь кавер на песню Нила Янга (Neil Young) “Only Love Can Break Your Heart” с участием приглашенной вокалистки Мойры Ламберт (Moira Lambert), Saint Etienne, можно сказать, проснулись знаменитыми – хип-хоповый бит, выпуклая басовая линия и мечтательный женский вокал превратили фолковый оригинал Янга в совершенно самостоятельное произведение (в дело пошел даже небольшой сэмпл из “When The Levee Breaks” Led Zeppelin). Вышедший в мае 1990 года сингл попал в UK Top 100, что для практически неизвестной группы было невероятным успехом. После этого было многое: появление в коллективе третьего неизменного участника и соавтора многих песен Сары Крэкнелл (Sarah Cracknell), голос которой стал неотъемлемой частью образа группы, выступления на крупнейших музыкальных фестивалях (на разогреве у Saint Etienne играли в свое время Oasis и Stereolab), растущая в геометрической прогрессии популярность, как в Европе, так и за океаном, титул “самой стильной поп-группы 90-х” и, конечно, весьма солидная дискография.

Дискография Saint Etienne – вещь непростая, неискушенному человеку достаточно легко в ней запутаться. Помимо основных студийных альбомов, группа любит выпускать так называемые “континентальные” релизы: например, только в Японии были выпущены “Continental” и “The Misadventures Of Saint Etienne” (саундтрек к фильму “Злоключения Маргарет”), только в США – сборники “Places To Visit” и “Interlude”, а также ограниченный тираж альбома “Good Humor” с бонус-диском “Fairfax High”, только в Испании – промо-сингл “Shower Scene”, ну и так далее. Особенное место во всем этом великолепии занимают альбомы и синглы, выпускаемые только для членов фан-клуба группы: начиная с 1995 года их появилось уже более десятка, выход каждого из этих дисков приурочен к какому-либо событию, будь то Рождество (“Xmas’95”, “ Xmas 2003”, “Xmas’11 EP”) или День Святого Валентина (“Valentine's Day '97”). Само собой, за эти редкости (тираж которых предельно ограничен) идет непрекращающаяся борьба – например, в 2002 году сборник раритетов первой половины 90-х “I Love To Paint” ушел на Ebay за 750 фунтов!

Во всем обилии материала группы существует немало интересных композиций, прошедших мимо чартов и известных в большинстве своем лишь истинным фанатам трио. Для нашего обзора мы выбрали одиннадцать таких неочевидностей.

“I’m Too Sexy” (The Fred EP, 1992)
Эти три слова знакомы каждому, кто смотрел MTV в начале 90-х – видео с участием двух бритоголовых качков и кудрявого гитариста, в окружении десятков девушек в нижнем белье, крутили тогда весьма интенсивно. Успехом трио не преминул воспользоваться родной дом Saint Etienne – лейбл Heavenly – и через полгода после выхода дебютного альбома Right Said Fred “Up” появился “The Fred EP”, сборник из трех кавер-версий нашумевших хитов братьев Фэйрбрасс. На фоне двух остальных участников этой семидюймовки (ими стали практически неизвестные сейчас Flowered Up и The Rockingbirds) Saint Etienne выгодно выделяются своей фирменной изысканностью и прогрессивностью.

“Who Do You Think You Are” (Hobart Paving/Who Do You Think You Are, 1993)
Наверное, нет ничего странного в том, что группа, начавшая свою карьеру с исполнения чужой песни, занимается этим снова и снова (умея при этом отлично писать свои собственные). Кавер-версии в творчестве Saint Etienne - предмет для отдельного разговора, появляются они, как правило, в различных сборниках, а иногда в качестве бисайда очередного сингла. Так, например, произошло со старинным хитом полузабытой английской группы Jigsaw, который Saint Etienne переиграли, убрав всю помпезность, оставив потрясающую мелодию и добавив от себя пару характерных штрихов - воздушные партии клавишных и глубокий, сочный бас.

“I Was Born On Christmas Day” (Xmas’93, 1993)
Одна из первых совместных работ Saint Etienne (в качестве приглашенного вокалиста выступил фронтмен The Charlatans Тим Берджесс (Tim Burgess)) вышла на рождественском сингле 1993 года. Этот стандартный, в общем-то, дэнс-поп-номер - что-то вроде посвящения Бобу Стэнли, который родился 25 декабря 1964 года - добрался до 39 места в британских чартах, не в последнюю очередь благодаря запоминающемуся видео.

“Jungle Pulse” (Reserection, 1995)
“Jungle Pulse”, построенная на цепком сэмпле из композиции Afrique “House Of Rising Funk” (риффом кто только ни пользовался - вспомните The Prodigy с их "Smack My Bitch Up") - это ни что иное, как трип-хоп по версии Saint Etienne. Формально вещь не новая и является переработкой раннего хип-хоп-сингла “Filthy”, но в “Jungle Pulse” к трио присоединился французский певец/сонграйтер Этьен Дао (Etienne Daho), чей вокал добавляет этому и без того выразительному номеру еще больше экспрессии. Финальный штрих - мрачное видео, в котором при желании можно уловить некоторые аналогии с “Angel” Massive Attack.

“Like A Motorway (Chekhov Warp Dub)” (Casino Classics, 1996)
“Angel (Broadcast Mix)” (Casino Classics, 1996)
В октябре 1996 года вышел “Casino Classics” - двухдисковый сборник ремисов на песни Saint Etienne, среди участников которого - Aphex Twin, Дэвид Холмс (David Holmes), Death In Vegas и даже будущий лидер продюсерского дома Xenomania Брайан Хиггинс (Brian Higgins). Из этой подборки мы выбрали два трека - десятиминутную дабовую версию сингла 1994 года “Like A Motorway” (сработанную The Chemical Brothers в их лучших традициях) и трек “Angel”, превращенный гениальными экспериментаторами Broadcast в трип-хопово-амбиентную зарисовку.

“Stormtrooper in Drag” (Continental, 1997)
В 1997 году стало ясно, что Saint Etienne живут не одними лишь 60-ми - примером послужил записанный для японского диска “Continental” кавер на песню Гэри Ньюмана (Gary Numan) и басиста Tubeway Army Пола Гардинера (Paul Gardiner) “Stormtrooper in Drag”, впервые вышедшую в 1981 году. Мрачный нью-вэйв оригинальной версии был мастерски переделан в идеальный клубный транс, а томный шепот Крэкнелл добавлял песне загадочности и эротизма.

“4:35 In The Morning (Kid Loco Mix)” (Fairfax High, 1998)
Для американского издания альбома “Good Humor”, включавшего в себя бонус в виде пластинки “Fairfax High” французский электронщик Жан-Ив Приер (Jean-Yves Prieur), более известный под псевдонимом Kid Loco, сделал ремикс на малоизвестную композицию группы “4:35 In The Morning”, посадив нежную фортепианную балладу на трип-хоповый бит и снабдив ее, помимо прочего, возвышенной духовой секцией. Эта композиция – погруженная в неторопливый грув, и в то же время, необычайно атмосферная – в дальнейшем также вошла в сборник Kid Loco “Jesus Life For Children Under 12 Inches” и оказалась там одной из лучших.

“Bar Conscience” (Interlude, 2001)
00-е годы для Saint Etienne стали временем относительного затишья - группа выпустила всего два студийных альбома, ”Finisterre” и “Tales From Turnpike House” (заиграв более прямолинейный, но все такой же невесомо-прекрасный поп), а также несколько сборников синглов и неиздававшихся ранее вещей. Одной из таких компиляций стала изданнная в 2001 году (и снова лишь в Штатах) “Interlude”, включавшая в себя различные бисайды и вещи, не вошедшие в альбом “Sound Of Water”. В середине этого альбома притаилась довольно нехарактерная для Saint Etienne композиция “Bar Conscience” - психоделичный инструментал, в котором при желании можно услышать даже отголоски краут-рока.

“Missing Persons Bureau” (A Good Thing, 2005)
Возвращаясь к альбому “Tales From Turnpike House”: совершенно невозможно пройти мимо еще одного кавера, появившегося в 2005 году на обратной стороне сингла “A Good Thing”. Это песня дуэта Womack & Womack (состоящего, как несложно догадаться, из брата знаменитого Бобби Уомака Сесила и его жены Линды) “Miissing Persons Bureau”, которая, будучи в оригинале обычной соул-поп-вещицей с акцентированной ритм-секцией, в исполнении Saint Etienne раскрывается с неожиданной стороны, становясь печальной гитарной балладой и приобретая необыкновенную глубину.

“Spring (Air France Remix)” (2009)
Слушая этот незамысловатый ремикс от Air France на одну из лучших песен с дебютного альбома группы “Foxbase Alpha”, лучше всего вспомнить слова Дугласа Коупленда, написанные им в качестве аннотации к другому альбому Saint Etienne - “Good Humor”: ”Звуки города - это звуки, несущие нам вести о любви и приключениях. Это звук Saint Etienne - звук огромного города, умудряющийся при этом быть предельно светлым, звук любви без вины и надежды без оговорок”. Есть ли смысл что-то добавлять? Вряд ли.

Новый альбом группы, “Words and Music by Saint Etienne”, вышел 21 мая.
Прослушать его целиком можно на сайте NPR.

21.05.2012, Кирилл КОНДРАТЬЕВ (ЗВУКИ РУ)

SAINT ETIENNE - свежие публикации:

Сайт: www.saintetienne.com

SAINT ETIENNE

Дата образования:

1 января 1988